Казань накануне Рамадана: поближе к Волге, дальше от Саудии
20.08.2012 12:44Накануне Рамадана произошел явный раскол между сторонниками независимости Татарстана как светского государства и как государства исламского. Первую позицию озвучил лидер Союза татарской молодежи «Азатлык» Наиль Набиуллин, вторую – лидер «Иттифака» Фаузия Байрамова. Напомним, что в ходе пикетов 31 июля и 5 августа в Казани «Азатлык» поддержал сторонников «Хизб ут-тахрир», выступающих за освобождение лиц, задержанных после теракта 19 июля в Казани.
Но «странности» на пикетах, наиболее явной из которых было разделение митингующих по половому признаку, оттолкнули молодых националистов. Наиль Набиуллин дал интервью интернет-газете tatar zaman? под названием: «Хизб ут-тахрир действует против Татарстана, и с ними я больше не буду сотрудничать». Он указал: «Мы больше не будем сотрудничать с движением, действующим против нашей нации, языка, религии, государственности. Это противоречит нашему Уставу. Их вагазы (проповеди) читаются по-русски, сами они говорят между собой по-русски, они с большим сомнением смотрят на ханафитский мазхаб. Мы представители национального движения защищаем ислам, традиционный для татар».[1] Эта тенденция действительно важна, так как националисты, защищая традиции татар, защищают и характерную для татар модель ислама. Не случайно, что Н.Набиуллин упрекает «хизбутов» в том, что они действуют против нашей религии. Н.Набиуллин (род в 1986г.) получивший образование в КГТУ-КАМ обладает способностью разделения между целями исламистов и националистов. Это вызвало негативную реакцию Ф.Байрамовой, зацикленной на противостоянии федеральному российскому центру.
Н.Набиуллин предложил отпраздновать в этому году день суверенитета республики 30 августа путем раздачи календарей с портретом Батырши, улема XVIII в., который перешел от идеи компромисса с российским государством к идее защиты прав мусульман вооруженным путем. Но для нижеприведенной дискуссии Батырша является скорее поводом, чем причиной[2]. Н.Набиуллин в своем Фейсбуке пишет Ф.Байрамовой: «Я татарский националист! Я не защищаю халифат!»
Фаузия Байрамова: Ты знаешь, за что боролся Батырша, братишка? Он борется за ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО»[3] (9 ч. назад).
Н.Набиуллин: «Он борется за независимость. Зачем мне исламское государство, где не будет места моей нации и языку????» (2 ч. назад)[4].
Не могу не привести еще одно мнение о Батырше недавно убитого зав учебным отделом ДУМ РТ В.Якупова: «Почему-то наши «философы» видят в воззваниях Батырши о возврате к состоянию религии времен Пророка — тенденции религиозного «реформаторства». Это просто огрехи «христианского», по сути, их образования… они думают, что ему хочется изменить религию. На самом деле — эта фраза написана для тех людей, с тем мышлением, и они ее понимали исходя из своего состояния колониального угнетения. Они понимали, что нужно освободиться от лап власти неверных. Вернуть ислам к состоянию Пророка (с.), то есть вернуть независимое исламское правление, свергнуть христианский колониализм. Здесь ни на йоту нет никакого приближения и даже стремления к цели изменения собственно религии. Он открыто пишет, что мусульмане — его современники впали в море греха, так как согласны жить при власти так называемого «белого» царя, он объявляет это грехом и взывает к восстанию, к тому, чтобы стать мусульманами времен Пророка (с.), то есть вести джихад»[5]».
Таким образом, как я уже писал 12 лет назад национальная и исламская идеи принципиально несовместимы. Одним нужна независимость или как минимум ограниченный суверенитет в рамках России, другим – исламское государство в форме халифата.[6] При этом Ф.Байрамова в течение 20 лет традиционно играет провокаторскую роль.
Лучше всего об это сказал Ильдус Амирхан 17.08.2012. Он вспомнил события рубежа 1980-1990-х гг.: «В вопросах государственности я предложил Конституцию Сахарова. Назвав ее имперской концепцией, ты ее отвергла. Во время призыва к исламу, ты говорила, что у тебя собственная религия.
Можно сказать, что ты была не против меня, а против ислама, миллета (нации), государства. Только позже ты использовала эти понятия для своих личных нужд.
