RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Социальная ответственность бизнеса (на примере исламских стран)

17.02.2011 10:31

Кризис последних лет, показавший фундаментальные недостатки западной экономической модели, сопровождается усилением дискуссии вокруг исламских экономик и исламского банкинга. Все чаще звучит критика в адрес рыночной системы открытых экономик. По мнению многих экспертов, кризис был вызван неконтролируемыми действиями эгоистов в финансовой сфере. Это объективно определяет интерес к исламской модели, исламским институтам, которые построены на ограничении эгоистических устремлений предпринимателей. Особую актуальность приобретает дискуссии о социальной ответственности бизнеса (или корпоративной социальной ответственности бизнеса (КСО)) в исламских странах.

 

В данной статье рассмотрим как в исламских странах решается проблема социальной ответственности бизнеса, а также в чем на практике заключается специфика проявления социальной ответственности бизнеса исламских стран.

 

Теория

 

Исламская этическая философия основывается на пяти постулатах, «регулирующих исламскую этику: единство (соотносимое с концепцией таухида или исключительности/единственности Бога), равновесие (пересекается с концепцией справедливости – ‘адль), свобода воли (в определенной степени, человеку дана свобода воли в управлении своей жизнью в качестве наместника Бога на Земле), обязанности (ответственность перед Богом за свои действия) и добродетельность [Rafi-uddin Shikoh, 2005].

 

Согласно данным постулатам Бог есть создатель, обладатель и источник всего мироздания. Он доверил человеку использовать ресурсы, поэтому человек ответствен перед ним как эти ресурсы используются. «В Коране прямо говорится, что Бог создал землю для людей, что не может не накладывать на них большую ответственность: «И землю он поставил для творений (55:10)» [Наумкин, 2008]. Эта религиозная позиция своего рода «траста», «опеки» требует полного соответствия воле Бога и включает повиновение и призвание следовать шариату во всех аспектах жизни, включая экономические аспекты и вопросы бережного отношения к окружающей среде. Шариат – это «комплекс предписаний, закрепленных прежде всего Кораном и сунной, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источником конкретных норм, регулирующих их поведение» [Ислам... 1991, с. 292].

 

Свобода человека священна и неприкосновенна до тех пор, пока она не конфликтует с интересами общества или пока индивидуумы не нарушают права других. Ислам не отрицает наличие эгоистического индивидуального интереса, однако в исламе признается верховенство «интересов уммы и общества над интересами индивида или отдельных групп в том случае, когда они противоречат друг другу. По мусульманскому праву, общественное благополучие важнее благополучия индивидуального. Лучше допустить ущемление частного интереса, чем общественного тогда, когда из двух зол приходится выбрать меньшее. Доктор Ийад Абумоглы по этому поводу говорит “о смягчении негативных последствий действия путем предпочтения менее вредоносного варианта в том случае, если это действие является неизбежным”. Этот же юридический принцип применяется в связи с требованием к власти в исламском обществе защищать слабые и неимущие слои населения: лучше нанести ущерб богатому человеку, чем бедному, если необходимо выбирать» [Наумкин, 2008]. Главное внимание в исламской экономической системе обращается на состояние человеческих отношений в экономической жизни, на нравственные принципы экономических отношений, которые должны содействовать целям процветания исламского общества в целом.

 

Организации играют важную роль в обществе и в связи с этим несут ответственность, основанную на их статусе в обществе. Они могут существовать только до тех пор, пока определенное общество признает их легитимность. Иными словами, концепция социальной ответственности бизнеса в исламских странах, так же как и в неисламских странах, исходит из социального контракта. Она помогает решать задачу достижения согласованности целей компании с целями общества. Ответственность в этом контексте означает ее (компании) ответственность перед обществом упрочивать социально-экономическую справедливость в рамках ее возможностей.

 

Исламские ученые называют в качестве пояснения системы достижения социально-экономической справедливости в исламе такие его доктринальные положения как обязательство выплаты с дохода и имущества своего рода религиозного налога (закят), создание благотворительных фондов (вакф), подаяние и благотворительность (саадака), беспроцентный заем (кард аль хасан) и другие [Farook, Lanis, 2007, p. 222]. Запрет взимания и выплаты процентов (рибы), лежащий в основе исламских банков, также является еще одной важной основой этой системы.

 

Сущность запрета заключается в признании несправедливой эксплуатацией, когда хозяин капитала получает процент, вне зависимости от того был ли получен доход или убыток заемщиком капитала. Вместо этого предлагается партнерство – участие в прибылях и убытках. На механизме партнерства построено большинство инструментов исламских банков, и, как мы покажем ниже, партнерство является распространенной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности исламских стран.

