RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Исламский банкинг

24.12.2010 15:49

Учитывая факты, что исламский запрет на риба (проценты) существует уже 1400 лет, и что исламские банки появились только в последние 15 лет, возникает вопрос, почему исламская модель финансирования так долго не приходит на место уже существующей системы.

Ответ на этот вопрос должен быть обязательно основан на исторических фактах. Чтобы в полной мере оценить появление исламских банков, надо понять историческую эволюцию основ банковской системы и ее роль в мусульманских странах, так как значимость исламского банкинга можно понять и оценить лишь в контексте развития коммерческих банков.

История коммерческих банков в западном мире сама по себе не очень стара. Развития деятельности коммерческих банков на Западе синхронизировано с появлением индустриальной цивилизации в последние два с четвертью века. С началом промышленной революции возник огромный рост торговцев, производителей, промышленников и других предпринимателей, которые хотели, расширить свой бизнес и создать различного рода фирмы, но собственных финансовых ресурсов было не достаточно. Таким образом, нужно было найти метод для получения доступа к финансам других предпринимателей.

Существование потребности финансового посредничества и явилось основной мотивацией возникновения коммерческих банков, которые очень скоро стали основой современной промышленной и финансовой системы. Эффективно и гладко функционирующая банковская система сегодня является одной из самых основных предпосылок успешного развития экономики.

Впрочем, все это происходило на фоне западной культурной традиции, которая отмахнулась от морально-этических норм христианства в ведении экономических и деловых связей.

Когда мусульманский мир вступил в контакт с индустриализацией и другими учреждениями капитализма, включая коммерческую банковскую систему, мусульмане могли выбрать один из двух вариантов:

  1. принять схему существующих коммерческих банков если при этом будет утверждено, что процент, начисляемый коммерческими банками не будет содержать элементов риба, запрещенный исламом. Таким образом, коммерческие банки смогут стать допустимыми для мусульман.

  2. принять решение, что процент, начисляемый коммерческими банками является риба и с учетом этого принять альтернативную систему банков, которая не будет нарушать принципы исламского шариата.

Следует иметь в виду, что эти два варианта не были столь ясны в начале, как они представляются в настоящее время. Существовали некоторые факторы, стирающие различия между ними.

Во-первых, экономика большинства мусульманских стран находилась в ведении колониальных властей и население этих стран мало участвовало при выборе политических и экономических систем. Учреждения, которые существовали в мусульманских странах на протяжении веков, такие, например, как суды шариата, стали бы неэффективными и без необходимости прекратили бы свое существование. Они были бы заменены новыми учреждениями. В этих условиях, мусульмане не имели никакого практического выхода, кроме того как работать с ними, даже если существовали серьезные оговорки в отношении некоторых из них по моральным и этическим соображениям. Это было и в случае с коммерческими банками.

Тем не менее, следует признать, что в середине девятнадцатого века некоторые богословы в некоторых мусульманских странах, таких, как Египет, Индия и Индонезия, сделали попытку примирить запрещенную в Исламе риба с существовавшими в то время коммерческими банками. При этом они полагались на то, что запрещенная в Исламе риба в основном применима к ростовщическим займам, а не к операциям коммерческих банков.

Было также отмечено, что риба, осужденная и запрещенная в Коране, является на самом деле ростовщичеством, а не кредитом, который лежит в основе функционирования современных банков. Некоторые другие утверждали, что запрет в основном направлен на устранение излишеств и применения в потребительском кредитовании процентов и то, что, коммерческие банки дают кредиты в основном для производственных целей, запрет на риба не может покрыть банковские кредиты.

Сторонники этих взглядов игнорировали тот факт, что Коран категорически запрещает любые излишки (или избыток) по сравнению с основной суммой, подлежащей риба и ясно говорит о том, что кредиторы имеют право только на основную сумму. Было также забыто, что Ислам не делает никаких различий между потреблением и производством кредитов. Запрещение Риба должно применяться независимо от целей выдачи кредитов.

