RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

В дни праздников мы вместе...

10.10.2011 13:40

С каждым годом в России увеличивается количество мусульман, отмечающих основные праздники: Ураза-байрам и Курбан-байрам.  В последние годы они постепенно стали выходными днями в мусульманских республиках в составе нашего федеративного государства.   Российская умма регулярно слышит добрые слова в свой адрес от лидеров государства, глав администраций регионов.  30 августа президент России Дмитрий Медведев поздравил российских мусульман с Ураза-байрамом. В его послании указывается, что «Мусульманская умма России вносит значимый вклад в укрепление гражданского мира и межконфессионального сотрудничества; своей просветительской деятельностью помогает воспитанию молодёжи на основе толерантности и уважительного отношения к представителям разных народов; возрождая традиционные исламские ценности, содействует сохранению культурного многообразия России».

 

В дни мусульманских великих праздников обеспечиваются трансляции богослужений по центральным и местным каналам. Их аудитория может наблюдать ежегодный рост числа молящихся. Соответственно растет и число откликов по поводу этих праздников в печатных и электронных средствах массовой информации, в интернете, включая блогсферу. Прошедший 30 августа Ураза-байрам вновь поднял на самый гребень информационной волны тему мечетей в России и вполне вероятно, что еще большее внимание привлечет приближающийся в ноябре Курбан-байрам.

 

Вместо 55 тысяч, пришедших на праздничную молитву в честь Ураза-байрама в Московскую Соборную мечеть в 2010 году, нынче на эту же молитву собралось уже 65 тысяч (по данным ГУВД Москвы). На Курбан-байрам в мечеть на Проспекте мира в прошлом году собралось 70 тысяч, поэтому можно прогнозировать на Курбан-байрам в текущем году до 90 тысяч молящихся, а совокупно количество принявших участие в праздничной молитве в мечетях по Москве может пересечь символический рубеж в 100?000. Рекордным было количество молящихся мусульман и в северной столице. Около только Петербургской Соборной мечети собралось по некоторым данным до 40.000 человек. МВД подсчитывало количество мусульман только в зарегистрированных мечетях, при том, что существуют весьма многочисленные молельни-мусалли.

 

Такая же ситуация складывается в большинстве регионов России. Так, например, две тысячи молящихся на Ураза-байрам в Твери с населением в 400 тысяч человек составляет в процентном соотношении примерно то же самое, что и 75 тысяч в 12?миллионной Москве. И это в Твери, исторически бывшей одним из центров Северо-Восточной Руси, городе, где дореволюционная община мусульман ненамного превышала 200 душ мужского пола. Мы уже не говорим о сотнях и десятках тысяч мусульман, молящихся в Казани, Уфе, Грозном, Махачкале, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Саратове, других городах.

 

Принято говорить, что только незначительная часть этой огромной массы — коренные россияне, а подавляющее большинство — мигранты, среди которых есть и недавно получившие гражданство, и временные рабочие, а есть и не имеющие необходимой регистрации. В глазах жителей столицы и ряда других российских городов возникает представление о безбрежной стихии, что приводит некоторых к растерянности, а некоторых и к глубинной ненависти. Причем оба эти чувства замешаны на внутренней неуверенности перед лицом качественно нового явления.

 

Нельзя не заметить, что массовые собрания верующих отличаются миролюбием и отсутствием кровавых инцидентов в отличие от столкновений фанатов или противоборствующих политических группировок. Мне тоже не всегда приятно, когда в районе моего детства на нижегородском автозаводе я вижу лица, отличающиеся цветом кожи и разрезом глаз от привычных мне с младых ногтей соседей. С другой стороны, я прекрасно понимаю, что ни я, ни мои друзья, ни мои соседи не хотели бы, чтобы их дети работали дворниками, продавцами или шоферами общественного транспорта. Наши предки сто или тридцать лет назад приезжали в город не для того, чтобы их дети оставались внизу социальной лестницы. Только раньше в город уезжали 1–2 из крестьянских 10 детей, а сейчас в деревне зачастую остались одни старики или те немногие, кто разучился работать. Перепись 2010 г. явственно показала, что в коренных русских областях вокруг столиц численность населения упала за последние годы на сотни тысяч людей и (или) десятки процентов. Это касается и моей родной Нижегородчины. В Приволжском федеральном округе сохраняют численность только Татарстан и Башкортостан. А ведь в 1930–1950?е гг. практически все Поволжье, особенно эти две мусульманские республики считались трудоизбыточными. В целом выходцы из Поволжья на протяжение нескольких веков мигрировали на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, в казахские степи, в Среднюю Азию. В самой известной татарской пьесе «Зенгер шаль» («Голубая шаль» рассказывается о жизни мигрантов, которые спускаются в опасные для жизни шахты: «Там нет ни серпа, ни плуга». Сегодня татары поедут только за хорошим образованием, высокооплачиваемой работой или для участия в семейном бизнесе.

