RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Из опыта организации халяльной индустрии в России в 2002–2010 гг.

28.03.2011 11:26

Слово «халяль» в мире стало одним из наиболее подверженных злоупотреблениям, оно иногда неправильно используется как мусульманами, так и немусульманами. Оно заявляется, вывешивается и высвечивается, большой частью не считаясь с установленными в государстве правилами без какого-либо регулирования или контроля, заставляя потребителей верить, что это на самом деле халяль.

 

Мы исходим из того, что «халяль» – общепризнанный мировой термин, обозначающий разрешенность для людей (продуктов питания, косметической и парфюмерной продукции, проведения финансовых сделок, взаимоотношений между людьми, различного рода действий).

 

Пищевые продукты халяль – это (что касается мясных) продукты, произведенные по специальной технологии, предусматривающей:

 

– доброе отношение и милосердие к животному до убоя, во время оного и после него;

– достоверное отсутствие заболеваний у животного (которые могут принести вред здоровью людей) перед убоем;

– исключение практики умерщвления животных различными способами перед убоем;

– после убоя наиболее полное удаление крови естественным способом;

– тщательное соблюдение гигиенических правил на всех этапах производства продукции.

 

Для других видов продукции: отсутствие в продуктах вытекшей крови, свинины, опьяняющих и наркотических веществ (или несоприкосновение с ними в момент производства продуктов).

 

Вот какое определение halal дает международный стандарт CAC/GL 24–1997 из Свода стандартов на пищевые продукты Codex Alimehtarius (перевод текстов с английского на русский язык – грамматика и орфография даются из издания Российского научно-технического центра информации, метрологии и оценке соответствия – Стандартинформ).

 

2.1. Пищевой продукт halal означает продукт, разрешенный исламским законом, и должен удовлетворять следующим условиям:

 

2.1.1. он не состоит из чего-либо, что считается недопустимым по исламскому закону, и не содержит ничего подобного;

2.1.2. не был приготовлен, переработан, перевезен или не хранился с использованием каких-либо средств или приспособлений, которые несвободны от чего-либо недопустимого по исламскому закону;

2.1.3. в процессе приготовления, переработки, перевозки или хранения не находился в непосредственном контакте с каким либо пищевым продуктом, который не удовлетворяет условиям пп. 2.1.1 и 2.1.2.

 

2.2. Несмотря на указанные выше положения п.2.1:

 

2.2.1. «разрешенные исламским законом» (halal) пищевые продукты могут готовиться, перерабатываться или храниться в других частях или на других технологических линиях в одном и том же здании при условии, что принимаются необходимые меры для предотвращения контакта между пищевыми продуктами, разрешенными исламским законом и не разрешенными этим законом;

2.2.2. «разрешенные исламским законом» (halal) пищевые продукты могут приготавливаться, перерабатываться, перевозится или храниться с использованием средств, которые ранее использовались для пищевых продуктов, не разрешенных исламским законом, при условии, что были соблюдены надлежащие процедуры очистки в соответствии с требованиями ислама.

 

3. Критерии использования термина halal.

 

3.1. Разрешенные законом пищевые продукты.

 

Термин halal может использоваться в отношении пищевых продуктов, которые считаются разрешенными законом по исламскому закону. Все источники пищи являются разрешенными, за исключением следующих источников. В том числе их продуктов и производных, которые считаются не разрешенными законом:

 

3.1.1. Пищевые продукты животного происхождения:

 

а) Свиньи и кабаны.

б) Собаки, змеи и обезьяны.

в) Плотоядные животные, имеющие когти и клыки, такие как львы, тигры,

медведи и прочие подобные животные.

г) Хищные птицы, имеющие когти, такие как орлы, грифы и прочие подобные птицы.

д) Вредные животные, такие как крысы, сороконожки, скорпионы и прочие подобные животные.

е) Животные, которых по исламской религии запрещено убивать, т. е. муравьи, пчелы и птицы из семейства дятловых.

ж) Животные, которые в общепринятом смысле являются отвратительными, такие как вши, мухи, личинки насекомых и прочие подобные животные.

з) Животные, обитающие и на суше, и в воде, такие как лягушки, крокодилы и прочие подобные животные.

и) Мулы и домашние ослы.

к) Все ядовитые и опасные животные, обитающие в воде.

л) Все прочие животные, не убитые в соответствии с исламским законом.

м) Кровь.

 

3.1.2. Пищевые продукты растительного происхождения.

 

Опьяняющие и опасные растения, за исключением случаев, когда токсин или опасный фактор может быть удален при переработке.

