RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

О чем поют исламские финансы?

24.06.2010 12:11

«Политика – это концентрированное выражение экономики. Политика есть умение решать и экономические, и социальные вопросы», – сказал экс­президент Татарстана, аксакал российской политики Минтимер Шаймиев в день, когда освобождал кресло для своего преемника Рустама Минниханова. Политический курс России на сближение с исламским миром, с одной стороны, и возрастающие потребности мусульманского населения страны – с другой нашли необычное экономическое выражение: в нашей стране стали все чаще и громче говорить о внедрении исламских финансовых институтов.

 

Еще три года назад проведение у нас конференции или семинара по теме исламской экономической модели казалось экзотикой, сегодня Москва и Казань принимают крупные международные саммиты по данной проблематике, и это не вызывает удивления. Специальное приложение к всероссийской газете мусульман «Медина аль­Ислам», которое вы держите в руках, приурочено к проведению в Москве 7–9 июня 1­й Московской международной выставки «Халяль – Moscow Halal Expo 2010» (проходит одновременно и на одной площадке с зарекомендовавшей себя международной промышленной выставкой Arabia Expo) и 2­го Международного саммита исламского бизнеса и финансов 28–29 июня в Казани, в рамках которого также состоится выставка­ярмарка Kazanhalal 2010.

 

Основные действующие лица дела продвижения исламского бизнеса и финансов в России говорят: мы подошли от этапа первоначального ознакомления, оценки перспектив и возможных неудач к этапу практического внедрения экономических принципов, постулируемых шариатом, в рамках специально для этого созданных экономических институтов. Любопытный факт: в 2008 году один из номеров научного альманаха «Ислам в современном мире» издательского дома «Медина» был полностью посвящен теме исламской экономики, и его материалы носили во многом ознакомительный характер с этой темой, были, что называется, введением в тему. Прошло два года, и снова номер альманаха полностью сконцентрирован на данной теме, только в этот раз материалы носят гораздо более практический характер: авторы рассказывают о том, какие шаги были предприняты для того, чтобы исламские экономические проекты стали реальностью, и что необходимо сделать в ближайшее время.

 

И тем не менее чувствуется некая заминка: вроде все готово и есть желающие действовать, но команда «старт» запаздывает.

 

А пока мы ее ждем, целесообразно будет сделать обзор уже имеющихся наработок и опыта. В таких случаях, как правило, первым дело вспоминают Бадр Форте Банк, который первым и единственным в свое время применил на практике исламские принципы банкинга и даже сделал попытку запуска халяльной ипотечной программы. В 2006 году у банка была отозвана лицензия. Почему­то мы привыкли считать этот эксперимент неудачным, а у многих он вообще отбивает любое желание двигаться в этом направлении. На самом деле путь Бадр Форте Банка для нас очень нужный и важный и рассматривать его нужно как положительный опыт. Во­первых, банк в российских условиях, в том числе в тяжелейшие 1997–2000 годы, работал и не был убыточным предприятием, прекращение его деятельности состоялось, говоря условно, по техническим причинам. За годы деятельности этого учреждения были изучены и пройдены подводные камни, решены определенные прикладные задачи, накоплено практическое понимание процесса.

 

Есть у нас и другие примеры, которые можно трактовать как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». К примеру, были попытки создания страховой компании на исламских принципах, был создан исламский ПИФ, который не смог развернуть деятельность на должном уровне. Тут мы как раз имеем дело со случаями, когда говорят: плохой опыт – тоже опыт.

 

Все перечисленные выше уроки, которые российская действительность преподала энтузиастам исламского финансового дела, сводятся к двум вещам: 1) необходимости адаптации российской правовой базы и 2) почти полной безграмотности населения в вопросах экономики вообще и исламских принципов экономики в частности, что закономерно приводит к недоверию со стороны массового потребителя финансовых услуг и скепсису со стороны относительно продвинутой в экономическом отношении публики.

