RSS | PDA | Архив   Понедельник 20 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Праздник единства или … О странностях интерпретации истории в День Москвы

07.09.2015 10:14

Москва отмечает свой очередной, 868, день рождения. Это праздник объединяющий, и потому особенно любимый всеми жителями и гостями столицы, православными и мусульманами, русскими и татарами, людьми всех вер и национальностей. Поэтому особенно тревожно, когда в День города используются вновь антинаучные словесные штампы, способные возбуждать национальную и религиозную неприязнь.

 

По приглашению Мэра Москвы С.С. Собянина, Правительства Москвы и Московской городской Думы духовный лидер российских мусульман муфтий шейх Равиль Гайнутдин и я приняли участие в торжественном открытии Дня города на Красной площади. Москва – особый город для всех россиян. Пушкинские строки: «Москва... как много в этом звуке / Для сердца русского слилось!» в полной мере можно отнести к россиянину любой национальности. Известно, что приверженцы ислама, по большей части татары, издавна селились в первопрестольной.

 

По утверждению видного историка Ивана Михайловича Снегирева (1793 - 1868), воспитанника и профессора Московского университета, члена-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук, за кем другой ее академик А.Н. Пыпин признавал первенство в деле тщательного и подробного изучения Москвы, татарские слободы здесь возникли еще в начале 14 века, при Иване Калите.

 

Современный ученый-историк Дамир Хайретдинов связывает образование общины московских мусульман с периодом существования Золотой Орды, притом что некоторые археологические находки, на что он также обращает внимание, позволяют утверждать: отдельные элементы ислама могли прийти на московские земли ещё в IX-X веках.

 

К началу XIX века в городе Москве насчитывалось несколько мест, где традиционно проживали мусульмане и существовали мечети. Мусульмане, в том числе потомки золотоордынских ханов, принявших ислам, татары, дагестанцы, башкиры, азербайджанцы, узбеки, чеченцы, казахи, таджики, адыги, киргизы, ингуши и другие народы, развивавшиеся в лоне исламской религии, на протяжении многих веков жили в Москве, мирно добрососедствуя с  православными и иудеями, буддистами и католиками.

 

Историки написали сотни томов в подтверждение того, что не только Москву, но и всю Россию издревле всегда связывали с миром Востока столь тесные взаимоотношения, что на Западе утвердилось и распространено по сей день представление о нашей стране как о «Великой Татарии». В действительности же речь, конечно, должна идти о глубоком симбиозе русско-православной и тюрко-мусульманской культуры, легшем в основу уникальной евразийской цивилизации, наследником которой выступает нынешняя Российская Федерация. Такой симбиоз символично характеризует следующее высказывание великого русского первопроходца в Индию Афанасия Никитина, правда редко у нас воспроизводимое в оригинале, из «Хождения за три моря»: «Урус ерь Таньгры сакласынъ, Аллах сакла, Худай сакла! Бу доньяда муну кыбикь ерь ектуръ!». А в переводе на русский язык эта фраза звучит следующим образом: «Русскую землю Бог да сохранит! Боже, храни ее! Господи, храни ее! На этом свете нет страны, подобной ей!»

 

Новая веха в истории российского мусульманства и ислама в Москве начинается 23 сентября. Блеском золотых полумесяцев, минаретов и куполов открывающаяся после своей реконструкции и завершения строительства нового монументального здания Московская Соборная мечеть украсит архитектурный облик исторической части столицы, где появление мусульманской общины восходит ко времени Золотой Орды.

 

План обновления главного мусульманского храма Москвы и России был одобрен в 2004 году президентом Владимиром Путиным. Реализация столь грандиозного проекта была бы трудновыполнимой задачей без поддержки руководства Москвы.

 

Неслучайно те мусульмане столицы, кто сегодня активно помогает тому, чтобы в Выползовом переулке накануне священного праздника Курбан-байрам в торжественной обстановке вновь открыла свои двери молельных залов Соборная мечеть, и кто имеет непосредственное отношение к подготовке фотоальбома о ее истории создания и реконструкции, с большим вниманием отнеслись к словам Мэра Москвы Сергея Семеновича Cобянина, написанные им в предисловии к этому изданию, которое мы на церемонии торжественного открытия мечети с участием главы нашего государства и руководителей ряда других стран с удовольствием подарим всем почетным гостям церемонии.

 

Приведу небольшую цитату из приветственного текста Собянина: «Мы дорожим конструктивным взаимодействием с Духовным управлением мусульман Российской Федерации. И высоко ценим тот факт, что мусульманская община столицы активно участвует в межрелигиозном диалоге с другими традиционными конфессиями, помогает вырабатывать консолидированное мнение по актуальным вопросам общественного развития».

