RSS | PDA | Архив   Пятница 24 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

А в прошлое письма не идут…

27.08.2012 11:21

  Посвящается Валиулле­хазрату Якупову (1963–2012)  

 

Я не знаю лучше эпиграфа, чем строчка из «Писем в грядущее» Хади Такташа (1900–1931), чтобы обозначить суть моих мыслей. Великий поэт начинал писать в эпоху великих надежд, на смену которой пришли тяжелые будни. Валиулла Якупов и в наши дни оставался человеком рубежа 1980?х и 1990?х годов — того романтического времени, когда мы все надеялись, что скоро настанет лучшее будущее. Но достигнут ли адресата «Письма в грядущее» нашего поколения? Сегодня внешне центр Казани столь же беззаботен, как и до терактов 19 июля, но уже устраиваются пикеты в поддержку задержанных по обвинению в этом черном деле…

 

На стыке 1980?х и 1990?х татарская столица пробуждалась от многолетнего сна и из провинциального центра вновь превращалась в место, где рождались идеи и институты. В Казани на этом этапе путь молодых активных людей был примерно одинаков: от комсомольской карьеры в ряды Союза татарской молодежи «Азатлык», большая часть лидеров которого достаточно быстро покинула пределы новой России, когда стало понятно, что независимость Татарстана недостижима. Винер Якупов остался, и стал Валиуллой-хазратом.

 

Двадцать лет назад в Татарстане твердо верили в служебную функцию религии Ислама и имамов в руках национального движения и истеблишмента республики. Молодой хазрат был тогда одним из первых (если вообще не первый в Казани), кто понял, что роль Ислама будет расти постоянно. Он начал издавать свои газеты, журналы, книги. Качество изданий было не слишком высоким, авторам перепечатываемых трудов не выплачивались гонорары, но никто и не думал возмущаться. Простой народ изголодался по религиозным знаниям, а в эпоху развала научных институций возможность напечататься в издательстве «Иман» была чуть не единственным выходом. Здесь вышла и моя вторая книга «Миллет Оренбургского Духовного Собрания в конце XVIII — XIX веках» (2000).

 

На рубеже тысячелетий, с упадком татарского национального движения, резко возросла роль Духовного управления мусульман Татарстана и лично Валиуллы Якупова. Тогда были задвинуты в тень появившиеся на перестроечной волне Габдулла Галиулла (муфтий самостоятельного ДУМ РТ) и Фарид Салман (муфтий параллельного ДУМ в составе ЦДУМ). Как и при организации 1?го съезда Всетатарского общественного центра в феврале 1989 года, власти республики не остались в стороне. На встрече президента РФ В. В.Путина и президента РТ М. Ш.Шаймиева с представителями Третьего съезда Всемирного конгресса татар 30 августа 2002 года М.Шаймиев заявил: «Когда у нас пошел раскол внутри республики, несколько муфтиятов в Татарстане появилось несколько лет тому назад… Тогда мы действительно собрали у меня всех и договорились: давай мы проведем объединительный съезд. Провели очень хорошо, и избрали Гусман-хазрата»…

Так на Объединительном съезде мусульманского духовенства РТ был избран муфтием, председателем Духовного управления мусульман РТ Г.Исхаков, занимавший этот пост вплоть до начала 2011 года. На съезде мусульман Татарстана в 1998 году покойный Валиулла-хазрат был одним из основных игроков. В 2002 году Фарид Салман был отстранен от должности имама во время пятничной хутбы в возглавляемой им казанской мечети «Булгар». Я помню этот день и ту активную роль, которую сыграли Валиулла-хазрат и его соратники из Центра исламской культуры «Иман». Мечеть «Булгар» возглавил тогда Илдус Файзов, для которого она станет ключевой опорой при восхождении на пост муфтия ДУМ РТ в 2011 г.

 

Именно тогда, на съезде 1998 года, В.Якупов стал первым заместителем муфтия, председателем вакуфов ДУМ РТ. Он сыграл ключевую роль в ликвидации параллельного муфтията в составе ЦДУМ. Окончательная процедура образования единого ДУМ РТ состоялась на Пленуме 18 марта 1998 года. Здесь был утвержден соответствующий передаточный акт, который подписали В.?Якупов от имени муфтията в составе ЦДУМ и Г.Исхаков. В.Якупов был переизбран на пост первого заместителя главы объединенного муфтията на съезде 2002 года и по 2008 год оставался в этом качестве. Он утратил свой пост в апреле 2008 года на пленуме ДУМ РТ в связи со своим призывом сжигать «неправильную», т. е. входящую в Федеральный список запрещенных материалов, исламскую литературу. Тем не менее вплоть до 5?го съезда ДУМ РТ 2011 года В.?Якупов был заместителем председателя ДУМ РТ по связям с госорганами. Только в 2011 году с приходом И.?Файзова на пост муфтия РТ В.?Якупов становится просто начальником отдела образования муфтията.

 

Покойный Валиулла Якупов был, по общему признанию, генератором идей в ДУМ РТ. Если учесть, что муфтий Г.Исхаков предпочитал решать процессы кулуарным путем, то на всяческих мероприятиях, где шли дискуссии, мы чаще видели Валиуллу-хазрата. Намерение оценить опыт мусульман РТ за прошедшие четверть века проявилось как в его кандидатской диссертации, так и в намечавшейся докторской. В последние месяцы за Валиуллой-хазратом отмечали желание отказаться от навешивания ярлыков (включая обвинение оппонентов в ваххабизме), стремление объяснить верующим, и особенно молодежи, основы исламских традиций у татар. В последней своей концептуальной статье «К вопросу лидерства в мусульманском сообществе», вспоминая дни молодости, Валиулла-хазрат указывает: «Формально у мусульманского духовенства был реальный шанс стать общепризнанным лидером мусульманского сообщества. В 1989–1991 гг. авторитет духовенства был исключительно высок. Если бы официальное духовенство стало выдвигать адекватные идеи и возглавило бы дело возрождения, то лидерство сохранилось бы за ним… Иллюзия единоличного лидерства была, видимо, слишком соблазнительной, за что пришлось вскоре дорого заплатить — возникли кризисы раскола внутри духовенства, конца которым пока не видно».

 

Впрочем, Валиулла-хазрат ставил конкретную цель: «Если смотреть на будущее, то ясно одно — мусульманское духовенство должно осознать себя в качестве самостоятельной, уже сложившейся прослойки, духовенству пора выступить в качестве отдельного актора, у которого есть свои интересы». В настоящем оно скорее склонно «сервильно обслуживать чьи-то интересы». Как специалист по истории российских мусульман я полностью согласен с покойным. Только единство корпорации улемов и имамов, обладающей административным и материальным ресурсами, опирающейся на поддержку уммы, способно вывести российских мусульман из сегодняшнего кризиса. Однако лучшие и наиболее профессиональные оказываются вырванными из наших рядов путем грубого насилия. Тем не менее, пока мы живы, нам необходимо понять, что только своими усилиями мы сможем построить лучшее будущее для себя и для наших детей. Валиулле-хазрату уже не удастся увидеть, каким оно будет, удастся ли нам? В любом случае покойный останется в нашей памяти как человек, который сделал многое и стремился сделать еще больше. Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун — Поистине, все мы принадлежим Аллаху и все мы к Нему вернемся!

 

Айдар Хабутдинов,

 

доктор исторических наук

Газета "Ислам минбэре"

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/23644/">ISLAMRF.RU: А в прошлое письма не идут…</a>