Тем не менее, это также исторический факт, что вышеприведенные взгляды были приведены лишь незначительным меньшинством в мусульманских странах. Большинство мусульманских ученых и верующих, имеющих серьезные знания в правильности этих позиций и допустимости банковского процента, не принимают эти мнения.

Как следствие, современные коммерческие банки не могут добиться значительного прогресса в мусульманских странах, как это было в западном мире, и даже в некоторых азиатских странах. Это подтверждается тем фактом, что коммерческие банки в мусульманском мире даже сегодня в основном ограничиваются расположением в крупных городских центрах, где западная культура и цивилизация сделали глубокий прорыв. Но даже в городах, значительное количество людей держится подальше от коммерческих банков по религиозным и моральным причинам, соблюдая предписания Корана в оношении риба. Есть среди них те, кому приходится иметь дело с банками, в силу обстоятельств или из-за отсутствия каких-либо банковских институтов, допустимых Исламом, которые считают, что это нарушение веры. Они не используют проценты в качестве собственных средств. То ли они оставить их в банке невостребованными, то ли дать кому-нибудь другому.

Другой подход - разработать банковскую систему в соответствии с требованиями шариата, стал еще более актуальным в последнее время, хотя идея создания беспроцентного банка восходит еще к 1940-м годам. Однако в то время еще отсутствовали условия для практических мер по созданию исламского банка, так как не было идей по техническим деталям и фактическом функционировании беспроцентного банка. На самом деле теория беспроцентного банковского дела и идея исламского банкинга остаются простыми желаниями, даже не планом, в течение длительного времени.

Ранний эксперимент

Новаторский эксперимент, положивший принципы исламского банковского дела на практику, был проведен в Мит-Гамр в Египте с 1963 по 1967 год. Эксперимент объединил идею немецких сберегательных банков с принципами банковской системы в рамках исламских ценностей. Мит-Гамр в основном это сельская местность и люди там в целом, как и везде в исламском мире, был весьма религиозен. Они не размещали свои сбережения в любом банке из-за запретности процентов в Исламе. Кроме того, вряд ли какие-либо финансовые учреждения были доступны им ранее. В этих условиях задача заключалась не только в соблюдении исламских ценностей, но и в воспитании людей в использовании банковских услуг.

Западный эксперт описывает значение эксперимента Mit-Гамр следующим образом:

"Большая часть населения никогда не имела дела с финансовыми институтами. В связи с этим, накопление капитала было нарушено. В основном религиозное население, как правило, не доверяло банкирам, работающим в западном стиле, было несколько местных отделений, опекающих их. Поскольку значительная часть доходов не тратилась сразу, а откладывалась на социальные события, чрезвычайные ситуации и тому подобное, образуя мертвый капитал, который не может быть использован для продуктивных инвестиций. Однако, условием каких-либо изменений поведения от накоплений и "реальной экономии активами" до "финансовой экономии" было создание финансового учреждения, которое не нарушает религиозные принципы широких слоев населения. Только тогда большая часть населения была интегрирована в процесс накопления капитала. "

Таким образом, была предпринята попытка включить сельское население в финансовую систему и "развития природы указанного раннее эксперимента сделали это очень важным"

В проекте Мит-Гамр были приняты следующие типы счетов:

(I) сберегательные счета;

(II), инвестиционные счета,

(III) а также закят счета.

Проценты не подлежат выплате по вкладам сберегательных счетов, но по ним было разрешено снимать по первому требованию. По ним есть право на небольшие, краткосрочные беспроцентные займы для производственных целей. Средства, вложенные в инвестиционные счета, были подвергнуты ограничению изъятия и возможности инвестиций на основе участия в прибылях. Закят счета привлекли внимание, обусловленное суммой закята для распространения среди бедных слоев населения.

Проект исламского банкинга Мит-Гамр был неожиданным успехом.

