RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Смена позиций в политическом пространстве или какая связь между Кенией, Сирией и США

01.10.2013 12:50

Множество последних важных и значимых событий, произошедших в разных регионах земного шара, пронеслись столь быстро и на первый взгляд столь бессвязно, что немногие успевают понять глубину по-новому складывающегося геополитического пасьянса.

 

Одной из причин подобного положения дел является неспособность, а где-то просто нежелание приподняться над всеми перипетиями политических баталий, развернувшихся на «великой шахматной доске».

 

***

 

Какие же произошедшие в мире события можно выделить особо? Безусловно, наибольший резонанс получило нападение группировки «Аш-Шабаб» на торговый центр в столице Кении г.Найроби. Но немногие задались самым важным вопросом: «Кому же было выгодно это нападение, и почему оно случилось именно сейчас?» Почему это произошло как раз в тот момент, когда кенийские власти подписали важные деловые контракты с китайцами? Случайность? Совпадение?

 

Почему приблизительно в этот же период времени китайские средства ПВО выигрывают тендер в …Турции, руководство которой в свете вовлеченности в сирийский конфликт – отнюдь не союзник Китая?

 

По какой причине еще одно крупное мусульманское государство – Пакистан вдруг начинают сотрясать террористические атаки, следующие буквально одна за другой?

 

Эти и многие другие события невозможно понять и рационально объяснить, если смотреть на них узко и однобоко. Только широкий и тщательный анализ может дать приемлемое разъяснение происходящих процессов.

 

***

 

Понятно, что стандартные реплики «аль-каидовцев» о «мести Кении» за их участие в военных действиях против Сомали рассчитаны на наивную и неискушенную в сложных политических процессах публику. Более того, вероятнее всего, даже многие полевые командиры «Аш-Шабаб» (не говоря уже о рядовых членах) едва ли думают по-иному. Но взаимная связь этого нападения с подписанием кенийцами договора на сумму приблизительно в 5 млрд. долларов с властями Китая более чем очевидна, и считать это простым совпадением является верхом наивности. Опытные эксперты могут перечислить немалое количество таких странных совпадений, случившихся в разное время и в разных регионах, и только те, кто не желают ничего замечать, не обращают на это никакого внимания.

 

Но вопрос на самом деле даже не в этом. Вопрос в том, почему власти Кении, находясь в союзнических отношениях с Белым домом, вдруг идут на контакт с китайцами – конкурентами их американских союзников? В этот же ряд укладывается и другой вопрос – с какой стати турецкие власти (также вдруг, ни с того, ни с сего) соглашаются на сотрудничество в области стратегически важного вооружения с Китаем, который, как известно, занимает противоположную Турции позицию по Сирии? Странно, если не сказать более…

 

Можно ли объяснить подобного рода странности? Если смотреть на мир однобоко, то все будет объясняться весьма банально и, как правило, объяснения ограничиваются: либо случайным ходом вещей, либо проявлением самостоятельной, независимой политики со стороны автономных сил. Вероятно, этим и можно было бы все объяснить, но даже согласно теории вероятности, если подброшенная монета постоянно выпадает только одной стороной, это говорит о том, что за этим просматривается какая-то, но закономерность.

 

Следовательно, случайность того, что христианская Кения и мусульманская Турция (две в общем-то не связанные между собой страны), находясь в союзнических отношениях с Белым домом, вдруг ни с того, ни с сего обе начнут разворот в сторону Китая – случайность таких явлений в международной политике просто ничтожна, поэтому едва ли можно назвать это простым совпадением.

 

Что же касается второго аргумента, то самостоятельные и независимые шаги не должны идти в противоположную выбранному стратегическому курсу сторону. Но именно это демонстрирует руководство Турции, ведь в главном на сегодняшний день внешнеполитическом конфликте в Сирии Пекин занимает абсолютно другую, нежели власти Турции, позицию.

 

Исходя из этих и других фактов, можно придти к важному выводу – и Кения, и Турция, будучи союзниками «демократической» администрации Б.Обамы, вдруг поворачиваются в сторону Китая. Естественно, возникает вопрос – в чем же причина?

