RSS | PDA | Архив   Среда 22 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

От Москвы до Мекки. Исламское образование на евразийском пространстве

12.11.2015 11:30

Сегодня многие, наблюдая за происходящим в исламском мире, задаются вопросом, в чем причина столь глубокого кризиса и где искать выход из него. Как наш великий соотечественник Исмаил-бей Гаспринский я убежден: корень проблемы в системе образования. Методы и идеи этого выдающегося сына крымско-татарского и других мусульманских народов России мы можем сегодня применять не только в нашей стране и на пространстве бывшего Союза, но даже шире. 

 

Его евразийский взгляд, научный подход и реалистичное видение с поправкой на сегодняшний день должны помочь нам в поисках решения современных "проклятых" вопросов. Опираясь на это наследие, российское мусульманство внесет свой вклад, если не в глобальном масштабе, то на широком евразийском уровне однозначно. 

Сейчас авторитет России в исламском мире, и в целом на планете, возрос многократно. Москва практически реализует заявленный нашим Президентом принцип "защитницы и опоры" уммы. В такой момент крайне важно не растерять накопленный потенциал в погоне за "глобальными" миражами, сосредоточившись на конкретных точечных, пусть и не планетарного масштаба, но очень важных для будущих поколений, проектах. 

Образование и просвещение в самом широком смысле является одной из приоритетных сфер государственной политики в отношении Ислама в России. Эта проблема была обозначена на заседании Совета по межнациональным отношениям в Уфе (22.10.2013), где Владимир Владимирович Путин заявил, что «одна из важнейших задач — воссоздание собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства». По мнению президента, эта школа должна откликаться на самые актуальные события и в России, и в мире в целом, давать свои оценки, «которые будут понятными и признанными для верующих». 

О жизненной важности образования наш национальный лидер вновь говорил на открытии нового здания Московской Соборной мечети (23.09.15). Он отметил, что «государство будет и впредь помогать воссозданию отечественной мусульманской богословской школы, своей системы религиозного образования». Российский Президент вообще часто делает упор на крайне важной необходимости развития и укрепления традиционного исламского богословия и религиозного образования. 

Действительно, в этом залог излечения таких раковых опухолей, как ДАИШ. Идею в конечном итоге можно победить только идеей. Пламя войны может и должно погасить доброе и аргументированное слово праведного ученого. Так всегда было у мусульман. 

Практические шаги в данном направлении уже обсуждались в октябре с.г. в Кремле в ходе совещания главы Администрации Президента РФ Сергея Борисовича Иванова с религиозными лидерами нашей страны. 

Российское мусульманство имеет все возможности, опираясь на многовековой отечественный опыт в системе религиозного образования и на богатейшее историческое и культурное наследие всей нашей цивилизации, сказать свое слово в развитии мирового богословского и философского наследия. 

Я полагаю, что концептуальной основой для восстановления отечественной богословской школы должны стать те принципы, которые были заявлены российскими мусульманскими просветителями в конце XIX – первой половине XX вв. Не случайно, что крупнейший представитель джадидизма, крымскотатарский мыслитель Исмаил Гаспринский к названию своей программной статьи «Русское мусульманство» добавил в скобках пояснение: «суть джадидизма». 

По его мнению, джадидизм не может формулироваться в терминах абстрактного «обновления». Любое «обновление» имеет социокультурный фундамент, оно укоренено в социально-историческом контексте. И российское мусульманское обновление, то есть джадидизм, тесно связано с российским мусульманством как концептом, под которым Гаспринский понимал взаимовыгодное сотрудничество и интеллектуальное взаимодействие русского народа, как носителя европейского просвещения, и мусульманских народов России, как носителей чистого монотеизма. Именно в этом взаимодействии кроется суть джадидизма.