 

3.1.3. Напитки:

 

а) Алкогольные напитки.

б) Все формы опьяняющих и опасных напитков.

 

3.1.4 Пищевые добавки

 

Все пищевые добавки, полученные из пищевых продуктов, указанных в пп. 3.1.1, 3.1.2 и 3.1.3.

 

3.2 Убой.

 

Все разрешенные исламским законом животные, обитающие на суше, должны убиваться с соблюдением правил, изложенных в «Рекомендуемых гигиенических нормах и правилах Codex для свежего мяса» (стандарт САС/RCP11, REV/1–1993, и нижеследующих правил:

 

3.2.1. Лицо, убивающее животное, должно быть мусульманином, находящимся в здравом рассудке и знающим исламские процедуры убоя.

3.2.2. Животные, подлежащие убою, должны быть разрешенными по исламскому закону.

3.2.3. Животное, подлежащее убою, должно быть живым или считаться живым в момент убоя.

3.2.4. Непосредственно перед убоем каждого животного должна быть произнесена фраза «Бисмиллах» («Именем Аллаха»).

3.2.5. Инструмент убоя должен быть острым и не должен отрываться от тела животного во время акта убоя.

3.2.6. Должны быть перерезаны трахея, пищевод и основные артерии и вены в области шеи.

 

3.3. Приготовление, переработка, расфасовка, перевозка и хранение.

 

Все пищевые продукты должны приготавливаться, перерабатываться, перевозиться и храниться таким образом, чтобы было обеспечено соблюдение положений пунктов 2.1 и 3.1 и «Общих принципов Codex в отношении пищевой гигиены» и других имеющих отношение к данному вопросу стандартов Codex.

 

4.. Дополнительные требования к маркировке

 

4.1. Когда делается заявление о том, что пищевой продукт разрешен по исламскому закону, на этикетке должно быть нанесено слово halal или эквивалентные ему термины.

4.2. В соответствии с «Общими методическими указаниями Codex о заявлениях о свойствах продуктов», заявления о том, что продукт разрешен по исламскому закону, не должны использоваться такими способами, которые могут вызвать сомнения в отношении безопасности аналогичного пищевого продукта или утверждения о том, что пищевые продукты halal превосходят по пищевым свойствам другие продукты или более полезны для здоровья, чем другие продукты.

Справка: Сводные тексты стандартов на маркировку пищевых продуктов разработаны по Совместной программе продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) – Кодекс Алиментариус. Введены в действие в РФ 01.10.2002 года в категории «Международный стандарт: том номер Т.1А–1999 sec.4, Код МКС:67 040. Российская Федерация, внедрив эти стандарты, обеспечивает возможность верующим людям соблюдать религиозные каноны в еде.

 

Внедрение стандарта халяль в России

 

Как видим, в конце 2002 года в Российской Федерации был введен в действие стандарт, в котором сосредоточены основные канонические и технологические особенности продуктов халяль. Эти стандарты не определяли взаимоотношения производителей и религиозных организаций.

 

Возникает вопрос: почему религиозных организаций? Казалось бы, религиозные организации по статусу далеки от производственной и коммерческой деятельности. Как следует из текста одного из того же свода стандартов: CAC/GL 1-1979 п.5.1. 4: О приготовлении пищевого продукта в соответствии с религиозными обычаями и ритуалами (кошер, халал и др.), можно заявлять при условии, что данный пищевой продукт удовлетворяет требованиям соответствующих религиозных органов или авторитетов в области ритуала.

 

Поэтому требования должны исходить от религиозных органов, и в 2003 году одна из централизованных организаций России – Совет муфтиев – взяла на себя задачу разработать адаптированный к российским реалиям стандарт государственной системы стандартизации РФ – стандарт организации. На первом этапе он получил название: «Положение о порядке организации производства, торговли, осуществления контроля над производством и торговлей продуктами, разрешенными к употреблению в пищу мусульманам» – «Халяль-ППТ-СМР».

 

В разработке стандарта приняли участие шейх Фарид Асадуллин, имамы Шамиль Аляутдинов, Арслан Садриев, Дамир Гизатуллин, генеральный директор ООО «САФА» Ибрахим Насыров, генеральный директор ООО «Халяль Аш» Ахметша Кадеров. Утвердил его председатель Совета муфтиев России муфтий хазрат Равиль Гайнутдин.

 

Стандарт разработан в соответствии с Государственной системой стандартизации и является «стандартом общественного объединения (организации)». Мы считали, что необходимости в государственном стандарте нет и нашего стандарта достаточно для начала работ в создании индустрии халяльной продукции. Этот документ объединял в себе и технологические особенности, порядок организации работ по сертификации и обороту продукции. Прошедшие годы подтвердили правильность нашего выбора. По результатам отработки на передовых современных предприятиях стандарт был откорректирован 29 ноября 2004 года.