 

Поэтому лидеры государства, представители Федеральной миграционной службы, ученые-демографы единогласно говорят, что в ближайшие годы нам нужно примерно десять миллионов рабочих рук. Их могут нам дать прежде всего кишлаки Средней Азии. Мы хорошо понимаем, что в ближайшее десятилетие мигранты никуда не уедут, да и российская экономика не сможет от них отказаться. В конце концов и СНГ создавался с самого начала как и единый рынок рабочей силы. При всем многообразии выбора, вариант только один — окультуривание, интеграция мигрантов. Проблема возникает с выходцами из сельской местности, которые просто не знают как вести себя в городе. Необходимо сохранить те навыки уважения соседей и старших, которые принесли они из деревни, и вместе с тем, научить мигрантов как вести себя в мегаполисе. Посмотрите советские плакаты для взрослых 1930–1950?х гг., объясняющие как обходить транспорт и вести себя с огнем, чтобы понять — эта проблема касалась не только мигрантов из Средней Азии, но и соседних русских регионов. Вспомните классическую историю «Золушки» из «Светлого пути» с Любовью Орловой! Большинство мигрантов?мусульман, среди которых все больше женщин, так же готовы работать, чтобы обеспечить себе и своим близким лучшее будущее. Отличие этих мигрантов от выходцев из русской глубинки во все возрастающем языковом барьере.

 

Эту тенденцию необходимо переломить и найти ту форму интеграции, которая была бы приемлема как для принимающего общества, так и влившегося сообщества. Центрами адаптации и социализации мигрантов становятся российские мечети. Достаточно вспомнить примеры мусульманской общины в Иваново, где последовательно проводится работа по социализации детей-мигрантов, обучению их русскому языку. Община подмосковной Балашихи также регулярно выступает в роли центра оказания помощи мигрантам, вплоть до бесплатной медицинской консультации.

 

Это может показаться парадоксальным, но московские «гастарбайтеры» учат русский язык в мечетях и одним из первых эту закономерность отметил президент России Дмитрий Медведев, сказавший на встрече с муфтиями в Нальчике о том, что мусульманские организации занимаются «такими сложными вопросами, как социальная адаптация мигрантов, и здесь государству и религиозным общинам нужно действовать, что называется, сообща и в самом тесном взаимодействии».

 

При этом традиционно в пятничные и праздничные дни молитва выплескивается на улицы российских городов, доставляя неудобства для остальных горожан. Эту проблему нужно рассматривать разделив на две. Столпотворений у мечетей в пятничные дни можно и нужно избежать. Московская Соборная мечеть расширяется и по окончании реконструкции будет в состоянии вместить всех пришедших на джума-намаз, а в перспективе нужно будет строительство мечетей в остальных административных округах, тогда протяженные ряды молящихся, расположившихся на тротуарах, не будут смущать население.

 

Другие дело в дни празднования Ураза-байрам и Курбан-байрам — такие крупные праздники уместить в стенах мечетей не представляется возможным не то что в России, а даже в исламских странах. По сунне Пророка (мир ему), во время праздничных молитв вся община должна собираться в одном вместе в знак своего единства и соборности. Посыл о том, что праздничные молитвы можно проводить в павильонах и на стадионах, в разных точках Москвы — ложный, именно на Ид-намаз верующие должны продемонстрировать свою соборность, тогда как в пятничные дни должны собираться в мечетях. 30 августа 2011 года народ сделал свой выбор, что называется, ногами. Люди не последовали ложному призыву молиться в помещении, где за несколько месяцев до того проходила выставка собак и кошек, международный каббалистический слет и тому подобные мероприятия, а встали на молитву за законным муфтием.

 

Оппоненты муфтия, проводящие намазы по «собачьим» павильонам, сегодня на первый план выносят тезис о «сносе» мечети, некоторые даже осмелились взять на себя грех такфира и предпочитают молчать о том, что Равиль хазрат взял на себя колоссальную ношу — строительство в самом центре Москвы мечети, которая решит для Москвы и москвичей проблему заполненных молящимися дворов. Старая мечеть разрушалась и даже в случае «спасения» методом консервации не могла бы служить ни «духовным ориентиром», ни «культурным светочем».

 

Реконструкция мечети — это, напротив, единственная возможность предотвратить утрату исторической мечети, продолжить духовную преемственность мусульман в центре российской столицы. У нас перед глазами прецеденты воссоздания мечети Кул Шариф в Казанском Кремле, в которой сегодня кипит и религиозная и общественная жизнь. Есть и другой пример в той же Казани — Апанаевская мечеть, которая уже не одно десятилетие стоит запертой под предлогом восстановления ее в первозданном виде.

 

Мечеть — это всегда живой организм, а не мумия, и должна быть центром притяжения всего нового и передового. Именно в Московской Соборной мечети было положено начало конкурсу чтецов Корана, который сегодня, спустя 12 лет, стал признанным международным мероприятием, собравшим участников из более чем трех десятков стран. Отчет с мероприятия читатель найдет на стр. 4 нашей газеты.

 

Ислам стремительно входит в повестку дня и на международном уровне, и на уровне отдельных государств, и даже на уровне небольших муниципальных образований. Впервые в истории президент Татарстана Рустам Минниханов совершил праздничный намаз в мечети. В президентское кресло Дагестана пришел совершающий намаз Магомедсалам Магомедов. Президент Башкортостана Рустэм Хамитов в этом году совершил умру.

 

На прошедшем в последние выходные сентября съезде партии «Единая Россия» страна, фактически, определилась со своим политическим будущим как минимум на шесть лет вперед. Поэтому опыт государственно-конфессионального взаимодействия, начиная с 2000 г., позволяет нам быть убежденным, что к исламскому вопросу в России будет продолжен трезвый и конструктивный подход, учитывающий как потребности, так и возможности российских мусульман.

 

 

Дамир Мухетдинов
Первый заместитель председателя
Духовного управления мусульман
Европейской части России

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/18270/">ISLAMRF.RU: В дни праздников мы вместе...</a>