Сберегательные вклады увеличились с 25 000 египетских фунтов до 125000 египетских фунтов в 1963-66. За тот же период инвестиционных депозитов увеличилось с 35000 до 75000 египетских фунтов. Эксперт также сообщил, что "банк функционировал осторожно, отвергая, в среднем, 60 процентов кредитных заявок".

Хотя проект Мит-Гамр сделал хороший старт, от него пришлось отказаться из-за определенных политических факторов. В настоящее время он имеет только историческое значение. Тем не менее, это был первый эксперимент, который показал, что банковская деятельность может быть организована на основе исламских принципов уважения, запрета риба и отсутствия процентов.

Уникальное финансовое учреждение

С точки зрения истории развития исламского банкинга, необходимо также отметить уникальность финансового учреждения, которое, как правило, не упоминается в дискуссиях по исламскому банкингу, но значение которого велико. Это финансовое учреждение Управления Паломников и Правления Фонда Малайзии, которое широко известно под именем Табунг Хаджи.

Причиной создания этого учреждения было желание малайзийских мусульман, чтобы деньги, потраченные на паломничество были чисты и незапятнанны от риба. Поскольку это было не возможно при сдаче на хранение денег в обычные коммерческие банки, возникло желание необходимости создания специальных финансовых институтов. Таким образом, Экономическая Корпорация Паломников была создана в Малайзии в 1963 году и впоследствии была включена в Управление Паломников и Правление Фонда (Табунг Хаджи) в 1969 году.

Целью Табунг Хаджи является (1) сохранить средства мусульман для обеспечения их расходов на выполнение Паломничество (Хадж;) или на другие расходы, необходимые им, (2) возможность мусульман благодаря экономии средств принимать участие в инвестировании в промышленность, торговлю, а также в сферу недвижимости, в соответствии с принципами Ислама, и (3) обеспечение защиты, контроля и благополучия мусульман паломников".

Для достижения этих целей на учреждение возлагается сбор средств за счет своих филиалов и других учреждений, таких как почтовые отделения и вкладывать сбережения вкладчиков в "соответствии с инвестиционными принципами и нормами ислама".

В 1963 году Табунг Хадж начал с 1281 вкладчиков и в, общей сложности, с 46 600 малазийских долларов на вкладах. К концу 1985 года учреждение имело 65 филиалов по всей стране, а число вкладчиков достигло 867 220, общая сумма вкладов превышала 1 млрд малазийских долларов. Деятельностью Табунг Хаджи управляло Министерство финансов и инвестиций, которое имело шесть направлений, а именно финансы, сбережения, снятие денег, ценные бумаги, земельные участки и здания, управление недвижимостью и компьютерами. Было также создано пять вспомогательных компаний, занимающихся транспортировкой паломников, строительством жилья и имуществом.

Что касается управления средствами, то Табунг Хаджи действует в качестве учреждения сбережений и инвестиций. В принципе, это работало по принципу "Аль-вакала аль ¬ mutlaqa (абсолютное доверие), с помощью которого вкладчики давали свое согласие Табунг Хаджи управлять своими вкладами для целей инвестирования. Учреждение имело несколько схем привлечения депозитов, например, прямые вклады, депозиты через филиалы и почтовые отделения, схема вычеты вкладов, схема сбережений для детей и т.д. Выплаты допускались до 100 процентов с остатка денежных средств в фонде. Однако, только одна выплата была произведена в течение 6 месяцев. Лицам, зарегистрированным для совершения хаджа в течение данного года обычно не разрешалось снимать денежные средства в конкретном году.

