RSS | PDA | Архив   Понедельник 20 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Наблюдения над текущими процессами в российской мусульманской общине (ЗАКЛЮЧЕНИЕ)

29.11.2012 15:18

РОССИЯ + УММА = нужны ли мы друг другу?

 

Во вступлении к этой серии постов в Блоге я написал, что всем россиянам, небезразличным к заявленному вопросу «РОССИЯ + УММА = нужны ли мы друг другу?», предлагаю почитать и обсудить цикл небольших заметок, своего рода политологических наблюдений, из которых планировал составить Брошюру и представить её коллегам в Общественной палате России.

Туда моя кандидатура в мае этого года была предложена Президентом России и - как исламский работник, как политолог - я хотел бы в форме небольших эссе о процессах, происходящих в российском мусульманском сообществе и вокруг него, проанализировать основные тенденции, которые определяют ситуацию в российском Исламе.

Итак, начиная с сентября 2012 года я выкладывал отдельные главы (часть 1 часть 2часть 3часть 4часть 5,часть 6часть 7) будущей брошюры в ЖЖ, а сегодня – Заключение этого цикла.

Буду благодарен за отзывы – в том числе критические. А затем, после обработки – сделаю печатную публикацию и хочу провести её презентацию в Общественной палате России.
Буквально неделю назад поставил здесь «точку» - но передумал!

Вот какие мысли пришли и вот какое решение: хочется продолжить писать в  этом жанре, и соответственно продолжить серию наблюдений. Разве я сам прекращу после презентации вести политологические изыскания? Разве я сказал, всё, что следует? А ведь появляются новые тенденции – как их запеленговать, где и с кем обсудить? И, конечно, я не «истина в последней инстанции» - потому нужен диалог с экспертами, с простыми читателями.

Вот почему, завершая этот цикл сейчас, я говорю: нет, «наблюдения» продолжатся!
Пусть выйдет сейчас как бы «первая серия», а затем работу в таком жанре и в этом ритме есть смысл продолжить. Назову первый выпуск, к примеру, «РОССИЯ + УММА = нужны ли мы друг другу? Наблюдения над текущими процессами в российской мусульманской общине – итоги 2012 года».

А потом в целом продолжу практику написания наблюдений в подобном формате на различные темы, волнующие умму России. И назову следующее издание также, но с добавлением – «итоги 2013 года». И так далее…

В таких случаях мусульмане говорят «Инша Аллах! – Если на то будет воля Аллаха!»

Заключение.

Заключение данных наблюдений хотелось бы сделать несколько необычным - с точки зрения результирующей части. Постараюсь не повторять как таковых выводов, которые, исходя из текста, уже очевидны, и прогнозов, которые в любом случае являются умозрительными конструкциями, построенными на аналитических способностях специалистов (или неспециалистов).

Выскажу ряд пожеланий. 

Их можно принять к сведению тем, кто заинтересован в развитии российской уммы и самой России, как целостной и политически устойчивой общности.

1 – Первый пакет пожеланий, по традиции, адресован органам государственной власти. 

На данном этапе уже создано достаточно много различных структур, которые помогают развиваться исламскому сообществу, выживать одним или идти вперёд другим мусульманским организациям, открывать новые сферы деятельности и социальной активности. При этом созданные структуры работают фактически изолированно друг от друга. И координированными их действия назвать никак нельзя. Возможно, создание своеобразного центра, координирующего их деятельность, станет новым шагом к формированию условий для развития российской уммы.

Речь идёт о формировании сетевой организации, включающей в себя научно-исследовательский центр (или центры), образовательные центры для подготовки светских специалистов по максимально широкому кругу вопросов, связанных с Исламом (не только основы вероучения, но и региональные особенности, исламская экономика, этнические особенности и т.д.), фонд поддержки исламской науки и культуры, общественные организации мусульман.

В случае реализации в этой сети организаций единых задач и подходов, можно ожидать качественного рывка в развитии мусульманского сообщества уже в ближайшие годы.

Безусловно, для успешного функционирования данной структуры необходим эффективный командный центр, который не должен являться государственным органом. Таким образом, возможно - через ресурсы общественных и научных организаций - сформировать устойчивую модель гармоничного совместного развития российского общества и уммы. Организация такой структуры возможна только при активном содействии государства.

Если же говорить ещё о совершенно конкретных государственных мерах, то здесь, безусловно, стоит сказать о мерах стимулирования экономической самостоятельности духовных управлений мусульман. Одним из наиболее действенных средств её обеспечения является законодательное закрепление за духовными управлениями мусульман возможности самостоятельно зарабатывать на собственное обеспечение. С точки зрения Ислама, данная практика носит название «вакф», и, в принципе, может быть внедрена в российское правовое пространство (опыт дореволюционной России показал свою эффективность).

Отдельно стоит отметить необходимость активизации деятельности региональных органов власти. Естественно, в некоторых субъектах Федерации отчитываются о том, что «уже давно всё сделано», но при этом… остаётся вопрос об эффективности этого «всего». В данном случае речь идёт о медийной работе, в первую очередь - о создании телепередач о мусульманской культуре и Исламе в целом (история, экономика, обрядовая практика, правовые школы и др.) для немусульман (условное название «Ислам для всех»). Это очень важный медиа-инструмент, который может демонстрировать позицию органов власти в вопросе формирования гармоничного этноконфессионального климата внутри региона, также это – современная площадка для диалога государства, гражданского общества и уммы, для оперативного реагирования на любые процессы.

Органам местного самоуправления хотелось бы пожелать также больше внимания уделять реальной работе с мусульманским сообществом. Как уже было отмечено выше, более качественная и плотная работа с мусульманскими организациями на муниципальном уровне – это залог формирования гармоничной культурной среды внутри крупных городов и административных центров.

2 - Наконец, региональным духовным управлениям мусульман хотелось бы пожелать несколько изменить своё понимание текущей действительности. Усиление работы с молодёжью, развитие сети медресе, сотрудничество с группами верующих, общественными организациями, органами власти должны стать не «просто направлениями» в их деятельности. Только постановка и решение стратегических задач, исходящих из долговременных тенденций может способствовать их дальнейшему развитию в качестве институциональной базы всех мусульман России.

В противном случае, уже в следующем поколении мусульман ДУМы могут превратиться в «реликт истории». 

Решение кадровой проблемы и уменьшение числа региональных муфтиятов в одном регионе до одного(максимум двух, в случае объективно сложносоставного характера уммы) будут первыми действенными шагами на пути к созданию современной системы духовных управлений мусульман, перед которыми возможно ставить глобальные задачи развития российской уммы.

Например, в первую очередь такую, как формирование устойчивой и общепризнанной традиции российских мусульман. Но не буду повторяться – именно этому и были посвящены эти мои наблюдения в 2012 году «РОССИЯ + УММА = нужны ли мы друг другу?».

В завершение ещё раз пожелаю всем читателям, кто был неравнодушен и кого реально в работе затрагивают обсуждаемые темы, кто не на словах, а на деле и всем сердцем любит свою религию, традиции своих предков, свою Родину, переданную нам нашими предками – обсудить мои наблюдения и предложения.


Работать ради наших детей и внуков – над гармонией в умме и в обществе. Ради блага всех!

 

Дамир Мухетдинов

Первый заместитель председателя ДУМЕР

Председатель Совета улемов ДУМНО

Член Общественной палаты РФ

Москва – Нижний Новгород, ноябрь 2012 года

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/25238/">ISLAMRF.RU: Наблюдения над текущими процессами в российской мусульманской общине (ЗАКЛЮЧЕНИЕ)</a>