RSS | PDA | Архив   Пятница 24 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

О Рождественском послании муфтия и «детских болезнях» рядом с нами

17.03.2015 10:36

Как и обещал ранее, делюсь с вами впечатлениями о Рождественском послании муфтия Гайнутдина. Но считаю важным добавить к этому ещё одну тему, которая остро и даже болезненно совпала с днями Рождества Пророка Мухаммада (мир ему) – речь о спорах вокруг реликвий, привезённых в те дни в Москву.

 

Мавлид – по-русски просто Рождество

Мавлид-2015 открыл, по сути, не что-то новое и неслыханное - но глубины исламской традиции. Однако, это открытие – как взлом первого льда на реке весной – кого-то радует силой весеннего пробуждения, а кого-то режет и ломает, как хрупкие льдины…

«Отрицатели» нового по языку Послания муфтия, конечно же, сразу набросились на него с критикой. В принципе, наш брат Абдулла Ринат Мухаметов на этот счёт уже достойно высказался (Рождественское послание Гайнутдина. Проповедь для элиты и общества - http://www.ansar.ru/analytics/2015/1/23/57184). И повторяться не стану. Также интересны подходы, высказанные Исмаилом Валерием Емельяновым (РОЖДЕСТВО, МАВЛИД… РОЖДЕНИЕ. Размышления на полях Рождественского послания муфтия Гайнутдина - http://www.muslim.ru/articles/105/6447/?sphrase_id=14782) и Джаннатом Сергеем Маркусом (Что означает «Рождественское послание» муфтия? -http://islamic-culture.ru/viewrubric.php?code=da4fb5c6e93e74d3df8527599fa62642). К сказанному братьями пунктирно добавлю следующее.

Реакции были закономерно и красноречиво «зеркальны»: как бы навстречу обвинению муфтия «в русификации и христианизации Ислама», среди православных радикальных комментаторов прозвучало обвинение в «попытке исламизации России» (http://rocorrus.livejournal.com/261265.html). То есть, получился как бы ответ двух крайних позиций друг другу. Это на заметку тем, кто пишет, муфтий своей проповедью «подрывает мусульманские устои».

А ведь не правы ни те, ни другие! Рождественское послание обращено, в первую очередь, к мусульманам. Это наставление братьям по вере. Мавлид лишь повод. Во-вторых, этот документ, если и обращён к христианам и вообще к приверженцам других авраамических религий, то призывает всех к единому корню. К единым для всех людей авраамическим ценностям. Напомню, основной из которых: «не пожелай ближнему того, чего не желаешь себе самому»…

Как же подвести итоги, каков результат написанного муфтием Послания в Рождество Пророка? Думаю, что здесь такие три явные победы в даавате (свидетельстве веры):

1 – С положительными реакциями на Послание выступили христиане и православного, и католического и разных протестантских направлений. За эти дни я встречался со многими из них и слушал только добрые слова, слова поддержки.

2 – Отрадно, что в целом мусульманский Рунет поддержал муфтия. Высказались позитивно и главы ДУМов. Значит, в целом наша российская, русскоязычная умма приняла Послание.

3 – От себя хотел бы лишь развить тему, заданную муфтием Гайнутдином, который привёл и растолковал аят для указания верной реакции, с какой мусульмане должны встречать самые негативные нападки на свою религию, что стало остро злободневно после убийств и скандалов в Париже и Копенгагене в январе 2015 года. Муфтий подводит итог: «Всевышний против того, «чтобы вы уподобились им», говорит Создатель в суре «ан-Ниса» (аят 140). Тот же призыв звучит и в аятах 6:68 «…то не сиди с людьми, которые поступают неверно…» и 5:8 «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть других не подтолкнёт вас к несправедливости…» 

Конкретно, как нам действовать, описано в аяте 6:70 «Покинь тех, которые считают свою религию забавой и потехой и обольщаются мирской жизнью. Но увещевай их этим, дабы душа не обрекла себя на погибель тем, что приобрела, когда не будет у неё покровителя и заступника, кроме Аллаха, и когда от неё ничего не будет принято, какой бы выкуп она ни предложила. Они обрекли себя на погибель тем, что приобрели. Им уготованы кипящее питьё и мучительные страдания за то, что они были неверующими».