 

Как уже отмечалось, ни случайностью, ни самостоятельностью объяснить столь значительный в современной политике шаг едва ли возможно. А вот следованием одному, единому курсу эти процессы вполне даже объясняются. Но тогда этот курс должен исходить из самого Белого дома, т.е. администрация Б. Обамы тоже должна следовать в этих рамках. И что же мы видим – Белый дом не только останавливает вроде бы уже запущенное нападение на Сирию; не только принимает совместно с Россией и Китаем подготовленную резолюцию ООН по Сирии; но и начинает диалог с Ираном, впервые с 1979 г. проводя двусторонние президентские переговоры. Остаются ли еще какие-либо сомнения относительно того, что между двумя геополитическими силами осуществляется попытка сблизить позиции?

 

***

 

И вот здесь, на фоне всего этого, и происходит общемировое обострение – удар по Кении; серия терактов в Пакистане (власти которого также занимают дружелюбную к Китаю позицию); общая активизация всего экстремистского фронта – в Нигерии, в Мали, в Сирии, т.е. в самых различных регионах…

 

При этом Сирию следует выделить отдельно, поскольку процессы, произошедшие в этой израненной войной стране, заметно усложнили ситуацию. Но, как это ни странно, ситуация осложнилась не столько для официальных властей, сколько для сторонников т.н. «умеренной» оппозиции (в т.ч. для сторонников движения «Братья-мусульмане»). Дело в том, что более 10 боевых групп «умеренного» блока порвали отношения с Сирийской свободной армией (ССА) и сформировали новый военный альянс во главе с «Фронтом ан-Нусра», т.е. фактически перешли на сторону сил «Аль-Каиды». И учитывая, что между этими блоками уже вовсю идут самые настоящие военные сражения, можно с уверенностью сказать, что сирийские «ихваны» и их союзники находятся в сильнейшем «политическом нокдауне».

 

И опять же более широкий взгляд на всю картину позволяет увидеть, что в таком «нокдауне» находятся не только сирийские, но и многие другие движения, так или иначе союзные «Братьям-мусульманам». К примеру, в Египте они не просто были отстранены от власти, но уже и запрещены на государственном уровне (в добавление к этому, в стране арестовываются лидеры «братьев» и конфискуются их финансовые активы). В Тунисе лидеры «ихванов» также находятся перед опасностью своего свержения, и если это произойдет никто даже и не удивится, настолько подорвано их положение в этой стране. Более того, тунисское правительство уже объявило о готовности подать в отставку. В Марокко, местное отделение «Братьев-мусульман», пришедшее к власти мирным путем, также находится под прессом объективных и субъективных факторов, начиная от общего кризиса движения до местных экономических проблем. В Ливии, т.н. «умеренная» оппозиция, сумевшая закрепиться на некоторых руководящих постах, так и не смогла консолидировать ливийское общество, и по большому счету мало контролирует ситуацию. И если там активизируются радикальные группировки, едва ли кто-то сумеет сдержать их натиск. Тем более, что страна вплотную подошла к развалу: о своей автономии объявила уже вторая историческая провинция – Феццан (летом этого года автономной провозгласила себя Киренаика). Единственное государство, где позиции «умеренного» блока остаются сильны – это Турция. Но и там, как известно, внутри идут мощные брожения. Сложность добавляют и такие резонансные события как обстрел охраны Р. Эрдогана; взрыв на одном из военных заводов. Более того, одна из радикальных группировок, действующих на территории Сирии и входящих в военный альянс «Аль-Каиды», уже выдвинула турецким властям ультиматум. Экстремисты пригрозили Турции терактами, если не откроются КПП на границе с Сирией, закрытые турецкими властями после того, как боевики захватили один из сирийских пограничных городов. Примечательно, что при этом руководство радикалов взяло на себя ответственность за взрывы в турецком городе Райханлы, в которых ранее обвиняли сирийские власти.