Полагаю, что в сфере образования и в деле восстановления отечественной богословской школы необходима интегральная программа, которая бы охватывала как религиозные, так и светские науки. Попытки наметить такую программу на философской основе были сделаны муфтием Гайнутдином в докладе на II Бигиевских чтениях в мае с.г. Думаю, требуется дальнейшее обсуждение этих вопросов и уточнение принципов, которые должны быть заложены в программу обновления религиозного и светского знания. Без такой интегральной программы любые попытки восстановления отечественной богословской школы, в лучшем случае, сведутся к заучиванию и повторению уже пройденных философских моделей, а в худшем случае – просто провалятся.

В итоге в качестве одной из важнейших целей нам видится формирование российской мусульманской богословской школы как центра, стержня и точки сборки для наших единоверцев тех стран, где процессы интеграции мусульманских меньшинств в социальную систему многоконфессиональных светских государств только налаживаются. Это требует богословской проработки и выведения единой формулы практического исповедания Ислама на евразийском пространстве. Успех тут станет еще одним серьезным каналом культурного экспорта и мягкой силы России в современном мире. 

Мы поддерживаем идею создания исламской академии в Булгаре, о которой Путин говорил в Москве на церемонии открытия мечети. Однако в силу ее региональной специфики она не сможет быть идейным и богословским центром общероссийского и общеевразийского масштаба. 

Духовное управление мусульман РФ, со своей стороны, приступило к реализации в столице проекта крупнейшего в России исламского образовательного и научно-исследовательского центра, который призван стать законодателем идейных тенденций не только среди мусульман в нашей стране и СНГ, но и в охватить исламские общины в светских многоконфессиональных государствах Евразии (например, Китай, Западная и Восточная Европа, Юго-Восточная Азия). 

Фактор мусульманских меньшинств становится на современном этапе некоторым образом глобальным. По разным оценкам, до трети уммы сегодня является религиозным меньшинством в своей стране. Мусульмане, благодаря глобализации и порождаемой ею миграции, впервые в своей истории оказались представлены практически во всех регионах планеты, чего не было еще 50 лет назад, а Ислам таким образом стал в полном смысле мировой и глобальной религией. 

Наш центр в своей работе будет опираться на концепцию «российского мусульманства» Гаспринского, вслед за которым мы видим столицу РФ идейной и культурной "Меккой" мусульманских общин Евразии. Мы готовы и должны сделать максимум, чтобы дать рецепт позитивной интеграции мусульманских меньшинств и преодоления радикализма. 

Ведь помимо исторического наследия, которое является ключевым для формирования в России богословского центра мирового уровня, в последние 20 лет наша страна накопила огромный опыт интеграции мигрантов, преимущественно мусульман. 
О миграции как глобальном явлении и порождаемых ею огромных трудностях недавно говорил Президент в своей речи на Генассамблее ООН и на Валдайском форуме. Эта тема вообще в центре международного внимания из-за событий в Сирии и Ираке. 


От мусульман в этой связи требуется вдумчивый анализ и критическое осмысление правовых норм прошлого. Кратко говоря, тот, кто сегодня сможет дать внятный богословский метод решения проблем мусульманских меньшинств и мусульманской миграции, действительно, способен будет возглавить интеллектуальные процессы в значительной части уммы. 

Этот проект уже получил значительную поддержку со стороны руководства страны. Во время осмотра нового здания Московской Соборной мечети по завершении торжественной церемонии открытия Путин в беседе с муфтием Гайнутдином приветствовал идею строительства второй очереди мусульманского комплекса на проспекте Мира, который включит в себя исламский университет, колледж, а также целый ряд научно-просветительских и экспертно-исследовательских организаций. 

ИншаЛлах, при поддержке нашего национального лидера, с опорой на идеи Гаспринского и других наших праведных предков на своем участке мы и дальше будем обеспечивать мир и стабильность, донося до мусульман истинные знания и слова правды. Надеемся, что скорейшее завершение работ по строительству второй очереди нашего комплекса позволит охватить также наших братьев на просторах бывшего СССР и всего близкого нам по языку и культуре евразийского пространства.

 

Дамир Мухетдинов, 

первый заместитель председателя ДУМ РФ,

ответственный секретарь Международного мусульманского форума
Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/38154/">ISLAMRF.RU: От Москвы до Мекки. Исламское образование на евразийском пространстве</a>