 

В подтверждение концепции социальной ответственности бизнеса и устойчивого развития исламскими учеными приводятся суры и хадисы, где говорится о необходимости бережного отношения к окружающей среде (2:201), осуждается расточительность (7:31), поясняется необходимость бережного отношения к воде (21:30), (23:18), важность благотворительности через закят, садака (Сахих аль-Бухари, хадис (1445), хадис 699 (1485)) и др. Профессора Бизнес-школы Малайского отделения Ноттингемского университета (Великобритания) Дж. Зинкин и Дж. Вильямс отмечали, что некоторые суры и хадисы перекликаются с принципами Глобального договора ООН [Zinkin, Williams, 2006].

 

Таблица 1. Крупнейшие компании исламского мира

Иcточник: [The 2008 DS... 2009].

 

Практика

 

Национальная специфика социальной ответственности бизнеса в исламских странах проявляется преимущественно в практической деятельности производственных компаний, банков, инвестиционных фондов и страховых компаний. Деятельность компаний из исламских государств в целом и внешне схожа с функционированием бизнес-организаций из других стран мира. Основное ее отличие заключается в соблюдении исламскими компаниями запрета на ведение некоторых видов деятельности (игорный бизнес, производство, переработка и продажа свинины, производство и продажа алкоголя, деятельность в области порноиндустрии и пр.).

 

Организации, занимающие первые 10 мест в рейтинге крупнейших компаний исламского мира, представлены в табл. 1. В большинстве своем это нефтегазовые компании, за исключением Koc Holding A.S. и корпорации Saudi Basic Industries. Первая известна своими брендами Arcelic (холодильники, посудомоечные и стиральные машины) и BEKO (телевизоры и др.), а к основным областям деятельности второй относятся химическая и перерабатывающая промышленность. Как мы видим, все компании нефтегазовой отрасли являются государственными. Это закономерно, так как согласно исламским принципам недра и полезные ископаемые принадлежат умме, следовательно, находятся в собственности государства.

 

Глобальные компании из исламских стран, так же как и их международные конкуренты, осуществляют социальную деятельность и отчитываются перед своими заинтересованными сторонами. Часть компаний, входящих в рейтинг, поддерживает раздел по корпоративной социальной ответственности на первых страницах сайтов. Там раскрывается информация о программах в отношении сотрудников, о социальных инвестициях в местные сообщества, о программах в области защиты окружающей среды и т. п. В годовых отчетах корпораций Kuwait Petroleum и Saudi Basic Industries имеются разделы по КСО, а компания Koc Holding A. S. публикует специальный отчет на эту тему. Компания Saudi Telecom (занимает 23-е место в рейтинге) в 2008 г. получила награду за лидерство в КСО, присуждаемую Институтом КСО в Дубае (ОАЭ). В совете директоров компании Savola group из Саудовской Аравии (84-е место в рассматриваемом рейтинге) функционирует объединенный комитет по корпоративному управлению и социальной ответственности. Компания Savola group специально подчеркивает, что она рассматривает КСО сквозь призму ценностей ислама. В частности, на сайте компании приводится одно из изречений пророка Мухаммеда: «Не уверует никто из вас [искренне] до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (хадис под номером 13 из сорока хадисов Имама Мухйи-д-дин Абу Закарийя бин Шариф ан-Навави). И далее говорится: «Наша искренняя вера в этот хадис наряду с нашими хорошими намерениями даст нам благословение Аллаха, которое обеспечит успех нашей корпоративной социальной ответственности» [Компания Savola... 2009]. В то же время глобальный бизнес мусульманских стран перенимает глобальные правила игры и усваивает соответствующие ценности и стандарты поведения. А вот компании малого и среднего бизнеса, как правило, ориентируются на традиционные ценности страны происхождения компании.

 

Широко распространены в исламских странах кооперативы, создаваемые членами местных общин. Кооперативы – это форма предпринимательской деятельности, которая основана на справедливой системе производственных отношений. В них и предприниматель, и наемный работник выступают в одном лице, таким образом, решается противоречие между трудом и капиталом. В них отсутствует эксплуатация и присвоение результатов чужого труда, поскольку прибыль распределяются между членами трудового коллектива и идет на другие социально значимые цели по их совместному решению. Кооперативы близки менталитету мусульманина, так как соответствуют принципам социальной справедливости, заложенной в исламе. В Турции и в Ферганской долине (город Андижан, Республика Узбекистан) кооперативы называются «исламскими предприятиями».