Для осуществления инвестиций в соответствии с принципами Ислама, Табунг Хаджи использует такие способы инвестирования, как Мударабаха, Мушарака и Иджара. Для обеспечения ненарушения принципов ислама, учреждение использовало проведение консультаций с национальными фатвами комитета Малайзии. Тем не менее, после создания банка в Малайзии, он пользовался услугами шариатского Наблюдательного совета. Инвестиции Табунг Хаджи имели четыре разные формы: инвестиции в акции, в дочерние компании, инвестиции в землю, здания и краткосрочные инвестиции. После вычета операционных расходов и выплаты Закята доходы распределялись среди держателей депозитов. Как правило, величина дивидендов по Табунг Хаджи варьируется в диапазоне от 8 до 8,5 процентов. Хотя, строго говоря, Табунг Хаджи не являлся банком, он работал аналогично способам исламского банкинга. Учреждение выполняло две важные функции банковского дела - принимало депозиты и осуществляло инвестиции. На самом деле, Табунг Хаджи является хорошим примером того, как специализированное финансовое учреждение может успешно работать в соответствии с принципами Ислама.

Появление исламских банков

Первый исламский банк в городских условиях был создан в Каире в 1971 году с участием Социальный банка Насер, который начал свою деятельность в 1972 году. Банк являлся публичным с автономным статусом. Цели его заключались в основном в предоставлении беспроцентных займов для небольших проектов с участием в прибылях, помощь бедным и нуждающимся, в выдаче займов для студентов университетов и других высших учебных заведений. Из-за осуществления такого рода социальных функций, Социальный Банк Насер на начальных этапах работы был освобожден от соблюдения основ банковского и кредитного права 1957 года. Банк изначально функционировал при Министерстве финансов, но в настоящее время при Министерстве социальных дел и страхования. Капитал банка был представлен за счет средств, выделенных Президентом из внебюджетных фондов, ассигнований из государственного бюджета и взносов от Министерства по делам вакфов.

Следующим за Социальным банком Насер был создан Dubai Islamic Bank в 1975 году. Dubai Islamic Bank является акционерным обществом, имеющим головной офис в Дубае, с капиталом в 50 миллионов дирхам. Правительства Дубая и Кувейта, соответственно, участвовали в размере 20 процентов и 10 процентов в капитале банка. С 1975 года, ряд других исламских банков были созданы в мусульманских странах и в других частях мира и успешно функционируют по настоящее время.

Две крупные международные исламские холдинговые компании, а именно, АИ-Mal аль-Ислами "(DMI) Доверие и контроль" и группа Аль-Барака контролировали ряд исламских банков. DMI является холдинговой компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством Багамских островов. Она была создана в 1981 году с уставным капиталом в 1 млрд долларов США состоит из 10 млн акций равной ценности. Сегодня OMI работает в ряде исламских стран с международными финансовыми центрами через сеть исламских финансовых институтов, включающие в себя исламские инвестиционные компании, исламские банки и исламские страховые компании.

Группа Аль-Барака была создана в 1982 году и имеет 12 филиалов и финансовые интересы в ряде дочерних учреждений. Есть определенные исламские банки в регионе Персидского залива, такие, как Dubai Islamic Bank, Кувейтский финансовый дом и Исламский банк Катара, не принадлежашие никому из этих холдингов. Есть также исламские банки в некоторых других исламских странах, таких как Малайзия и Бангладеш, которые были созданы при активной поддержке со стороны правительств этих стран. Ряд исламских банков функционируют также в немусульманских странах, таких, как Филиппинский Аманах банк, Исламский банк Интернационала в Дании и Дом исламских финансов Всеобщей Холдинг в Люксембурге.

Кроме того, в нескольких обычных учреждениях действуют так называемые "исламские окна", через которые они могут предложить своим клиентам определенные услуги с использованием различных исламских методов финансирования. Среди них, Национальный коммерческий банк Саудовской Аравии, и Банк Миср Египта заслуживают особого упоминания.

Деловая практика исламских банков

Исламские банки, как и другие банки, привлекают финансовые ресурсы от частных лиц и учреждений и направляют их коммерческим фирмам, которым необходимо внешнее финансирование для поддержки их производственной деятельности. Таким образом, исламские банки выполняют те же функции финансового посредничества что и традиционные банки. Основное различие между исламскими банками и основными банками в том, как эти функции выполняются, т. е. как они увеличивают финансовые средства и как они их используют. Ради удобства проведения аналитики, необходимо различать источники и направления использования средств.