 

***

 

Так что же произошло? Почему геополитический блок во главе с «американскими демократами» сделал разворот и пошел на сближение с блоком, представленным  Россией, Китаем, Ираном, Пакистаном и другими государствами? Причин здесь может быть немало – это и неудача Белого дома в вопросе по Сирии; и приближение дебатов по американскому госдолгу; и общий кризис их союзников в самых различных регионах, в т.ч., в мусульманском мире. При этом кризис усугубляется тем обстоятельством, что позиции блока занимают силы других геополитических игроков.

 

Но какие же силы начали теснить блок во главе с «командой Обамы»? На этот вопрос также нетрудно ответить, если постараться охватить взором все крупнейшие политические явления. Тогда одним из примечательных событий на фоне всех других выделяется встреча Б. Обамы и Б. Нетаньяху, в отношении которой звучат даже такие эпитеты как «знаменательная и ключевая».

 

Но каким же образом к обозначенной силе относится мусульманский мир, не является ли это абсурдом? Объективный подход к этому вопросу позволяет увидеть те факты, которые свидетельствуют о том, что подобного рода связь не выглядит невозможной. Возьмем, к примеру, Египет – средства массовой информации уже не раз сообщали о связях пришедших к власти военных со своими северными соседями. Также не раз сообщалось и о визитах израильтян в Египет после переворота.

 

И все же военные – это одно, а радикальные группировки – нечто другое. Но разве никто не помнит информационные сюжеты о том, что часть раненых в Сирии боевиков лечилась в израильских госпиталях? Разве не проявляла свою радость часть сирийских оппозиционеров, когда израильская авиация наносила удары по сирийским объектам? Реальность, к сожалению такова, что некоторые из экстремистов иногда готовы заключать союз хоть с самим дьяволом, только бы осуществились их главные цели. А главная цель у них всегда была одна – «кто не с нами, тот против нас». И дружить с американцами или с израильтянами для того, чтобы, например, уничтожать шиитов (причем без разницы, когда и где) – для части радикальных группировок является вполне нормальным и обычным делом. К примеру, когда в свое время движение «Хизб Аллах» воевало с израильской армией, даже некоторые из богословов (!) умудрялись выдавать фетвы «о запрете поддержки этого движения», только из-за того, что они – шииты. В этом вопросе между «радикальными группировками» и явными «врагами мусульманского мира» проявляется полное единодушие и взаимопонимание, причем до такой степени, что уже не понятно, где кончается самостоятельность первых.

 

Но выигрывает от такого сотрудничества всегда тот, кто более умен, изощрен и коварен. Кто просчитывает самые различные варианты. Кто видит ситуацию на много ходов вперед. Поэтому когда боевики из «Аш-Шабаб» устраивают нападения на Кению, плоды пожинают совсем другие силы. Те, кто воюет в основном не своими руками; те, кто участвует в таких геополитических процессах, о которых боевики просто не имеют никакого представления.

 

Кстати, израильские чиновники уже и не скрывают своего отношения к сирийскому конфликту. Так, в середине сентября известное агентство Reuters привело выдержки из интервью посла Израиля в США М. Опрена, в котором тот заявляет, что «они всегда хотели ухода Б. Асада», и что «они всегда предпочитали «плохишей», не поддерживаемых Ираном, чем «плохих парней», Ираном поддерживаемых». По словам израильского посла «они желают смещения Асада, даже если это приведет к власти в Сирии радикальные элементы». Такие признания дорогого стоят – как говорится, карты вскрыты, маски сброшены. Хотят того или нет сирийские боевики, но они фактически сражаются за Израиль, ибо как сказал израильский чиновник: «Для Израиля всегда самой большой опасностью была та стратегическая дуга, которая проходит от Ирана до Сирии и Ливана». И в этой дуге сирийские власти являются по утверждению израильтян «краеугольным камнем».

 

***

 

Так каким же образом будет развиваться ситуация в ближайшем будущем? Очевидно, что многое решилось на упомянутой встрече американского и израильского лидеров. Хотя возможных вариантов дальнейшего развития ситуации не так уж и много.

