RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Основные тенденции развития мусульманских образовательных учреждений России

13.12.2012 14:53

Аннотация

 

Возрождение исламского образования в России после длительного перерыва началось в середине 80-х годов XX века. Религиозные учебные заведения начали учебный процесс без унифицированных программ обучения, учебных планов. По сей день перед исламским сообществом России стоит вопрос – в каком направлении необходима интеграция и дальнейшее развитие высших исламских учебных заведений нашей страны?

 

В данное время разработан и принят стандарт по образовательному направлению «теология» с квалификацией бакалавр. Однако все еще отсутствуют единые стандарты введенные во всех российских исламских образовательных учреждениях и строго обязательные для всех. Нет единых критериев оценки деятельности вузов с точки зрения качества. Отсутствию интеграции способствует не только факт административного деления мусульманской уммы на центры, но и отсутствие единого понимания целей и задач деятельности исламских вузов.

 

Нет необходимости говорить, что проблема развития мусульманского профессионального образования носит не только чисто учебный, но и общеобразовательный характер. Особенно это очевидно на Северном Кавказе, где уже третье десятилетие не прекращается насилие и гибнут лучшие из числа муфтиев, ректоров, алимов, имамов. Поэтому с начала 2000-х гг. проблемами исламского образования озаботилась государственная власть. В 2002 г. Президент России В. В. Путин поручил министерству образования РФ «в первоочередном порядке разработать комплекс мер по оказанию организационной, материальной и методической помощи в развитии сферы религиозного образования, прежде всего мусульманского».1 Отныне выпускникам медресе по направлению духовных управлений мусульман была предоставлена возможность поступать в престижные государственные вузы и получать образование за счет государства.2 Министерство образования во взаимодействии с вузами и исламскими образовательными учреждениями разработали и осуществляют с 2005 г. комплекс мер в этом направлении. Ряд исламских вузов прошел переаттестацию и получил государственное финансирование для своей деятельности. Почти миллиард рублей государственных средств предусмотрено совокупно в бюджете 2012 и 2013 годов на развитие исламского образования3. Но каковы результаты этого процесса?

 

Более чем 20-летняя история современного исламского образования в России позволяет сделать ряд выводов о состоянии системы исламского религиозного образования в сегодняшней России. В данном случае нет надобности повторять историю развития системы исламского образования в Российской Федерации, она хорошо известна всем читателям. На всех конференциях, форумах и интервью много лет повторяется один и тот же тезис: за невозможностью получить исламские знания молодые российские мусульмане массово уезжали в 1990-е годы обучаться за рубеж, откуда возвращались носителями идей и традиций, не характерных для российских мусульман, а иногда и эмиссарами деструктивных течений. Таким образом, для преодоления конфликтов на религиозной почве было объявлено создание или воссоздание собственной школы религиозного образования, адаптированной к нашим условиям и базирующейся на наших собственных педагогических традициях. Этот подход, безусловно, верный, но приходится констатировать, что нам так не удалось создать целостной  общероссийской системы мусульманского профессионального образования.

 

Общеизвестно, что образование всегда играло огромную роль в исламе, т. к. именно выходцы из духовных образовательных учреждений становились опорой мусульманского вероучения, что в принципе характерно для всех конфессий. В связи с этим возникла потребность в подобных учебных заведениях, поскольку в Советском Союзе возможность получить религиозное образование была минимальной. Как правило, желающие обрести исламские знания, вынуждены были выезжать в Среднюю Азию, где традиции мусульманского образования в какой-то мере продолжали существовать. Одним из самых известных религиозных учреждений того времени являлось медресе «Мир-и Араб», расположенное в Бухаре. Именно там учились в свое время большинство сегодняшних муфтиев России.

 

С конца 1980-х гг. во многих российских регионах стали организовываться различные курсы по изучению ислама. Понимая, что подобные кружки не соответствуют современным требованиям и не отличаются высоким уровнем, часть молодежи выражала желание учиться за рубежом, где исламское образование стояло на порядок выше, чем в России и даже в среднеазиатских республиках. Одновременно с этим в крупнейших мусульманских центрах, таких как Казань, Уфа, Махачкала, Назрань, Нальчик, Москва, Нижний Новгород были созданы учебные заведения более высокого уровня, получившие официальную регистрацию и лицензию.