 

Исламские банки, по мнению ученых из мусульманских стран, проявляют социальную ответственность уже по роду своей деятельности, поскольку используют соответствующие шариату инструменты. Рейтинг банков приведен в табл. 2.

 

Согласно статистике за 2008 г. Bank Melli и Al Rajhi Banking & Investment Corp поменялись местами. Впервые исламский банк был создан в 1963 г. в Египте. За прошедшие почти 50 лет исламские банки появились во многих странах мира, а объем активов, которые находятся под их управлением, достигает, по разным оценкам, 700–950 млрд долл. США. В большинстве мусульманских стран исламские банки работают наряду с традиционными кредитными учреждениями.

 

Исламские банки вместо процентов предлагают инструменты, основанные на партнерстве (участии в прибылях и убытках). При этом средства, инвестируемые банком или его клиентами, должны направляться в проекты, не противоречащие шариату. Для соблюдения соответствия инструментов банка принципам исламского банкинга в нем создается шариатский совет.

 

Таблица 2. Крупнейшие исламские банки

Источник: [Shikoh Rafi-uddin, 2005]

 

Исламские банки видят свою роль перед обществом и демонстрируют социальную ответственность помимо основной деятельности через предоставление услуг в виде благотворительных ссуд «кард аль хасан» и ведения закятного фонда (практика некоторых банков). Плата за эти услуги не взимается. Исламские банки так же, как и традиционные кредитные учреждения, спонсируют различные мероприятия. Информация о размерах выданных благотворительных ссуд «кард аль хасан» включается в годовые отчеты банков. Организация бухгалтерского учета и аудита в исламских финансовых институтах (Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions) выпустила «Руководство № 7 КСО для исламских финансовых институтов» (CSR Conduct and Disclosure for Islamic Financial Institutions), в котором перечисляются обязательные и рекомендуемые для раскрытия показатели.

 

Следует отметить, что далеко не все исследователи согласны с тем, что деятельность исламских банков полностью соответствует принципам шариата и в этом смысле является социально ответственной. Как в исламских странах, так и за их переделами критике подвергается деятельность шариатских советов и некоторые используемые банками финансовые инструменты. По нашему мнению, несмотря на справедливость некоторых замечаний относительно того, что шариатские советы могут признавать допустимыми сомнительные инструменты, подобные решения являются скорее исключением, чем правилом. В последнее время растет интерес к исламскому банкингу и к исламским ценным бумагам как к альтернативным формам банковской деятельности и финансовых инструментов с точки зрения устойчивости.

 

Исламские фонды (Shariach Compliance Funds, Islamic Investment Funds) представляют собой разновидность этических фондов, или, как их еще называют, фондов социально ответственных инвестиций (Socially Responsible Investment), получивших широкое распространение в развитых странах. Фонды социально ответственных инвестиций осуществляют свою деятельность в соответствии с критериями, которые могут основываться на принципах экологической эффективности, этических принципах, религиозных принципах определенной конфессии (протестантские, католические, фонды меннонитов и т. п.). Исламские фонды осуществляют инвестиции в соответствии с принципами шариата. Их важным отличием является наличие шариатского совета. Такие фонды могут быть и государственными и создаваться на основе взаимных инвестиций.

 

Аналогично фондам, средства исламских инвестиционных компаний должны вкладываться в различные проекты в соответствии с принципами шариата. Исламские инвесткомпании существуют в мусульманских странах наряду с традиционными компаниями. Так, например, в Кувейте по данным центрального банка этой страны, «действуют 48 шариатских финансовых компаний и 45 компаний “классического” образца. Тем не менее объем активов, которыми управляют исламские компании... не превышает сумм, которыми оперируют обычные финансовые учреждения. Общий объем активов традиционных компаний в июле 2008 г. составлял почти 10,6 млрд динаров (39,8 млрд долл. США), исламских учреждений – 7,9 млрд динаров (29,7 млрд долл.)» [В Кувейте... 2008].

 

Шариатские советы – важная особенность деятельности таких исламских финансовых институтов, как банки, фонды и инвестиционные компании. В шариатские советы, функционирующие наряду с традиционными советами директоров, входят прежде всего юристы с шариатским образованием, а также экономисты, банкиры и др. Согласно рекомендациям Организации бухгалтерского учета и аудита в исламских финансовых институтах, желательно, чтобы шариатский совет состоял не менее чем из трех человек. Отчет о деятельности шариатского совета банка включается в годовой финансовый отчет кредитного учреждения. На сайтах банков и фондов размещается информация о составе шариатских советов. Участие членов советов директоров в нескольких шариатских советах только приветствуется.