Для лучшего понимания сказанного в Коране, приведу ещё комментарий Абдуллы Юсуфа Али из его Тафсира: «Когда мы видим и слышим, что к истине Всевышнего не проявляется должного уважения и почитания, мы должны выразить свой протест и возмущение против этого и отстраниться от этого общества, но не из-за высокомерия и надменности, как бы считая себя выше и лучше других, а из чувства искреннего смирения и покорности Всевышнему, дабы пребывание в таком обществе не испортило и не развратило нашу собственную душу. Однако вполне вероятно, что наш искренний протест и увещевание могут в корне изменить суть и характер беседы. В этом случае мы совершили доброе дело для тех, кто был склонен легкомысленно отнестись к истине Всевышнего, ибо мы уберегли их от греха осмеяния истины». «Если в каком-то обществе истина подвергается издевательствам и насмешкам, мы не должны оставаться в такой компании. Если мы оказались среди таких людей, то, как только мы поняли, что происходит, мы должны демонстративно покинуть такое сборище, выразив тем самым свой протест происходящему» (Священный Коран с комментариями на русском языке, ИД «Медина», 2007, стр.261, 349).

 

Итак, каков же – вкратце - нам предписанный сценарий действий в таких экстремальных условиях, когда попираются наши святыни и душа буквально кипит гневом, а у кого-то и руки сжимаются в кулаки, кто-то рвётся мстить и наказывать?.. Вовсе это не «сценарий мести и самосуда». Коран нам велит иное: 1 – обязательно свидетельствовать об истине, 2 – но не отвечать хулителям в их духе, ибо это дух богопротивления и внутренней порчи. Значит, вывод строг и ясен: нельзя «сидеть с людьми, которые поступают неверно» и нельзя при этом отвечать ненавистью на ненависть и несправедливость!

 

Очень ценно и актуально, что муфтий Гайнутдин заострил внимание современников именно на этом сценарии – это ведь «сценарий Всевышнего». 

4 – Наконец, в полемике вокруг Послания удивительным стало «доказательство от противного»: даже такой «неугомонный и заклятый друг мусульман», как Роман Силантьев (несмотря на всё своё иезуитство) и то - нашёл позитивный смысл в Рождественском послании муфтия. Опубликовал статью с ёрническим названием «Похитители» Рождества. Совет муфтиев России начал подражать Московскому патриархату» –http://www.ng.ru/ng_religii/2015-02-04/4_xmas.html

Он, конечно же, думал, что «подсыпет перцу» заявлением, что теперь муфтият «копирует методы Патриархии». Как выдающийся «исламовед», он, конечно же, не ведает, что с самых первых дней проповеди Мухаммада (мир ему) его регулярно обвиняют в «плагиате». Пророка обвиняли в том, что он «просто скопировал и цитировал Библию» и ничего оригинального не принёс. А позднее мусульмане то и делали, что «копировали» греко-античную учёность, достижения иранской, индийской, китайской и прочих восточных и невосточных цивилизаций… «Исламоведу» неизвестен основной религиозный и цивилизационный принцип Ислама, согласно которому он есть не начало какой-то «новой религии или конфессии», но продолжение посланий и деяний всех Пророков Единобожия. Причём, первым Пророком считается… Адам. А феномены «почитания реликвий», табаррука и тавассуля – известны издревле и давно богословски проработаны. Ну, значит, «исламоведу» лучше уж обвинять нас в «плагиате от Адама» - насколько бы это выглядело грамотнее!

Однако, после россыпи «перца», Силантьев обнаружил позитивные, патриотические векторы в сказанном муфтием: «В сложившейся ситуации есть один несомненный плюс – новый курс СМР повышает стабильность в деликатной сфере межрелигиозного диалога и меньше нервирует государство, которое вполне серьёзно относится к перспективе «аль-майдана». И тут очередной странный подход, без перца и мёду не добавит: ранее будто бы была позиция противоположная? Непатриотичная, антиобщественная и противогосударственная? Совет муфтиев России раньше готовил своих мусульман к «аль-майдану»? Комментарии излишни. 

