RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Антимусульманский формат. Часть 3.

24.12.2010 13:44

Мигранты…Реальная проблема или отвлекающий элемент?

 

Европейская пропаганда противопоставления иудео-христианской парадигмы исламской составляющей отражается и на российском поле. Вплоть до неисключения вхождения в новую связку православия. В этом контексте ряд аналитиков убеждены в геополитическом подтексте антимусульманских проявлений в России. Исторический опыт, однако, свидетельствует об особой значимости внутрироссийского мусульманского поля в периоды позиционирования Москвой себя самостоятельным внешнеполитическим игроком.



Экскурс в недалекое прошлое


Вот как эту ситуацию оценивает не нуждающийся в особом представлении Сэмюэль Хантингтон: «Холодная война закончилась с исчезновением железного занавеса. Но как только был ликвидирован идеологический раздел Европы, вновь возродился ее культурный раздел на западное христианство, с одной стороны, и православие и ислам - с другой». Т.е. подспудно Хантингтон ставит вопрос о геополитическом партнерстве России и мусульманского мира. Подтверждается это анализом ситуации в данном направлении с начала 2000 г.



Правопреемничество на внешнеполитический курс Советского Союза Россия объявила к периоду Миллениума. В 2000 г. был подписан договор об образовании ЕврАзЭС, а 2001 г. явился годом ШОС. В 2003 г. был реанимирован «Российско-арабский деловой совет", а "тесное взаимодействие православной и мусульманской общин России" тогдашний посол по особым поручениям МИД РФ Вениамин Попов назвал "залогом стабильности общества". Идеологическое обрамление этих шагов озвучили религиозные структуры. В 2004 г. епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан заявил о неприемлемости "для Православия и Ислама" реализации "теоретических моделей в создании подобия технократического рая на земле". Тогда же патриарх Московский и всея Руси Алексий, подчеркнув, что "Ислам не проповедует терроризм и насилие", констатировал исторический опыт мирного проживания русских, татар и башкир.


Тем самым, доктринальные установки по отношению к мусульманскому миру в целом и Исламу, в частности, были подвергнуты мощнейшей корректировке. Постепенно с экранов российских телеканалов начал исчезать образ «прыгающих» вооруженных «бородачей-исламистов», и патриарх Алексий заявил о привнесении конфликтов извне, для разделения страны "еще и по вероисповедному принципу. Этим попыткам разделения надо противостоять". Как следствие, в 2005 г. Москва приступила к выходу с "промусульманскими настроениями" и на международную арену, получив статус наблюдателя в ОИК. С 2006 г. функционирует т.н. Группа стратегического видения "Россия - исламский мир". Тогдашний глава РФ Владимир Путин, на фоне заявления о невозможности функционирования однополярной модели в современном мире, указал, что, в отличие от Европы, где мусульманское население, даже при приобретении гражданства во втором поколении, считает «себя поколением мигрантов», российские приверженцы Ислама составляют неотъемлемую часть "многонационального и многоконфессионального российского народа": совместное проживание "на этой территории" мусульман и христиан "более тысячи лет" привело к созданию особой этнокультурной общности". Данное определение звучало в унисон известному высказыванию тогдашнего митрополита Смоленского и Калининградского, ныне патриарха Московского и всея Руси Кирилла: "Ислам является второй после православного христианства религией России не только по численности последователей и влиянию, но и по своему вкладу в строительство Государства Российского". "Значительная часть российского дворянства, в том числе и высшего, - говорил он, - имела этнически мусульманское происхождение"; татары "подарили стране десятки военачальников, государственных деятелей и ученых"; "мусульманская культура обогатила русский народ и во многом способствовала воспитанию в нем религиозной терпимости", не свойственной "до последнего времени соседним европейским народам".



Что на сегодня? (Мечети и Курбан-байрам)


А на сегодня, к сожалению, ситуация разворачивается не лучшим образом. Уже объявлено о запрете возведения мечети в Текстильщиках. Как отмечает в этой связи российский публицист и библеист Андрей Десницкий, «мечети в Москве возникли далеко не вчера», да и в России «на своих исконных территориях проживают миллионы мусульман»; так что если в Москве есть множество мусульман, то столице необходимы и мечети" - это вопрос нашей способности воспринимать окружающий мир адекватно". Но рассуждают как Десницкий далеко не многие. Вследствие чего председатель ДУМАЧР, сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов назвал целесообразным открытие молельных помещений.



Но ладно, если бы проблема ограничилась "мечетным" почерком. В конце ноября достоянием общественности стало обращение к мэру Москвы от Общества защиты животных «Вита» с просьбой запретить публичные жертвоприношения животных во время празднования Курбан-байрама.