 

Необходимость стандартизации в последнее время определяется развитием бизнеса вообще и халяльного в частности.

 

Стандартизация в общем случае – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон.

 

Объектом стандартизации могут быть конкретная продукция, нормы, требования, методы, термины, обозначения и т. д., имеющие перспективу многократного применения, используемые в науке, технике, промышленном и сельскохозяйственном производстве, строительстве, транспорте, культуре, финансовой деятельности, здравоохранении и других сферах народного хозяйства, а также в развивающейся международной торговле халяльными продуктами.

 

Стандартизация в условиях глобализации экономических отношений в мире должна обеспечить не только баланс интересов стран, субъектов производства, общественных организаций, но и интересы потребителей, в частности потребителей-мусульман. Стандартизация должна способствовать развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья граждан, обеспечивает защиту интересов потребителей.

 

Смысл сертификации с точки зрения потребителя и производителя

 

Здесь уместно привести мнение И. З. Аронова, заместителя директора Всероссийского научно-исследовательского института сертификации Госстандарта, из статьи «О развитии добровольной сертификации халяльных продуктов» о необходимости сертификации вообще и добровольной сертификации халяль в частности:

 

«Сертификация и сертификат применяются довольно широко в различных областях деятельности. Этимология слова сертификат – лат. certum – верно + facere делать, то есть «сделано верно». Отсюда сертификация – удостоверение того или иного факта. В области технического регулирования таким фактом является соответствие установленным требованиям.

 

Сертификация в принципе возможна при соблюдении трех условий:

 

  • объект должен реально существовать;

  • на этот объект имеются заранее установленные требования;

  • есть метод определения соответствия объекта установленным требованиям.

 

Исходя из этого, наиболее применяемыми объектами сертификации могут быть продукция, услуга, процесс, система, персонал. Процедура подтверждения соответствия при сертификации направлена на сбор доказательств, позволяющих с достаточной степенью обоснованности выдать заключение (сертификат) о соответствии объекта установленным требованиям.

 

Характерно, что сертификацию проводит третья сторона, то есть орган, признаваемый независимым от заинтересованных сторон и прежде всего от изготовителя, продавца, исполнителя (первая сторона) и приобретателя, потребителя, пользователя (вторая сторона). Этим достигается объективность результатов, которая и явилась изначальной причиной возникновения и дальнейшего распространения сертификации.

 

Определяющим началом применяемых правил и процедур сертификации являются схемы сертификации как совокупность доказательств, позволяющих сделать обоснованный вывод о соответствии объекта установленным требованиям.

 

Доказательства получают благодаря проведению определенных операций, прямо или косвенно подтверждающих соответствие объекта установленным требованиям. Количество таких операций может быть от одной до нескольких, их содержание также может отличаться в зависимости от характера и специфики объекта.

 

Применительно к сертификации продукции можно выделить следующие обобщенные виды операций:

 

  • испытания;

  • оценка производства;

  • инспекционный контроль.

 

Каждый из указанных видов операций детализируется с учетом риска получения не достоверной оценки и степени влияния ее на общий вывод о соответствии продукции установленным требованиям.

 

Реализация схемы сертификации является частью всей процедуры сертификации, которая в общем виде может быть представлена в виде следующих этапов:

 

  • подача заявки в орган по сертификации;

  • рассмотрение заявки и принятие по ней решения;

  • проведение проверок согласно схеме сертификации;

  • рассмотрение результатов проверок и принятие решений;

  • выдача сертификата соответствия;

  • инспекционный контроль за сертифицированным объектом (если это предусмотрено схемой сертификации).

 

Сертификация может осуществляться в законодательно регулируемой сфере (в обязательном порядке) и в добровольной сфере. Когда речь идет о законодательно регулируемой сфере, обязательность сертификации определяется соответствующим законодательным актом. Например, согласно Федеральному закону «О техническом регулировании», обязательная сертификации осуществляется в отношении продукции, предназначенной для обращения на территории Российской Федерации, если это определено соответствующим технически регламентом. До вступления в силу технических регламентов обязательная сертификация проводится в отношении продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. № 982.

