RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Арабский мир в июле 2011г.: что-то меняется, но многое остается неизменным

06.07.2011 17:30

Начало лета не принесло радикальных изменений в судьбах арабского мира. Удерживают свою власть новые власти в Египте и Тунисе, увеличивая число приговоров деятелям свергнутых  режимов. Правда большинство из этих чиновников осуждается заочно, так как заблаговременно успело покинуть родину.

 

Запад и арабские страны Персидского залива оказывают многомиллиардную помощь новым режимам, так как продолжение революций угрожает опрокинуть остатки стабильности. Режим Муаммара Каддафи и оппозиция не могут разгромить друг друга, но все попытки  посредничества и диалога пока не приносят успеха. Стороны не доверяют друг другу. Ордер на арест Каддафи, выданный Гаагским трибуналом, превращается в этих условиях в один из механизмов давления.

 

Власти Сирии также не могут взять ситуацию под кроль. Наряду с жестким присутствием силовиков в Дамаске и Халебе войска перебрасываются в новые центры волнений. Последней из них была Хама, исторически известная как центр радикальных суннитов в лице «братьев-мусульман». Оппозиция по всей видимости воздерживается от массового террора, и это отличает ситуация от положения 30 лет назад при президент Хафезе Асаде. Тогда в ответ на убийства силовиков и представителей правящей партии Баса» в 1982 г. сирийские войска развернули массовый террор в Хаме, жертвами которого считаются около 20.000 человек. Сегодня «братья-мусульмане» в Сирии, как и в Египте, предпочитают действовать путем пропаганды. Они ставят вопрос о демократизации и справедливости, стремясь завоевать поддержку благочестивого среднего класса.

 

Образцом здесь вероятно является правящая в Турции «Партия справедливости и развития». Не случайно, что последняя сконцентрировалась на сокращении роли военных как законодательно, так и путем арестов среди генералитета, обвиненного в подготовке государственного переворота. Мусульманская буржуазия Турции, объединенная как историческими суфийскими связями, так и в рамках современных торгово-промышленных объединений, стремится окончательно покончить с доминирующим положением военных. Арабские страны пока весьма далеки от этой цели, но тенденция налицо…

 

При внешнем ослаблении суннитского блока, его ключевые игроки Египет и Саудовская Аравия сохраняют свое сотрудничество. Для нового режима в Каире инструментально важны ассигнования нефтяных монархий, многие из которых достаточно предметно направлены на развитие бизнеса. Для арабских же петрогосударств Египет гарантирует нераспространение шиитского блока в Средиземноморье.

 

Намеки Эр-Рияда на возможность развития саудийской ядерной программы, в ответ на возможное появление ядерного оружия у Ирана, достаточно откровенны. В целом, как мы и указывали, монархические режимы  меньше таской, а больше лаской доказали свою состоятельность. Не случайно, что в конституционном эксперименте ключевую роль играет Марокко, монархия наиболее географически удаленная от Персидского залива, не имеющая зон насилия на своих границах. Здесь прошел референдум, где 98,5% марокканцев поддержали проект демократических конституционных реформ, предложенный королем Мохаммедом VI. При этом, явка составила 73% населения, треть из проголосовавших составляли лица моложе 35 лет. Отныне главу правительства будет по-прежнему назначать король, но выбирать его монарху придется из партии, одержавшей победу на выборах в палату представителей. Премьер-министр также получает право роспуска палаты представителей.

Король сохранит за собой статус главнокомандующего, религиозного главы и верховного судьи государства. Берберский язык, на котором говорит 40% населения, будет объявлен официальным наряду с арабским. Большое внимание в новой конституции будет сосредоточено на правах и свободах граждан и на равенстве полов. В случае успеха реформ, возможно их распространение. Марокко и Иордания сейчас укрепляют блок со странами Залива.

Наихудшей является ситуация в Йемене, где вакуум власти приводит к захвату   целых провинций сторонниками «аль-Каиды». Здесь, как и в Ливии и Сирии отсутствуют механизмы даже сговора внутри элиты, которые способны прекратить кровопролитие. Неудача  решения вопроса о Каддафи подтолкнула Россию и Китай  к негативному отношению к принятию жестких санкций против Дамаска. Сирия, наряду с «Хезболлой» остается важнейшим союзником Ирана в Средиземноморье.  Усиление конфронтации между Саудовской Аравией и Ираном становится ключевым фактором сплочения для всего арабского мира. Усиление дестабилизации в Ираке и поддержка Ираном шиитских движений в Заливе также усиливают уровень противостояния. Анкаре также важно сохранение единого и хотя бы относительно стабильного Ирака. Ведь угроза создания независимого курдского государства является кошмаром для турецких политиков на протяжение столетия. Так что не так много изменилось за эти месяцы арабской революции, и процесс постепенных реформ запустил свои обороты хотя бы в ряде стран.

 

 

Айдар Хабутдинов

 Профессор, доктор исторических наук

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/16727/">ISLAMRF.RU: Арабский мир в июле 2011г.: что-то меняется, но многое остается неизменным</a>