RSS | PDA | Архив   Понедельник 20 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Наблюдения над текущими процессами в российской мусульманской общине (ЧАСТЬ 2)

02.10.2012 17:22

РОССИЯ + УММА = нужны ли мы друг другу?

 

Ранее я объявил, что приступаю к поэтапной публикации цикла политологических наблюдений – и дал вам на обсуждение часть 1. Предлагаю продолжение:

Наблюдение 2. Духовные управления мусульман и муфтии

Духовные управления мусульман в России являются сегодня краеугольным камнем, опорой, единственной плодотворной формой развития мусульманской общины страны. При всех возможностях и ресурсах органов власти, всё-таки решающее влияние на развитие Ислама в конкретном регионе нашей страны каждый раз оказывают именно конкретные духовные управления мусульман – сокращённо их именуют ДУМами
.

Необходимо отметить, что в период становления, институт духовного управления для мусульман выполнял, прежде всего, функцию интеграции в мировую умму. Также важнейшим процессом, запущенным после создания ОМДС, была важная для государства структуризация мусульманской общины России. Многие историки и публицисты делают при этом акцент лишь на интересах государства при создании Оренбургского магометанского духовного собрания. Однако, не стоит забывать, что жизнь простых мусульман Поволжья проходила, по большей части, не соприкасаясь с глобальными замыслами Петербурга, столицы Империи.

Поэтому нынешние апелляции отдельных общественных деятелей к мусульманам с целью… «устранения пережитка Российской империи» неоправданны, они в принципе являются лишь банальной исторической спекуляцией. Институциональное оформление жизни уммы было лишь одной из многих характеристик развития Ислама в России, но никак уж не решающей.

Собственно, важность института духовного управления и тогда, при зарождении, и в настоящее время, определяется тремя аспектами его функционирования
:

Во-первых, это институт, позволяющий организовать и структурировать мусульманскую общину, реализовать её интересы с помощью механизмов, которые предоставляет государство.


Во-вторых, духовное управление в настоящее время является одним из институтов, способствующих развитию исламского образования в России.

Наконец, третье - важнейшей функцией ДУМов, которая сейчас им присуща (речь не идёт о конкретных организациях), является борьба за единство уммы.

Попытаемся проанализировать, каким образом реализуются данные функции духовными управлениями? Стоит сразу оговориться, что речь пойдёт о региональных ДУМах, так как о всероссийских муфтиятах будет сказано отдельно.

Итак, в регионах России основными институтами, с которыми взаимодействует государство, которые выражают интересы мусульман, и которые заботятся о единстве уммы, являются региональные духовные управления мусульман, ДУМы.

Однако, заявленные приоритеты в работе духовных управлений не всегда совпадают с реальным положением дел.В большинстве регионов России налицо конкуренция между двумя, а иногда и тремя (!) духовными управлениями за право выражать интересы мусульман. В основе отсутствия единства лежат, прежде всего, политические причины, о чём я говорил ранее. Но при этом, в результате конкуренции, не просто теряется единство уммы. Зачастую, каждый председатель духовного управления самостоятельно определяет приоритеты в деятельности возглавляемой им организации, и не всегда его видение ситуации идёт на пользу умме. 

 

Среди проблем духовных управлений стоит отметить и явную забюрократизированность и формализованность в процессе их функционирования. В основном это происходит в крупных духовных управлениях в целях систематизации их работы. Естественно, и пример других конфессий играет свою роль, когда за образец берётся религиозная организация с несоизмеримо большими ресурсами. Подобная формализация лишь прибавляет проблем. Это связано и с отдалением лидеров духовного управления от верующих, и с конфликтом поколений, который сейчас стал одной из серьёзных проблем в российском мусульманском сообществе. В итоге, кроме систематизации и формализации работы, духовное управление получает весь набор проблем, характерных для бюрократической структуры.

 

Вторая проблема, на которой стоит остановиться подробнее, бьёт не только по духовным управлениям, но и по целостности уммы. Речь идёт о конфликте поколений, который является характерной чертой для подавляющего большинства региональных общин в России. Молодые, более образованные имамы, в большинстве случаев не могут найти адекватное применение своим навыкам в рамках действующих структур духовных управлений. Иногда это порождает внутреннюю оппозицию, которая разрушает единство духовного управления.

 

Чаще молодёжь… просто уходит на улицу, присоединяясь к различным группам верующих, иногда настроенных безобидно, а иногда ориентированных на использование исламской риторики в интересах террора. Безусловно, ныне необходимы механизмы интеграции молодёжи в деятельность общины. Особенно вызывают беспокойство молодые люди, получившие образование за рубежом, убеждённые в том, что их «знание и понимание Ислама глубже и полнее, нежели у их отцов и дедов».