 

В тот период десятки тысяч молодых людей из числа российских мусульман получили возможность выехать на учебу в исламские государства. Казалось бы, российский ислам получил в их лице надежный кадровый потенциал, благодаря которому процесс возрождения мусульманской религии пойдет чрезвычайно быстрыми темпами и рост религиозных и образованных людей будет происходить в геометрической прогрессии. Тем не менее процесс массового выезда молодых мусульман для учебы в исламские государства – процесс, не имеющий прецедентов в истории России, – не дал достаточного положительного эффекта для роста могущества уммы.4

 

Объясняется это тем, что зарубежное высшее исламское образование оказалось обесцененным таким подходом, при котором за рубеж направлялись все желающие, вне зависимости от квалификации и дальнейших планов трудоустройства. Процесс отправки абитуриентов и их обучения не контролировался ни кем, окончить вуз удавалось лишь единицам. Не менее важно и то обстоятельство, что практически ни с одним мусульманским государство у России не были подписаны договора о признании дипломов друг друга. Следовательно, человек, отучившийся 5–7 лет в исламском вузе, все эти годы потратил зря, поскольку у него отсутствуют легитимные, с точки зрения российской юриспруденции, документы о его образовании.

 

Конечно, нужно сказать, что за прошедшие 20 с лишним лет сделано было очень много, поскольку все без исключения наши медресе и мектебы пришлось восстанавливать с нуля после более чем 60 лет тотальных запретов Советского режима. Но мы снова и снова стоим перед вопросом: кого же готовят наши медресе и вузы? Сегодня нам необходимо концептуально определиться и с тем, чему отдать приоритет: развитию собственно богословского образования с углублением в религиозные дисциплины и возрождению собственной религиозной школы или развитию светского теологического образования, которое встраивает выпускника в систему светской науки и открывает перед ним соответствующие карьерные перспективы. Поэтому до сих пор продолжаются дискуссии о том, кого готовит исламское образовательное учреждение – имамов, улемов и богословов, или светских специалистов с исламским мышлением и воспитанием? По сути, нужны специалисты из каждого из трех разрядов. Тогда, может быть, каждое из учебных заведений займет свою нишу в этом разнообразии. Так, в системе татарских медресе столетие назад можно найти весьма четкое деление. В «Мухаммадии» готовили лидеров для политики и богословов, в «Расулие» были сильны суфийские традиции, в «Хусаиние» готовили бизнесменов и управленцев, в «Галие» отводили особое место языкам и литературе. Но везде был весьма силен уровень преподавателей с точки зрения богословской, языковой, их опыта лидерства. Сегодня же отсутствие концептуального стержня крайне отрицательно сказывается на общем результате.

 

Хотелось бы поставить перед всеми нами вопрос: Почему при хороших финансовых вливаниях и стабильном экономическом положении наши усилия с каждым годом приносят все меньший процентный КПД? Вспомним состояние наших медресе и исламских вузов в конце 1990-х – начале 2000-х годов: тогда исламские вузы и медресе развивались под непосредственным руководством глав Духовных управлений, нередко возглавляемые муфтием и располагавшиеся непосредственно в муфтиятах. До 80% учебных дисциплин в то время относились к сугубо религиозному блоку, а материальная, методическая составляющая учебного процесса была обеспечена по минимуму. И, тем не менее, в тех непростых условиях наши учебные заведения подготовили целый корпус профессиональных имамов, которые сегодня возглавляют крупные религиозные организации по всей территории России, являются лицом российского ислама в своих регионах. Число выпускников учебных заведений того периода, ставших имамами,  было более 50%. Но этот показатель с каждым годом ухудшается. Мы больше не видим выпускников с горящими глазами, готовых уехать в дальний регион и начать работу с нуля: просвещать, налаживать отношения, создавать общины, строить мечети, выступать с проповедями.

 

Это особенно странно в той связи, что сегодня реальная нехватка квалифицированных кадров наблюдается не в депрессивных сельских районах, а в городах, где грамотные, пользующиеся поддержкой общины, малого и среднего бизнеса, диаспор, имамы отнюдь не бедствуют. По сравнению с ситуацией 10-15 лет назад молодые имамы в действительности имеют гораздо лучшие возможности благополучно устроиться в социальном отношении. Но мы не в состоянии удержать выпускников медресе и исламских вузов в профессии, обеспечить более высокий уровень их профессиональной подготовки, несмотря на серьезные финансовые вливания через федеральную программу и грантовую поддержку.