 

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей. Что же заставляет заявителей сертифицировать свою продукцию добровольно? Современный взгляд на добровольную сертификацию заключается в том, что она является рыночным механизмом, способом регулирования рынка, позволяющим изготовителю получить определенные конкурентные преимущества, а потребителю сделать осознанный выбор продукта. Последнее особенно важно, когда речь идет о том, что отдельные группы граждан страны должны быть уверены в определенных свойствах приобретаемого продукта. Это касается прежде всего продуктов питания, предназначенных для верующих людей. Для таких групп населения принципиально важно установить, являются ли потребляемые пищевые продукты религиозно допустимыми.

 

Например, председатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин отметил, что мусульмане имеют полное право быть уверенными в том, что продукты питания, произведены в соответствии с правилами, принятыми в исламе, ведь потребление в пищу мяса или другого продукта питания, произведенного с использованием мяса птицы или животных, забитых не по правилам ислама, категорически недопустимо.

 

Как отмечает, Ж. Х. Азизбаев: «Если раньше мусульмане жили преимущественно в сельской местности и пользовались продуктами питания, происхождение и способ приготовление которых были известны, то, переселившись в города, столкнулись с проблемами». Одна из этих проблем – отсутствие однозначной информации о том, каким образом был приготовлен тот или иной приобретаемый продукт.

 

Выходом из сложившейся ситуации является создание специализированной системы добровольной сертификации, подтверждающей, что производимый (и соответственно приобретаемый) продукт отвечает требованиям, предъявляемым к религиозно разрешенным продуктам.

 

Об этом же свидетельствует и мировой опыт производства «разрешенных» продуктов. Например, в рамках международной организации Codex Alimentarius приняты соответствующие международные стандарты и правила на пищевые продукты, учитывающие особенности производства «разрешенной» продукции. В стандарте CAC/GL 1–1979 (п. 5.1–4) установлено, что «о приготовлении пищевого продукта в соответствии с религиозными обычаями и ритуалами (например, «разрешенный по исламским законам», «кошерный») можно заявлять при условии, что данный пищевой продукт удовлетворяет требованиям соответствующих религиозных органов или авторитетов в области ритуала».

 

Указанные факторы предопределили целесообразность формирования системы добровольной сертификации продукции и услуг халяль, которая была создана религиозной организацией мусульман – Советом муфтиев России.

 

Основными (но не единственными) целями функционирования системы являются обеспечение уверенности в том, что:

 

– мясная продукция произведена из мяса животных, убой которых произведен по разрешенной технологии;

– продукция, произведенная отечественными и зарубежными производителями, не содержит канонически запрещенных для мусульман элементов.

 

Организационная структура системы включает:

 

– лицо, создавшее систему, – Совет муфтиев России;

– исполнительный орган, функции которого выполняет «Центр стандартизации и сертификации» Совета муфтиев России;

– Совет системы, в который входят члены Совета муфтиев России;

– апелляционную комиссию, рассматривающие возможные жалобы участников сертификации, возникающие в процессе сертификации;

– органы по сертификации и испытательные лаборатории.

 

В системе определены правила и процедуры сертификации, объекты сертификации, формы основных документов системы.

 

Важно подчеркнуть, что продукция, которая соответствует требованиям, предъявляемым к религиозно разрешенным продуктам, маркируется знаком соответствия. Этот знак призван обеспечить информирование потребителей о том, что продукция, им маркированная, является халяльной, т. е. разрешенной.

 

В соответствии с 21 статьей Федерального закона «О техническом регулировании» система добровольной сертификации халяль была зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и внесена в единый реестр систем добровольной сертификации. Это очень важный шаг, придающий легитимность деятельности системы.

 

Дальнейшее развитие системы добровольной сертификации халяль видится в усилении авторитета системы и повышении узнаваемости знака соответствия системы.

 

Сертификация халяль на современном этапе

 

Сегодня проблемой халяльного рынка остается разобщенность органов по сертификации, стандартов на разные виды продукции халяль. Специально экспертов стандарта халяль мало кто готовит, их не хватает, многие эксперты порой не имеют систематического специального образования. Есть разногласия и в области толкования норм шариата – наличие нескольких стандартов, разработанных в уважаемых исламских государствах порой не соответствуют уровню современных технологий и оборудования, что встречает негативную реакцию у европейских мусульман. Мусульманский мир как мир потенциальных потребителей можно разделить на несколько групп.

 

Страны, объединенные Организацией Исламская конференция, – это 57 стран членов и несколько стран в статусе наблюдателей, в том числе Россия.

 

Страны, объединенные Лигой арабских государств.

 

Мусульмане, объединенные Европейским союзом мусульман.

 

В странах ОИК принят за основной стандарт халяль Малайзии. Есть стандарты халяль у мусульман Испании, Бразилии, Германии, Голландии, Англии. Отдельно есть стандарт халяль Щвейцарии. К сожалению, нет единого мирового стандарта, но попытки осуществить это предпринимаются.