 

Следует отметить, что исламские страховые компании (takaful) также имеют отличия от традиционных страховых компаний. Традиционное страхование является неприемлемым для исламских финансовых институтов. В традиционном страховании застрахованное лицо платит страховые взносы страховщику для того, чтобы получить компенсацию в случае наступления страхового случая, который может и не произойти. Традиционное страхование представляется как торговля неопределенностью, поэтому запрещена. Еще одна причина запрета связана с инвестиционной стратегией страховых компаний, активы которых часто являются процентными. Исламское страхование основано на концепции взаимности, когда страхователи соглашаются объединить ресурсы для того, чтобы в случае необходимости каждый мог воспользоваться средствами страхового фонда. Страхователи исламской страховой компании выступают в качестве совладельцев страхового фонда, а страховщик в роли управляющего. Средства страховой компании инвестируются в соответствии с принципами шариата.

 

В процессе анализа модели социальной ответственности бизнеса исламских стран необходимо рассмотреть и роли, которые отводятся гражданскому обществу, государству и деловым организациям. В большинстве исламских стран гражданское общество играет не самую важную роль в мотивации компаний к социально ответственной деятельности. Данное положение подтверждается и результатами исследования, проведенного под руководством Дж. Зинкина и Дж. Вильямса, в котором приняли участие 20 тыс. респондентов из 21 страны мира. Ученые пришли к выводу, что граждане исламских стран в меньшей степени, чем представители других государств, озабочены вопросами КСО [Zinkin, Williams, 2005]. В то же время исследователи отметили, что исламская этика бизнеса очень тесно переплетается с КСО и требует высоких стандартов отношений с заинтересованными сторонами.

 

Ввиду указанных выше причин роль государства в мотивации бизнеса к социально ответственному поведению сводится к единичным воздействиям и использованию косвенных инструментов. В частности, в ОАЭ Министерство по экологии Абу-Даби инициировало программу, направленную на отказ супермаркетов от использования пластиковых пакетов, ввиду того что полиэтилен распадается сотни лет, что наносит ущерб окружающей среде. В Малайзии предпринимались попытки обязать компании, выходившие на листинг местной биржи, предоставлять отчеты в области КСО. Однако поскольку это привело к оттоку компаний на биржи Гонконга, данное требование было отменено. В настоящее время в Турции разрабатывается закон о КСО, который должен быть представлен широкой общественности на обсуждении до октября 2010 г.

 

В то же время в исламских странах государство владеет крупнейшими добывающими компаниями. Что касается частного бизнеса, то государственные органы используют различные инструменты, мотивирующие компании к участию в различных социально ответственных инициативах. В исламских странах действуют организации, занимающиеся продвижением социально ответственных практик. Наибольшей известностью пользуются, в частности, КСО-Азия (CSR Asiа), КСО-Малайзия (CSR Мalaysia), Дубайский центр корпоративных ценностей (The Dubai Centre for Corporate Values), Центр развития КСО в Иране (CSR Development Сenter), Ассоциация КСО в Турции (СSR Association of Turkey) и др. На сайте Центра развития КСО в Иране перечисляются такие традиционные способы КСО, как беспроцентные займы работникам, создание благотворительных фондов для бедных, строительство школ и мечетей. На сайте Ассоциации КСО Турции отмечается: «Поскольку КСО имеет филантропическую природу, КСО не является абсолютно новым явлением для турецкого бизнеса и общества». Исполнительный директор Дубайского центра корпоративных ценностей М. Наджиб, выступая в 2007 г. на конференции в университете г. Кранфилда (Великобритания), отмечал: «Учение ислама диктует, что корпоративная социальная ответственность является неотъемлемой частью жизни/жизнедеятельности, поскольку отдача перед общественностью имеет в ней предельно важное значение. Учитывая то, что нам приходится сталкиваться со множественными вызовами глобализации, включая межкультурные различия, компаниям необходимо включать религиозный аспект для использования наилучших практик в области корпоративной социальной ответственности» [Int'l CSR... 2007].