 

Учебные заведения с одной стороны получили более значительную финансовую поддержку, с другой – ушли из-под опеки духовных управлений и обрели самостоятельность, но после этого их эффективность заметно упала, а само развитие системы исламского образования вошло в полосу стагнации. Вероятно, прав был председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин, когда говорил, что обретая независимость учебные заведения не становятся в полном смысле этого слова самостоятельными, а напротив, подпадают под влияние, становятся зависимыми от третьих посторонних организаций, зачастую связанных с местечковыми нуждами. Поэтому и не рождается новых ярких фигур. Где новые Галимджаны Баруди, Мусы Биги, Сайпуллы-кади Башларовы, Ахмед-беки Агаевы, Заки Валиди, Мухлисы Буби?

 

Стоит задуматься об эффективности и реальной пользе от Программы подготовки специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама. В 2011-2013 годах по ней из федерального бюджета выделяется около 900 миллионов рублей, однако более половины этих средств остается у светских вузов – партнеров, которые порой выдают отнюдь не исламский, а напротив, антиисламский продукт в виде атласов, проведения полевых исследований и других проектов, профанирующих науку. Все эти продукты способствуют распространению исламофобии, прежде всего в форме кавказофобии, подрывают единство российской гражданской нации. Сегодня мы все вместе должны добиться, чтобы деньги шли на образование, на наши общие
нужды.

 

Каждый новый день вносит свои коррективы в повестку дня. Мы, к примеру, мало обсуждаем то, что сегодня рядовой имам мечети работает в иных условиях, нежели десять лет назад, прежде всего из-за того, что серьезным изменениям подвергся контингент посещающих наши мечети в центральной России и в целом вне национальных республик. Сообразно этим новым реалиям должны корректироваться и наши подходы к воспитанию имамов, однако этот вопрос практически не обсуждается. Контингент абитуриентов резко смещается в сторону приезжих из Средней Азии, что тоже налагает на нас определенную ответственность и требует предметного рассмотрения и корректировки, что называется, в ручном режиме. Нужно осознавать, что при сохранении текущих тенденций, через несколько лет мы получим ситуацию, когда и прихожанами, а затем все более и имамами наших мечетей будут преимущественно приезжие из Средней Азии. Готовы ли мы и наша система образования к этому?

 

В этой связи нам необходимо выстраивание отношений с лидерами исламских сообществ из стран СНГ и дальнего зарубежья, взаимодействие  с лидерами диаспор в России. Как заметил Посол по особым поручениям МИД РФ Константин Шувалов «мы в МИД пытаемся внести больше порядка и создать более благоприятные условия для обучения в наиболее авторитетных исламских учебных заведениях за границей российских граждан. Мы согласны с вашим руководством в том … что для обучения в эти центры должны направляться люди, уже прошедшие базовую подготовку здесь у нас, в наших отечественных учебных заведениях. … отечественные учебные заведения должны быть основными для обеспечения кадровой потребности российских исламских организаций, но внешние связи также важны».5 Нужна активная работа со странами СНГ по подготовке специалистов, прибывающих в Россию. Сегодня российским мусульманам нужны  не только медресе, но и элитарные вузы, которые воспитают наиболее квалифицированные кадры и дадут  им путевку для успешной карьеры. И здесь Москва как центр российской государственности, центр науки и образования на пространстве СНГ  должна сыграть здесь основополагающую роль, ибо нашей сверхцелью является создание высокопрофессиональной мусульманской  элиты, обладающей как религиозным, так и светским образованием, настроенной на развитие России.

 

1 Поручение Правительства Российской Федерации от 16 августа 2005 г. № МФ-П-44-4119 во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 21 мая 2002 г. № Пр-849 и 19 июня 2002 г. № Пр-1089

2 Религии России // Сайт кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы // http://religio.rags.ru/religios/3.php

3 Стенограмма встречи Президента РФ Дмитрия Медведева с мусульманским духовенством 19 ноября 2011 года в Уфе // Официальный сайт президента России // http://kremlin.ru/news/13592

4 Стенограмма встречи Президента РФ Дмитрия Медведева с мусульманским духовенством 19 ноября 2011 года в Уфе // Официальный сайт президента России // http://kremlin.ru/news/13592

5 Шувалов К. Российские исламские учебные заведения должны обеспечить основные кадровые потребности исламских организаций // Сайт «Мусульмане России». 2 марта 2012 // http://dumrf.ru/common/event/2731

 

Д.Хайретдинов, канд. истор. наук

«Вестник Московского исламского университета», № 1 (4)’2012

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/25427/">ISLAMRF.RU: Основные тенденции развития мусульманских образовательных учреждений России</a>