Многие называют это явление «традиционный Ислам», но, как мне кажется, скорее это можно назвать так: «российская мусульманская традиция». Именно она объединяет татар, башкир, кабардинцев, узбеков, киргизов и многих других, чтящих своё прошлое и не отделяющих его от Ислама. Она позволяет нам стоять плечом к плечу на пятничном намазе, не разделяясь по этническому признаку. Она позволяет говорить, что Россия – это тоже мусульманская страна, у которой есть мусульманское прошлое, настоящее и, конечно, будущее. В этой связи одним из компонентов этой российской мусульманской традиции и является институт ДУМ - духовного управления мусульман.
Нынешнее духовное управление – это, прежде всего, институт, который призван возрождать исламскую культуру, помогать социализации мусульманской молодёжи, сохранять преемственность традиций. Одним словом – быть опорой мусульман в религиозном и организационном плане. О проблемах современных региональных духовных управлений я уже говорил. Забюрократизированность, разрыв поколений, слабость образовательной деятельности и работы с молодёжью. Будем откровенны: большинство региональных духовных управлений не в состоянии самостоятельно решить эти проблемы.
Современный даават (призыв к Исламу, воспитание мусульманских нравов) среди молодёжи способны эффективно вести только люди образованные, энергичные, знающие язык, способы общения и приоритеты молодых людей, хорошо ориентирующиеся в современной жизни. Разрыв религиозной традиции длиной… в 70 с лишним (!) лет привёл к тому, что современная мусульманская молодёжь больше верит своим сверстникам и интернету, чем старшему поколению. Руководство современного духовного управления должно это понимать и работать именно в таких условиях.
Чтобы вести сегодня даават, необходимы молодые, хорошо образованные имамы, которые хорошо ориентируются как в российской мусульманской традиции, так и в современных социальных, экономических и политических вопросах. К сожалению, дефицит медресе и мектебе серьёзно влияет на количество грамотных имамов. Многие молодые люди, которые обучались за рубежом, пытаются восполнить этот пробел в работе региональных духовных управлений. Однако, зачастую, сами того не желая, они пытаются привнести в российскую умму традиции, которые были выработаны в совершенно других условиях, отражающие опыт мусульман, живущих за тысячи километров и прошедших другой исторический путь. Такое «просвещение без учёта местного социума» идёт только во вред мусульманской общине России.
В этой связи я хотел бы изложить ряд принципиальных тезисов, которые важны для развития наших региональных духовных управлений мусульман:
1. Современные задачи, которые стоят перед духовными лидерами мусульман и мусульманской общиной России возможно решить только на всероссийском уровне. Ни одно, даже самое сильное региональное духовное управление, не в состоянии справиться самостоятельно со всем спектром проблем. Будущее российской уммы, я убеждён - в сильном всероссийском муфтияте, который активно помогает региональным духовным управлениям.
2. Российская система исламского образования может быть сформирована только на основе межрегионального сотрудничества. Региональные духовные управления мусульман должны сотрудничать друг с другом в образовательной сфере. В настоящее время обеспеченность кадровыми ресурсами каждому региональному духовному управлению позволяет иметь сеть мектебе. Высококвалифицированное медресе сейчас - прерогатива лишь около 20 регионов по России, а реальные образовательные ресурсы позволяют умме в России обеспечивать эффективное функционирование только 5-6 высших исламских учебных заведений. В результате, возможно добиться формирования как образовательной вертикали «мектебе – медресе – институт», так и усилить взаимодействие между регионами.
3. Региональное духовное управление мусульман – это не просто религиозная организация, это объединение образованных, трудолюбивых мусульман с едиными целями и задачами: возродить российскую традицию Ислама, нести просвещение в мусульманскую общину, развивать Ислам.
4. Региональное духовное управление мусульман – это не государственный институт и не надо думать, что его структура должна соответствовать какому-то шаблону. В настоящее время объективной необходимостью является формирование в структуре духовных управлений только тех отделов, в которых есть люди, готовые выполнять свой долг не за страх (или лишь за деньги), а в соответствии с велением своего сердца и своими возможностями.
5. Объективной необходимостью сегодня является соблюдение определённых правил организации в деятельности региональных духовных управлений мусульман. «Муфтияты» из 10 приходов, которые возглавляют «муфтии» без религиозного образования… увы, реальность наших дней - только нивелируют значимость этого института и уменьшают доверие к нему со стороны мусульман. Чрезмерные амбиции, которые не подтверждаются реальными делами, идут только во вред. Региональные мусульманские лидеры должны это прекрасно осознавать.
6. Мусульмане должны стремиться к тому, чтобы в каждом регионе было по одному духовному управлению мусульман, но при этом фанатизм в этом вопросе (в стремлении к унификации) также вреден. Если исторически сложилось, что в регионе есть два мусульманских центра, то объединять их с помощью каких-то механических административных методов - означает вредить самой умме. Объединение – это добровольный процесс, который требует времени и терпения.
Многие публицисты пытаются говорить о том, что духовные управления мусульман – это «институт из прошлого, от которого необходимо отказаться». Я считаю, что эта точка зрения возникла от полного незнания специфики развития мусульманской общины России.
Ныне духовное управление мусульман – это реальный центр практического развития Ислама в России. В современных условиях он может и должен выполнять множество функций: от духовного центра до издательства и редакции, служб социального служения. Необходимо понимать, что именно в рамках духовного управления мы имеем возможность совместить на уровне института сохранение нашей религиозной традиции с созданием современных механизмов социализации и религиозного просвещения людей. Также именно здесь могут быть использованы и новейшие возможности технологии, государственных институтов, средств массовой информации, которые позволяют донести наше слово до как можно большего числа мусульман.
Ну а самое главное: нам стоит понять, что наиболее важная функция духовных управлений мусульман – это духовное наставление мусульман, религиозное просвещение, совершенствование человека. Только такая цель достойна того, чтобы старые формы получили новое содержание, при этом сохранив свою собственную традицию.