По словам одного из подписантов, Андрея Макаревича, письмо поддержали Артемий Троицкий, Леонид Ярмольник, Лайма Вайкуле и др. Довольно интересно видеть в едином строю А.Макаревича и известного российского музыкального критика А.Троицкого. Дело в том, что когда в один из октябрьских вечеров глава России Дмитрий Медведев встретился с рок-музыкантами, по словам А.Троицкого, на встречу с первым лицом государства пригласили «давно отполированных» ветеранов, занимающихся самоцензурой. Сегодня же музкритик оказался рядом с... А.Макаревичем.



Другое дело, что, по словам имама Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиля Аляутдинова, «при всем желании никто так и не нашел ни одного барана, которого бы резали на улице». Но разве конкретно этот ракурс был основополагающим в аспекте появления письма, а не искусственное расслоение общества по конфессиональному признаку?



Вот уже просачивается информация об интересе российских милиционеров к получению списка русских, принявших Ислам (говорится о запросах такого рода в преломлении к Тамбову и Воронежской области).



Что на сегодня? Мигранты и... "татарский вопрос"


Весьма симптоматично обрамление происходящего не антимусульманским фоном, а антимиграционным (в унисон аналогичным проявлениям в Западной Европе). Тончайший нюанс, однако, в постепенном пробитии мысли о некоем взаимонепонимании между коренными жителями российской территории. Называющая Россию исторически моноконфессиональной страной Елена Чудинова утверждает об уникальном опыте "долгого существования" татар "в стране европейского типа, стране христианской модели". В связи с чем она задается вопросом: "А были бы протесты жителей Текстильщиков, если б они знали, что в мечеть будут ходить преимущественно татары?" Последних она называет такими же москвичами, образованными и квалифицированными, людьми "с европейскими привычками", противопоставляя им "узбеков и таджиков, не имеющих не только опыта европейского проживания… людей диких". Хотя уже цитированный А.Десницкий считает благородным помогать "приезжим знакомиться с нашей культурой, осваивать наши нормы поведения", а требования к ним забывать собственную идентичность называет нелепыми. С другой стороны, известный российский исследователь Андрей Зубов подчеркивает: "Ислам угрожает нам постольку, поскольку мы теряем собственную веру"; если пружина веры «потеряла упругость, то будущего у нас нет».



Чудинова же, зафиксировав наличие т.н. темной массы среди мигрантов, не исключает желания неких сил «опереться» на «темные необразованные массы» для получения политического капитала. Помещая в число ищущих опоры "татарских экстремистов", расшатывающих "глубокие корни спокойного сосуществования русских и татар". Вслед за чем Е.Чудинова определяет татар самым уязвимым звеном России. Т.к. "через них легко отщеплять Россию от ее европейского выбора", для чего "надо прежде всего изменить самоощущение татар, заставить осознать европейские навыки жизни как навязанные". Итог же в том, чтобы «татарский вопрос», которого "никогда раньше и не было", не препятствовал европейскому выбору".



Все ясно, не так ли? Но самое прискорбное, что в ход пущено новое понятие "татарский вопрос" (или проект?). Тут как тут подоспевают «подтверждающие угрозу» события. Так, в Чистополе (Татарстан) зафиксирована попытка подорвать руководителя Центра по профилактике экстремизма. В последнюю декаду ноября спецоперация по уничтожению вооруженной группы была осуществлена уже в Нурлатском районе юга республики. В обоих случаях фигурирует название "Хизб ут-Тахрир".



Не становимся ли мы свидетелями дебютного розыгрыша новой партии на искусственную дестабилизацию ситуации в РФ?


Как бы то ни было, новый разворот событий внутри России вряд ли развивается спонтанно, вне зависимости от внешнеполитических тенденций. Пропагандируемая в последние недели жизненность рекламируемой Европой иудео-христианской спайки (в пику мусульманскому фактору) аккуратно "переселяется" на российское поле, с пока еще не громким лоббированием превращения «двуединства» в триединую связку: посредством подключения православной линии.

P.S. Ну а пока суть да дело, мигрантам запрещено быть нанимаемыми на работу в сферу розничной торговли алкогольными напитками и лекарствами, к торговле в палатках и на рынках: в любые места вне магазинов. Как пояснил председатель думского комитета по экономической политике Евгений Федоров, сделано это исключительно в интересах российских граждан.

 

Теймур Атаев, политолог

По материалам IslamNews

 

Ссылки по теме:

Антимусульманский формат. Часть 1.

Антимусульманский формат. Часть 2.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/14603/">ISLAMRF.RU: Антимусульманский формат. Часть 3.</a>