В депутаты тебя предложил коллектив моей школы. Поэтому меня убрали с работы. У моих учителей были проблемы. Ты топтала людей, которые подняли тебя вверх[7]. В данном случае речь идет об избрании в 1990г. Ф.Байрамовой депутатом Верховного Совета Татарской АССР (с 30 августа 1990 г. ВС РТ) от Сабинского района[8]. Ильдус Амирхан утверждает, что Ф.Байрамова дважды уничтожила Милли Меджлис, ввязав его в политические игры. Действительно Милли Меджлис из органа, формирующего нацию, превратился в структуру, параллельную государству, что привело к его фактической ликвидации. Напомним, что Милли Меджлис в 1992 г. объединил ряд сторонников независимости из числа депутатов ВС РТ, не приостановивших свои полномочия в нем. Милли Меджлис не создав исполнительных структур, фактически претендовало на контроль над всеми тремя ветвями власти. В ответ, большинство депутатов ВС РТ поддержало 7 февраля 1992 г. постановление, утверждавшее, что «ни одна партия, ни одна общественная организация не могут себе присвоить права на осуществление госвласти» в РТ[9].
Крайне негативную оценку у татарской общественности вызвало недовольство, проявленное комиссией по технологиям и коммуникациям Саудовской Аравии. Ведомство выступает против зоны .TATAR, потому что «одна организация не может и не должна представлять национальное множество татарских сообществ»[10]. Татары выступают за единство хотя бы в интернете. Неуважение арабов, особенно из КСА к национальным особенностям татар, стремление навязать свою версию исламской традиции проявлялось с начала 1990-х гг. Недовольство арабским влиянием все сильнее проявляется после терактов в Казани 19 июля. Будем надеться, что в отличие от Р.Сулейманова, компетентным органам хватит здравого смысла, чтобы не валить всех оппозиционеров в Татарстане в одну корзину.
Освобождение 16 августа из-под стражи семь подозреваемых в покушении на муфтия РТ И.Файзова и убийстве В.Якупова было однозначно положительно воспринято в самых разных лагерях. Следственное управление СКР по Татарстану само изменило им меру пресечения после того, как были установлены и объявлены в розыск три предполагаемых исполнителя и организатора этих преступлений, двое из которых являются уголовниками-рецидивистами[11]. Виновники убийства Валиуллы-хазрата должны быть найдены и наказаны, но это не значит, что необходимо прибегать к массовым репрессиям! Татары всегда были народом мужественным и сдержанным, ценящим уважение к себе. Будем надеяться, что всем нам удастся сохранить мир в нашей республике, во имя спокойной жизни граждан республики и всех россиян.
А.Ю. Хабутдинов
[1] Наил Н?биуллин: Хизб ет-т?хрир Татарстанга каршы эшли ??м алар бел?н башкача б?йл?нмим. Идел-урал, С?яс?т | tatar zaman? | 13.08.2012 17:42. http://www.tatartime.com/?p=10398
[2] См. http://www.facebook.com/nailnabi. 13 часов назад. Просмотр. 18.08.2012 г. в 12.35
[3] Выделение подлинника – А.Х.
[4] См. http://www.facebook.com/nailnabi. Просмотр. 18.08.2012 г. в 12.35
[5] Якупов В. М. Татарское «богоискательство» и пророческий Ислам. — Казань: Иман, 2003. — См.
[6] Хабутдинов А.Ю. Современный Татарстан: между национализмом и исламизмом // Конфликт – Диалог – Сотрудничество. – 2000. – Бюллетень N 2. С. 120–127.
[7]См. комент. к статье. Наил Н?биуллин: Хизб ет-т?хрир Татарстанга каршы эшли ??м алар бел?н башкача б?йл?нмим. Идел-урал, С?яс?т | tatar zaman? | http://www.tatartime.com/?p=10398. Коммент. И. Амирхана 17.08.2012 в 06:21. Просмотр: Просмотр. 18.08.2012 г. в 12.35
[8] родной район президента РТ Р. Минниханова. Оцените разницу между выборами в 1990г. и сейчас!
[9] А. Ю. Хабутдинов. Татарстанский референдум 21 марта 1992 года: путь от советской автономии к современному российскому субъекту // Ислам в современном мире.- №7 (2007). См.: http://idmedina.ru/books/islamic/?354
[10] Перр. По: Арабы против татар.17.08.12. См. http://info.nic.ru/node/4264. См. Согуд Гар?бстаны .tatar доменына каршы булса да, Татарстан аны терк?т?ч?к. 18 август 2012, 15:05. http://www.azatliq.org/content/article/24679106.html
[11] Массово арестованных массово освободили. Из восьми подозреваемых в покушении на муфтия Татарстана освобождены семь // Коммерсантъ (Казань), №152 (4934), 17.08.2012. См. http://www.kommersant.ru/doc/2003039