 

В свете этого утверждения откровенно шокирующе выглядят комментарии ведущих торжественного мероприятия, посвящённого 868-летию основания Москвы, прозвучавшие в том числе на «Первом канале» во время телевизионной трансляции с Красной площади. На всю страну вновь зазвучали сомнительные и антинаучные утверждения. С легкостью необыкновенной говорилось о «золотоордынском иге», татарском владычестве, исподволь подводя приглашенных на праздник москвичей и многомиллионную аудиторию телезрителей к мысли о непреодолимой пропасти и вековом противостоянии Руси с миром Востока.

 

Все это говорилось в тот самый момент, когда мы вместе с муфтием шейхом Равилем Гайнутдином находились на трибунах для почетных гостей, выстроенных на брусчатке Красной площади. Современные технические средства связи позволяют сегодня одновременно находится на самом событии и следить за тем, как оно освещается в прямом эфире электронных СМИ. (Замечу, что в соседнем ряду с нами находился ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, академик РАН, уважаемый ученый и авторитетнейшая личность Виктор Антонович Садовничий. Руководитель того самого университета, воспитанником которого и позже профессором был упомянутый мной историк Иван Снегирев).

 

Наблюдая за происходящим и слушая голоса ведущих, раздававшиеся в громкоговорители на Красной площади и в эфире Первого канала, подумалось: да, наша история знала многое – и войны, в том числе. Но в целом ведь российская цивилизация развивалась как одно целое. И конфликты носили, если можно так выразиться, внутрисемейный характер, но никак не межцивилизационный.

 

Хорошим примером нашего единства был Козьма Минин. В ходе телетрансляции на Первом его представили как исключительно русского героя, что, мягко говоря, не соответствует исторической правде. И в пользу этого совсем недавно, 28 августа, на международной научно-образовательной конференции «Фаизхановские чтения», проводившейся в Нижнем Новгороде, на родине общенационального героя, вновь приводились факты о его тюрко-мусульманских корнях. Козьма-бабай, как заявил духовный лидер российских мусульман муфтий Равиль Гайнутдин, – это наш общий объединяющий образ. Это – по-настоящему российский человек, Гражданин с большой буквы, спасший Родину от разорения и распада. Он консолидировал в себе оба фундаментальных начала нашей цивилизации.

 

Так что, напомнив бессмертные строки стихотворения «Клеветникам России» А.С. Пушкина и чуть их перефразируя, хочу посоветовать всем тем, кто не приемлет евразийского характера нашей страны и золотоордынского прошлого России, ее мусульманского – наравне с православным – корня: Оставьте, наконец, тот спор россиян между собою. Прислушайтесь к классику! «Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою, / Вопрос, которого не разрешите вы». Мы все братья, и сами разберемся в своем общем доме!

 

Я верю и убежден, что торжественное открытие обновленной Московской Соборной мечети станет настоящим праздником для всех горожан – праздником, к проведению которого лидеры мусульманской общины и сотрудники столичной мэрии приложили так много усилий. В этот торжественный день пожелаем всем москвичам, всем гражданам нашей страны крепкой дружбы, мирного неба над головой, счастья и благополучия!

 

Соглашусь с муфтием шейхом Равилем Гайнутдином, что день открытия Московской Соборной мечети, приходящийся на 9-й день месяца зуль-хиджжа, день Арафат 1436 года хиджры, станет еще одной определяющей вехой в истории российских мусульман, событием государственного масштаба для Российской Федерации, доброй вестью для всего исламского мира. Новый облик мечети, видом своих минаретов одновременно напоминающей и Спасскую башню Московского Кремля, и изящную башню Сююмбике в белокаменном Кремле Казани, как неоднократно подчеркивал в своих последних публичных выступлениях глава ДУМ РФ, демонстрирует необоримое стремление нашего мусульманства к своим духовным корням, к евразийским основам российской цивилизации и государственности.

 

Трудно поспорить с тем, что нынешний грандиозный облик Московской Соборной мечети, золотые полумесяцы на минаретах которого теперь хорошо видны через бойницы Московского Кремля, в полной мере соответствует статусу Москвы как столицы крупнейшей мировой державы, обладающей колоссальным историческим наследием. Уже сам вид мусульманского храма, завершающие работы на котором не останавливались и в праздничный для всех москвичей День города, зримо свидетельствует, что московское и российское мусульманство играло значимую роль в государственном строительстве на всех его этапах и будет далее укреплять силу и мощь России и ее первопрестольной столицы.

 

Дамир Мухетдинов – ответственный за связи ДУМ РФ с Правительством Москвы,
первый заместитель муфтия шейха Равиля Гайнутдина

 

IslamRF.Ru по материам пресс-службы ДУМ РФ

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/37558/">ISLAMRF.RU: Праздник единства или … О странностях интерпретации истории в День Москвы</a>