Впрочем, ведь ранее именно Силантьев и писал о «ваххабизме» и «экстремизме» Совета муфтиев… Так что впору перейти сейчас к ещё одному сюжету, свидетельствующему о жутком «ваххабизме» Совета муфтиев…

Непонимание традиций «тавассуль» и «табаррук» - «детская болезнь»

Выставляя в социальные сети наше с муфтием шейхом Равилем Гайнутдином фото с реликвией «Волос Пророка (мир ему)», (https://www.facebook.com/photo.php?fbid=844265295619306&set=a.820327388013097.1073741826.100001075316787&type=1&theater) привезенной в Москву на Мавлид в «Крокус-Сити Холле», признаться, не подозревал, какую оно вызовет реакцию. Поразили и масштаб реакции, и её содержание. 

Долго думал, стоит ли вообще публично высказываться на сей счёт? Стоит ли вновь и вновь давить на ставшие, к сожалению, хроническими наши «болезни роста». А мы, уверен, имеем дело именно с ними? Советовался с братьями, обсуждали, взвесили «за» и «против». Всё-таки говорить об этом надо. 

Понятно, что тех, кто, несмотря на прожитые годы и годы религиозной практики, так и не понял некоторых базовых для Ислама положений, вряд ли удастся в чём-то убедить. Такой задачи нет. Аллах нас всех рассудит! Хочется лишь предостеречь новое поколение, только ещё делающее первые шаги в Исламе. 

Давайте по порядку. Привоз волоса Пророка (мир ему) и демонстрация этой реликвии во время московского Мавлида вызвали неадекватно критическую реакцию у части наших братьев и сестёр. Посыпались обвинения и даже ругательства. Временами эти, очень мягко выражаясь, «споры» перетекали в откровенно площадную брань, причём с элементами уголовной фени. Разве что до матерков под соусом такфира не дошло…

Причём в куфре, ширке и бидаатах, лоббировании суфизма и прочем обвиняют муфтия шейха Равиля Гайнутдина, которого «золотые перья» исламофобии из года в год называют «главным ваххабитом» России, и меня, выпускника саудовского исламского вуза, которого также те же самые «авторы» обвиняют в просалафитских настроениях. 

Обидно. Вопрос табаррука – благословения реликвиями Пророка (мир ему) подробно разобран и решён много веков назад. По этому поводу есть иджма – кстати, иджма одна из основ Шариата. Табаррук, в принципе, не отрицают даже те, кого называют салафитами. 

Думаю, пускаться здесь в очередной раз в разъяснения базовых положений акыды и фикха - нет необходимости! Желающие могут обратиться к соответствующей литературе. В журнале «Минарет Ислама» (№ 1-2 (31-32) за 2012 год) ещё три года назад была серьёзная статья Марата Хайретдинова «Баракят и его снискание»http://www.idmedina.ru/books/history_culture/?4647

Я называю отрицание почитания реликвий одной из «болезней роста» российских мусульман, наряду с безмазхабничеством, например. Такие явления имеют в основе неразвитость и слабую просвещённость в вопросах своей религии, только и всего. Нам ещё расти и расти, чтобы излечиться ото всех этих «детских недугов». 

Да, возможно, не всем известно о табарруке. Но тогда простому верующему, согласно Шариату, к которому апеллируют наши «отрицатели», надо обратить внимание на учёных, на их пример. 

Привоз реликвии в Москву осуществлён Советом муфтиев России, на Мавлиде присутствовали муфтии, имамы и главы религиозных структур, имеющие высшее религиозное образование, магистры Шариата, специалисты, получившие знания в самых разных мусульманских странах. Подумайте сами – ведь никому в голову не пришло ставить под сомнение легитимность демонстрации реликвии, тем более, в форме грязной брани! Ни одному человеку! Это ведь о чём-то говорит. Не может же быть, что все они - лицемеры, трусы и поголовные «волосопоклонники».

Ну и это полбеды. Я признаю право наших братьев на дискуссию, на критический анализ, на духовный поиск. Идеи, тем более вера, не должны никому навязываться. Но! Речь о дискуссии – братской дискуссии, а не о площадной ругани. 

