RSS | PDA | Архив   Суббота 18 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Реформа, традиция и обновление. Есть ли выход из замкнутого круга?

21.01.2015 10:47

Реформы и традиционализм не являются двумя полными противоположностями, противостоящими друг другу или идущими параллельными курсами, не пересекаясь. Они не представляют собой раз и навсегда определенные величины с жестко зафиксированными координатами.  

 

Реформы – это динамическое движение истории, которое происходит внутри традиции. Каждый акт преобразования – это событие в жизни самой традиции, в ходе которого реформатор сообщается с прошлым.

 

Реформы – это не коренное переустройство, но коммуникация. Они никогда не происходят в вакууме и всегда выражаются через историю и язык.

 

Даже в самых своих радикальных попытках порвать с прошлым, человек зачастую остается в рамках своей традиции. Поэтому реформы и традиция, не являясь однородными явлениями, находятся в постоянном взаимодействии, пересекаясь и накладываясь друг на друга.

 

Между тем, диагноз, поставленный находящимся в настоящее время в состоянии кризиса мусульманским обществам, основывается на дуализме, который утвердился в общественной мысли в результате социальных катаклизмов последних веков - Великой Французской революции, революций в России и Китае. Это противопоставление элитистского просвещенного авангарда и сил невежества, косности и застоя, модерна и застоя. Одна сторона представляет свет и знание, а другая – невежество и мракобесие.

 

В этом взгляде на мир заключается суть идеологии прогресса, возникшей в XVIII-XIX вв., – секуляризированной эсхатологии, которая, как полагали ее отцы-основатели, призвана спасти дремучие массы от безрадостной судьбы в оковах варварства и иррационализма. История, настаивает эта идеология, представляет собой неуклонное движение вперед к прогрессу и просвещению.

 

Она движется с неколебимой верой в чудесные открытия, извержениями вулканов уничтожая прошлое, чтобы освободить дорогу настоящему, уничтожая авангардом просвещения силы отсталости, косности и консерватизма, заменяя религию и предрассудки рациональностью. Террор и насилие же являются его естественными побочными явлениями, сопровождающими историческое победное шествие этих идеологий по нашей планете.

 

Что странно, некоторые представители различных направлений в современной мусульманской мысли «проглатывают» эти теории и оформляют их в виде неких концепций.

 

Мусульмане должны избавиться от западнического модернистского благоговения перед всем новым, от прославления его как чего-то самоценного. Обновление (таджид – араб.) является социально-исторической необходимостью, выражающей потребности и интересы всего общества и не более того. Только принимая во внимание это обстоятельство, у какого-либо проекта тадждида могут быть шансы на успех.

 

Элитистская же идея реформирования изначально несет в себе семена своего собственного уничтожения, неизбежно сворачивая в пропасть деспотизма и репрессий. У мусульманских обществ также есть поистине трагическая история тирании и угнетения, которые апеллировали к прогрессу. Кемалистская Турция, баасистский Ирак или боргибистский Тунис – все это примеры тоталитаризма, подобного моделям XX века в Европе.

 

Для многих так называемых исламистов материальным воплощением идеи Ислама в этом мире является современное государство, выполняющее роль сосуда для имманентной стороны священного. Но само понятие о теократическом религиозном государстве предельно чуждо мусульманскому пониманию. Государство является только одним из средств реализации идеалов Ислама, не целью самой по себе.

 

В мусульманской мысли делается акцент на понятии уммы и исламских ценностей, которые ставятся выше понятия государства. Государство, религиозное либо светское, по самой своей природе тяготеет к монополизации и принуждению, на что еще обращал внимание великий мусульманский мыслитель, историк и социолог Ибн Хальдун. Именно поэтому оно никогда не должно быть возвышенным идеалом.

 

Из этих умозаключений следует также, что в Исламе не может быть никаких институтов священства. С окончанием времени пророков, религиозная истина стала достоянием всей уммы. Соответственно, ни одно духовное учреждение или отдельный человек не может объявить себя ее хранителем. Факих (богослов-правовед, знаток Шариата) же – не более, чем эксперт в своей отдельной области знаний и не занимает какую-либо особую онтологическую позицию, стоящую особняком от всего мусульманского сообщества.

 

Таким образом, выход из современного тупика, в котором оказались мусульманские общества в результате принятия навязанного дуализма «традиция - реформы», видится в развитии и динамизме исламского гражданского общества, поддержанного настоящими и честными улемами. В этом и заключается надежда на будущий расцвет мусульманской социальной структуры.

 

Избавление мусульманского сознания от этого отвратительного и надуманного дуализма, из замкнутого круга конфликта «деспотического Ислама против секуляристской безбожной демократии», должно стать приоритетной задачей.

 

Сумая Гануши, исламовед, журналист

Международный форум исламского диалога (IFID)

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/35550/">ISLAMRF.RU: Реформа, традиция и обновление. Есть ли выход из замкнутого круга? </a>