 

Эта проблема свидетельствует о необходимости не просто активной молодёжной политики в деятельности духовных управлений. Работа с молодёжью сегодня должна вестись в качестве одного из главных направлений! При этом видно, что далеко не везде муфтии уделяют этому достаточно внимания.

 

Не менее важным является вопрос развития российского исламского образования. Именно из-за отсутствия эффективной образовательной системы во многом и возник идеологический вакуум, который разделяет молодое и старшее поколение на данном этапе. Ныне ДУМы являются одними из немногих организаций, ратующих за формирование российской системы исламского образования и при этом предпринимающих реальные шаги в этом направлении.

 

Наконец, ДУМ – это единственная институционально оформленная организация, которая содействует борьбе с экстремизмом, разрушающим единство уммы. События последних лет, связанные с борьбой государственных структур с террористическими и экстремистскими организациями, продемонстрировали, что духовные управления мусульман были одними из немногих, кто занял в этой борьбе сторону уммы, и исходил, прежде всего, из интересов верующих.

 

Таким образом, в наши дни институт ДУМ играет одну из центральных ролей в развитии уммы и в целом Ислама в России.

 

Теперь несколько слов хотелось бы сказать о региональных лидерах мусульманских организаций. Естественно, универсальной формулы работы с уммой в различных регионах сегодня выработать нет никакой возможности, да и потребности в этом нет никакой, поскольку ситуация везде разная. Можно взять два соседних региона с даже примерно одинаковой этнодемографической ситуацией и при этом обнаружить значительные расхождения в работе духовных управлений и позиции муфтиев (не говоря уже об их количестве).

 

Однако, хочется отметить одну деталь, которая, на мой взгляд, может служить неким индикатором «идеологического» здоровья духовного управления и муфтия. Это ориентация прежде всего на интересы общины, лоббирование, прежде всего, интересов мусульман.

 

Зачастую лидеры региональных ДУМов слишком серьёзно и однобоко воспринимают свои обязательства перед другими общественными и государственными институтами. Желание «показать лояльность» перед спонсором или государственным чиновником может рождать поистине удивительные пассажи в отношении Ислама и братьев по вере.

Так, без называния имён, укажу на одного уважаемого мусульманского деятеля, который на совещании у государственного чиновника, сказал, что он больше одобряет деятельность землепашцев, которым некогда думать о различиях в мазхабах, нежели деятельность молодых людей, которые ездят по деревням и проповедуют Слово Пророка (мир ему!). Контекст данного пассажа, понятно, политический, так как все прекрасно понимают, что деятельность этих молодых людей может вырасти в деятельность заведомо оппозиционного характера - как для духовного управления, как и для государства. Но при этом никто не задаётся вопросом, а почему, собственно, такое происходит, и что это значит не только для уммы, но и для всего российского общества?

 

Действуя по этой логике, можно сказать, что лучше всем нам… забивать сваи, чем читать Достоевского или Пушкина, которые в своё время были замечены в свободомыслии. Абсурд!

 

Поэтому необходимо понимать, какие цели должны стоять перед уммой, что необходимо предпринять, чтобы она, во-первых сохранила свою целостность, а во-вторых, являлась органичной частью российского общества?

 

Решение этих задач, по сути, включает в себя и становление исламского образования, и борьбу с экстремистскими организациями, и многое другое, что сейчас совместно делают мусульманские организации и органы власти в качестве самодостаточных проектов. Однако, любой здравомыслящий региональный мусульманский лидер сегодня должен понимать, что создание медресе или строительство мечети несёт и обязанности по отношению к тем людям, которые будут учиться в этом медресе и ходить в эту мечеть. К сожалению, этого осознания в отношении уммы сегодня у большинства региональных муфтиев - нет. Нет и понимания реальных задач развития уммы.

 

Поэтому, на мой взгляд, развитие уммы сегодня напрямую зависит от осознания муфтиями своей реальной роли в этом процессе и структурной реформы деятельности региональных духовных управлений. Она теперь должна быть направлена на реализацию двух вышеозначенных задач.

 

Дамир Мухетдинов

Первый заместитель председателя ДУМЕР

Председатель Совета улемов ДУМНО

Член Общественной палаты РФ

 

(Продолжение следует)

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/24261/">ISLAMRF.RU: Наблюдения над текущими процессами в российской мусульманской общине (ЧАСТЬ 2)</a>