 

Первый вариант: курс на сближение «демократического» блока и союзных им «умеренных» сил с блоком во главе с Китаем и Россией продолжится; в этом случае мир ждет продолжение террористического разгула со стороны экстремистов, но и противоборство этому будет уже объединенным, а значит более мощным и, вероятно, более успешным.

 

Второй вариант: администрация Б. Обамы откажется от сближения с Россией и Китаем и более тесно станет сотрудничать с израильскими и американскими «правыми» и их явными и косвенными союзниками из числа радикалов; в таком случае, мир вновь может оказаться на грани общемировой, полномасштабной войны за Сирию или за какой-либо другой регион.

 

Существует и еще один вариант – возможно, что наметившееся сближение «команды Обамы» с Москвой и Пекином, является лишь превентивным, упреждающим ходом, и служит для того, чтобы администрация Б. Обамы смогла пройти мимо тех опасностей, которые ее подстерегают в ближайшем будущем. В первую очередь, это связано с голосованием «по повышению потолка госдолга». Важность исхода голосования запредельна, поскольку если властям США придется объявить о дефолте, это неминуемо вызовет сброс всего, что связано с долларом, и тогда кризис 2008 года покажется ничтожно малым по сравнению с тем «экономическим цунами, которое, безусловно,  накроет весь мир».

 

Но если кто полагает, что представителям американской элиты голосовать против повышения потолка госдолга не имеет никакого смысла, то он глубоко заблуждается. Многие из т.н. «американских» компаний уже давно являются транснациональными, и потому, если даже и потеряют что-либо, то не в таких больших масштабах, сумев сохранить самые важные активы. Тем более что в самих США интересы этих ТНК (многие из которых представляют интересы «правых») теснятся и урезаются все больше и больше. И осуществляется это как раз «командой Обамы». Более того, мозговые центры этой геополитической команды уже приняли решение возвратить в США часть производства, вынесенного в свое время за границу. Таким образом, через какое-то время может сложиться ситуация, когда транснациональные элиты полностью утратят свой некогда былой вес в США. А «команда Обамы» настолько усилится, что конкурировать с ней станет крайне сложно. Исходя из этого и других факторов, голосование «по потолку госдолга» уже который год превращается в самую настоящую битву, за которой пристально наблюдают во всем мире.

 

Пока же первый этап битвы в конгрессе остался не за «демократами». Не достигнув компромисса по бюджету, власти США были вынуждены приостановить финансирование государственных учреждений.

 

***

 

Наблюдают ли за происходящими глобальными процессами основные мусульманские движения? То, что радикалам это, конечно, не интересно, вряд ли кого сможет удивить. Но вот почему такими важными событиями не интересуются руководители и представители «Братьев-мусульман» и других умеренных движений, безусловно, более грамотных и рационально мыслящих, сказать сложно. А ведь именно от таких важных процессов зависят многие происходящие события. Именно они определяют вектора движения геополитических блоков, а значит и тех сил, кто так или иначе в них входят. И если эти силы хотят быть игроками и понимать, по каким причинам меняется политическая обстановка, то им пора изменить свое видение мира на более широкополосный формат, позволяющий понимать то, что порой не заметно на первый взгляд.

 

Аналитический центр «Амаль»

 

P.S. Чтобы не быть голословными, хотелось бы привести еще один интересный факт, который также сложно объяснить, не понимая глубину мирового политического пасьянса – не так давно часть сирийской «умеренной» оппозиции призвала своих сторонников объединиться с правительственными войсками против «старого нового» грозного врага. Смогут ли и в других государствах те, кто так или иначе симпатизирует движению «ихванов», посмотреть, наконец, в ту сторону, от которой они так долго отворачивались? Смогут ли они, наконец, снять пелену со своих глаз, столь умело накинутую коварными и безжалостными силами, чтобы понять, кто в действительности является врагом, а кто – другом. Или же они ждут, пока «политический нокдаун» сменится «военным»? Но в таком случае, принимать решение будет уже поздно…

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/29359/">ISLAMRF.RU: Смена позиций в политическом пространстве или какая связь между Кенией, Сирией и США</a>