1. Источники финансирования исламских банков

Хорошо известно, что банки принимают депозиты с различными сроками погашения, с различными процентными ставками по каждому виду. Исламские банки не платят проценты по вкладам. Как исламские банки работают с различными видами депозитов описана ниже

(А) Текущие счета

Все исламские банки работают с текущими счетами клиентов, как и традиционные банки. Эти счета определяются как счета «до востребования», «вклады на предъявителя», «без уведомления банка». Банк гарантирует полный возврат денежных средств по первому требованию клиента. Банк может использовать эти средства в своей коммерческой деятельности на свой страх и риск. Так как все риски несет банк, вкладчики не имеют права на какую-либо долю в прибыли, полученной банком.

(Б) Сберегательные счета

Исламские банки также принимают сберегательные вклады от физических лиц. В Исламских банках появились четыре различных метода операционных сберегательные счетов: (I) сберегательные вклады, которые принимаются на принципе аль-wadi'a (целевые), с просьбой дать вкладчиком банка разрешения на использование средств на свой страх и риск, при этом банки гарантируют полный возврат вкладов и прибыли после совместного использования средств. (II) сберегательные вклады, которые принимаются с разрешением вложения их и разделением прибыли в согласованном порядке за период, в котором сохраняется минимальный остаток. (III) сберегательные вклады Кард хасан (благотворительный кредит) от вкладчиков банку и предоставление им материальной или нематериальной выгоды. (IV) сберегательные вклады, принимаемые в инвестиционный фонд и рассматриваемые в качестве инвестиционных вкладов, как описано ниже. В основном, вкладчики получают право на отзыв вклада без предварительного уведомления банка, при этом клиенты не имеют права на долю в прибыли за отчетный период, в котором сделан отзыв.

(В) Инвестиционные счета

Инвестиционные счета исламских банков аналог термина «депозиты» в обычной системе. Эти счета могут быть открыты как частными лицами, так и компаниями на любой указанный период, например, на 6 месяцев, на 1 год или более. Вкладчики не получали какого-либо процента. Вместо этого, они имели право на долю в фактической прибыли, получаемой от инвестиционной деятельности банка. Прибыли являются общими для вкладчиков в согласованной доле в зависимости от суммы своих вкладов.

(Г) Совместные / Общие инвестиционные счета

Некоторые исламские банки использовали общие инвестиционные счета. Инвестиционный фонд принимает форму общего счета инвестиций, в которых инвестиционные вклады имеют различные сроки погашения. Они не привязаны к какому-либо конкретному инвестиционному проекту, но используются в различных финансовых операциях банка. Прибыль распространялась в конце периода на пропорциональной основе.

(Д) Лимитированный период Инвестиционных депозитов

Некоторые исламские банки также принимают инвестиционные вклады в течение указанного периода, который определяется по взаимному согласию между вкладчиком и банком. Вклад прекращает свое существование в конце периода, но доходы распределяются и учитываются в конце финансового года.

(Е) Неограниченный период Инвестиционных депозитов

Эти инвестиционные депозиты автоматически возобнавляются без указания срока. Они могут быть прекращены путем определения указанного срока с уведомлением банка, как правило, 3 месяца. Невзимание или увеличение суммы вклада допускается в течение этого периода. Прибыль рассчитывается и распространяется в конце финансового года.

(Ж) Специализированные инвестиционные вклады

Некоторые исламские банки развивают схемы инвестиционных вкладов с особого разрешения инвестировать в конкретные схемы или конкретные продукты. Прибыль активности распределяется между вкладчиком и банком. В таком случае, банк работает в качестве агента инвестора. Он может согласиться выполнить эту функцию за согласованную плату или может отказаться иметь долю в прибыли.

Др. Аусаф Ахмад
(Перевод осуществлен МуслимЭко.Ру)
По материалам CIBAFI

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/economics/14611/">ISLAMRF.RU: Исламский банкинг</a>