К слову, очень красиво о культуре диалога говорит шейх Али аль-Карадаги, глава ВСМУ - Всемирного союза мусульманских улемов, приводя в пример разговор Аллаха с Иблисом. Всевышний ведёт с отверженным и проклятым степенный диалог! Тот просит отсрочки – и получает, сатана говорит, что будет сбивать верующих с прямого пути – и Господь даёт ему это право, делая исключения для праведников. Аллах не обрекает сразу же беса на муки вечные, а ведёт с ним диалог! Удивительный и очень глубокий пример! Задумаемся!? 

Читая же комментарии под нашей с муфтием фотографией, складывается впечатление, что пишут не ревнители чистоты Ислама, а «промокашки» из подворотни, простите за прямоту. И самое обидное то, что предметом всей этой склоки стала духовная сущность нашего Пророка (мир ему). 

Ведь реликвия – будь то волос или что-то ещё – лишь символ. Он даёт возможность хоть немножко, на каплю приблизиться, ощутить, уловить чувство благодати Посланника Всевышнего. Мир ему и благословение Всевышнего! 

Аллах в Коране прямо говорит, что Мухаммад – это особый человек, к которому требуется особое отношение, особый пиетет. Он отличается ото всех нас. Посмотрите на пример сподвижников, как они вели себя в его присутствии! Это живой пример адаба в отношении Избранника Божия (мир ему).

А теперь только представьте - волос из его благословенной бороды! Частичка лучшего из созданий Господа миров! Неужели сердце верующего не сжимается само собой от величия? Неужели табаррук не помогает ощутить близость и сладость духовного общения с тем, кто для нас, согласно аятам и хадисам, должен быть дороже отца и матери, ближе нас самих?

Возможно, тот волос, который привезли в Москву, не принадлежал Пророку (мир ему). Однозначно никто сказать не может – это вопрос внутреннего духовного чувства. Тут может подсказать только сердце. Но у каждой такой реликвии есть цепочка передачи, возводящая её к первоисточнику. 

А даже один процент достоверности из ста должен вызвать в верующем сердце особое чувство и заставить человека вести соответствующе даже, когда речь всего лишь… о комментариях в Сети. 

Любовь к Пророку (мир ему) – это показатель нашего имана. Любовь же не бывает без адаба. Ислам – это не просто сухие слова и идеи, а глубокое чувство – прежде всего, чувство любви, и любви, в первую очередь, к Аллаху и Его Посланнику (мир ему).

Пророк (мир ему) – это самое святое, что есть в нашей жизни. Нельзя убивать это чувство в душе, в сердце молодёжи. А «борцы с волосом» именно этим и занимаются.

Это даже не ваххабизм, а его доморощенный клон – такой вот провинциальный, «колхозный ваххабизм». Его адепты мало чем отличаются от французских карикатуристов. Как это ни странно. Почему? И те, и другие не видят в Пророке (мир ему) ничего особенного. Он для них - обычный человек. Только «карикатуристы» оскорбляют самого Божьего любимца (мир ему), глумятся над ним самим, а вторые глумятся над его частичкой, над реликвией, и грязно выражаются, ведя речь о нём и его духовной сущности, что, в принципе, является неуважением к духовному величию самого Посланника Аллаха (мир ему).

ИТАК - Мавлид 2015 стал рубежным

Дискуссия о волосе Пророка (мир ему) совпала по времени и месту (Москва, январь-февраль 2015 года) со спорами о Рождественском послании муфтия Гайнутдина. Мавлид этого года показал, что сбываются прозрения Исмаила бея Гаспринского о созревании и росте «российского мусульманства»: в спорах с братьями и оппонентами со стороны, в обнаружении новых, сочувствующих Исламу, «людей Писания» мы обретаем забытые сокровища и глубину нашей традиции, яснее и твёрже идём по Прямому пути.

Инша Аллах!

 

Дамир Мухетдинов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/36118/">ISLAMRF.RU: О Рождественском послании муфтия и «детских болезнях» рядом с нами</a>