 

А посему для реализации перспективных планов в рамках исламской экономической модели необходимо проводить глубокую по своей сути программу подготовки специалистов для этой области и обширную по масштабам кампанию по изменению общественного мнения в отношении исламских финансов в положительную сторону.

 

К счастью, по первому пункту работа запущена и развивается обнадеживающими темпами. Совсем недавно Академия управления ТИСБИ в Казани объявила о планах запустить учебный курс «Исламские финансы» в следующем учебном году. Образование в сфере исламских финансов можно получить и в других вузах Казани. На социально­экономическом факультете Татарского государственного гуманитарно­педагогического университета открыта специализация «экономика исламских стран», а в российском исламском университете – специализация «международные валютно­кредитные и финансовые отношения (исламская экономика)».

 

В российской столице изучение исламских финансов активно продвигает Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС. В июне 2010 года вуз будет в третий раз проводить краткосрочный учебный курс «Исламские финансы». Секция «Исламские финансы» открылась на кафедре международных валютно­кредитных отношений Финансовой академии при правительстве РФ. В будущем учебном году кафедра планирует открывать магистратуру по этому направлению.

 

Что касается массового информирования населения о том, что такое исламские финансы, снятия психологических барьеров, тут мы пока не имеем четкой программы мероприятий. Но радует хотя бы то, что человек, решивший постичь азы исламской экономической модели самостоятельно, может беспрепятственно сделать это посредством Интернета – материалов на русском языке достаточно.

 

В части просвещения населения нам видится очень важным проводить адресную работу с предпринимателями среднего и мелкого звена (независимо от конфессиональной принадлежности), так как это основные потребители банковских, страховых и иных услуг и очень активный контингент, который может сыграть в распространении позитивного общественного мнения по отношению к исламским финансам самую значимую роль. Второй момент – работа по просвещению в деле исламских финансов имамов мечетей и преподавателей медресе, ибо куда в первую очередь обращается мусульманин за тем, чтобы узнать, дозволено ему или не дозволено? Разумеется, к лицу, имеющему духовное образование.

 

Вернемся к первой составляющей объективных причин – отсутствию нормативно­правовой базы, позволяющей бизнесменам в полной мере реализовать «исламские» проекты. Здесь можно констатировать следующее: режим благоприятствования исламским ПИФам, банкам и страховым компаниям будет включен лицами, принимающими политические решения, только тогда, когда эти проекты будут отвечать внутриэкономическим и внешнеполитическим интересам России.

 

Как по объективным, так и по субъективным причинам проект исламского банка только для удовлетворения потребительского спроса мусульман не имеет в России шансов на существование. Только тогда, когда исламский банкир докажет, что он своей деятельностью способен решать общероссийские задачи в экономике, которые не под силу традиционным банковским институтам, он будет услышан властью. Та же ситуация со страхованием, рынком ценных бумаг и пр.

 

Вероятно, исламские финансы могут предложить Российскому государству решить следующие задачи: привлечь в экономику триллионы личных сбережений граждан, которые могли бы работать на благополучие страны; отладить механизм привлечения инвестиций из стран мусульманского мира; создать авторитетную выставочную площадку, которая вносила бы ощутимый вклад в рост товарооборота между Россией и странами ОИК и др., – об этом лучше судить экспертам. И эти предложения, само собой, должны быть подкреплены серьезными аналитическими выкладками, их целесообразность должна быть подтверждена цифрами и фактами.

 

Очевидно одно: стратегия исламских финансов должна быть встроена в общую экономическую стратегию России и отвечать в первую очередь задачам диверсификации российской экономики, развитию высокотехнологичного бизнеса и модернизации российской экономики и социальной сферы.

 

Когда внутренний потенциал российских мусульман и интересы экономической политики России совпадут, положительные результаты предпринимаемых сегодня усилий не заставят себя ждать.

 

Диляра АХМЕТОВА

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/economics/13127/">ISLAMRF.RU: О чем поют исламские финансы?</a>