 

Таким образом, проведенный нами анализ позволяет сделать вывод, что в исламских странах, помимо светских законов (там, где присутствует светское законодательство), религиозные нормы регулируют хозяйственное поведение предпринимателей. Этические нормы встраиваются в хозяйственную жизнь путем воспитания, обучения, создания и совершенствования соответствующих институтов. Институты, разработанные с учетом религиозной традиции и в соответствии с принципом социальной справедливости – одного из основных принципов ислама способствуют реализации концепции корпоративной социальной ответственности. В статье Османа Бакхача «Все богатство принадлежит Аллаху» так объясняется этот принцип и механизм его реализации словами пророка Мухаммада, который «провел наглядную аналогию между обществом и кораблем с двумя палубами. Пассажиры нижней палубы не имели прямого доступа к воде, и каждый раз были вынуждены обращаться к пассажирам верхней палубы, чтобы пройти к ней. Из-за этого между людьми возникли конфликты. И тогда пассажиры нижней палубы решили пробить брешь в днище корабля, чтобы получить воду. Итак, как говорил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), все общество может погибнуть, если позволить нуждающимся терпеть бедствия и не вмешиваться» [Бакхач, 2004]. Данный пример также наглядно демонстрируется, что социальная ответственность бизнеса помимо этических аспектов необходима с утилитаристской точки зрения: как механизм снижения нефинансовых рисков.

 

 

Б. Батаева,
к. э. н., старший научный сотрудник Центра фундаментальных
и прикладных исследований,
Финансовая академия при Правительстве РФ (Финакадемия),
е-mail: b.bataeva@gmail.com

 

 

Литература

1. Бакхач О. Все богатство принадлежит Аллаху. О социальной справедливости в Исламе. Размещено: 30.03.2004. – URL: Источник: Сайт ЦентрАзия, http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1080597600. (Прочтено 26.06.08).

2. В Кувейте больше исламских, чем традиционных финансовых компаний // 02 октября 2008. [cайт]. – URL: http:www.islamnews.ru/news-14773.html+ (дата обращения 28.08.2009).

3. Ислам. Энциклопедический словарь // Отв. ред. Негря Л. В. – М.: Наука, 1991.– 312 c.

4. Коран / пер. Крачковского И. Ю. – М.: Раритет, 1990. – 528 с.

5. Компания Savola group (Саудовская Аравия). – URL: http://www.savola.com/savolae/Ethics.php. (Accessed 24th September 2009)

6. Наумкин В. В. Исламская концепция устойчивого развития// Ислам в современном мире. – 2008. – № 11. Издательский дом «Медина». –URL: http://www.idmedina.ru/books/islamic/?462 (дата обращения 10.08.2009).

7. Farook S., Lanis R. Banking on Islam? Determinants of Corporate Social Responsibility Disclosure // Advances in Islamic Economics and Finance Proceedings of the 6th International Conferences on Islamic Economics and Finance. – 2007. – Vol. 1. – P. 217–249.

8. Int'l CSR conference calls for Islamic perspective / By a staff reporter. Khaleej Times Online. – 27th July 2007: http://khaleejtimes.com/DisplayArticleNew.asp?xfile=data/business/2007/July/business_July744.xml&section=business&col=. (Accessed 25th October 2009)

9. Rafi-uddin Shikoh. Islamic Business Ethics: Book Review (by Dr. Rafik Issa Beekun). 15th of May 2005. – URL: http://www.dinarstandard.com/management/EthicsBookReview051505.htm (Accessed 2nd of November 2009)

10. Shikoh Rafi-uddin. Corporate Islamic Finance: The Good News and the Bad News // The DinarStandard.com, July 20th 2005: http://www.dinarstandard.com/finance/CorporateIF071505.htm. (Accessed 30th October 2009).

11. The 2008 DS Summary Report. Overall Growth Slows, but Manufacturing Picks Up Strong // The DinarStandard.com, February 13th 2009. – URL: http://dinarstandard.com/rankings/ds100/index.html (Accessed 30th October 2009)

12. Zinkin J., Williams G. Doing business with Islam: can corporate social responsibility be a bridge between civilizations? October 2005. Available at Social Science Research Network (SSRN). – URL: http://ssrn.com/abstract=905184 (Accessed 29th June 2009)

13. Zinkin J., Williams G. Islam and CSR: A Study of the Compatibility between the Tenets of Islam and the UN Global Compact. February 2006. Available at Social Science Research Network (SSRN). – URL: http://ssrn.com/abstract=905201 (Accessed 29 June 2009).

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/economics/15127/">ISLAMRF.RU: Социальная ответственность бизнеса (на примере исламских стран)</a>