 

Федеральный закон № 184 дал право нашей религиозной организации разработать стандарт и создать систему добровольной сертификации халяль (СДС халяль).

 

В начале этого года государство в лице федеральной службы Ростехрегулирования (Госстандарт) зарегистрировало систему добровольной сертификации халяль, разработанную Советом муфтиев России.

 

СДС халяль включает в себя два документа: «Правила функционирования системы» и «Порядок применения зарегистрированного знака соответствия».

 

Сертификация состоит из двух этапов

 

1. Сертификация предприятия, или, иначе говоря, «качества», заключается в анализе деятельности предприятия, освидетельствовании производственных помещений, оборудования, инструмента, менеджмента, используемого сырья, ингредиентов и т. д. Этим занимается орган по сертификации ежегодно.

2. Сертификация партий продукции, которую производят специально аккредитованные на предприятии эксперты стандарта халяль, – представители религиозной организации. Сертификаты сопровождают партию продукции до прилавка магазина.

 

Это позволяет потребителям, предпочитающим продукты халяль, сделать правильный выбор, повышает уровень доверия к продукции, производителю и продавцу, а предприятиям производителям дает возможность расширения рынков сбыта. Примером может служить продукция таких предприятий, как «Приосколье» – крупнейший производитель мяса птице в России и Европе, «Элинар Бройлер» – производитель высококачественного мяса птицы.

 

Кстати, на проходившем в конце октября международном семинаре в дискуссии по организации производства продуктов халяль в западных странах заместитель руководителя федеральной службы Ростехрегулирования Сергей Васильевич Пугачев с нескрываемой гордостью подчеркнул что в России государством зарегистрированы СДС халяль.

 

Анализ требований стандартов халяль и современного состояния перерабатывающей промышленности, в частности птицепереработки в России, дает нам возможность заявить следующее.

 

С точки зрения канонических требований современная отрасль птицеводства и птицепеработки выполняет, грубо говоря, большую часть принципов «Халяль», а именно:

 

– требования к питанию птицы;

– гигиенические требования (к помещениям, оборудованию, инструменту, спецодежде и персоналу);

– требования к помещениям, оборудованию, инструменту спецодежде, персоналу;

– требования к здоровью птицы;

– требования к состоянию птицы перед забоем;

– требования к щадящему отношению к птице;

– требования к максимальному истечению крови из тела птицы;

– требования к законности финансовых средств, используемых при производстве мяса птицы;

– требования к безопасности;

– требования к полезности.

 

Остаются две позиции, которые промышленные предприятия без мусульман не могут выполнить:

 

– молитва – о разрешении на убийство живой твари для пищи «Бисмиллях»;

– свидетельство мусульманина о соблюдении всех требований.

 

В настоящее время в России около ста предприятий производят постоянно продукцию халяль, а более 20 предприятий периодически производят по заказу местных религиозных организаций. По оценке нашего центра, максимальный объем производимой продукции в месяц около 5000 тонн.

 

Импортная продукция порой не имеет подтверждения той информации о халяльности, которая имеется на упаковке, что, естественно, является нарушением российского законодательства, которое позволяет обеспечивать оборот продукции халяль:

 

Закон «О защите прав потребителей», статья 10 «Информация о товарах, (работах, услугах)»:

 

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

 

Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях:

 

Статья 14.7. Обман потребителей:

 

введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров... влечет наложение административного штрафа...

 

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей.

 

1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге) влечет наложение административного штрафа...

 

Гражданский кодекс Российской Федерации:

 

Статья 495. Предоставление покупателю информации о товаре.

 

1. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже...

 

Таким образом, Совет муфтиев России, Духовное управление мусульман европейской части России, руководство мусульман Центрального федерального округа в соответствии с действующим федеральным законодательством осуществляют все возможные действия для защиты интересов мусульман в области питания пищей халяль.

 

Систематически мы выступаем с разъяснениями положений нашего стандарта и российских законов во Всероссийском НИИ мясной промышленности на семинарах для руководителей производств и технологов России и стран СНГ, на курсах повышения работников отрасли, перед студентами профильных вузов.

 

К сожалению, за прошедшие годы мы испытывали противодействие со стороны различных, консервативно настроенных мусульман: от простых прихожан до руководителей духовных управлений (это упреки из разряда: «Только Аллаху дано право определять, что халяль, а что харам», «Вы присваиваете себе монопольное право решения халяль или харам» и другие).

 

Свою лепту в противодействие внесли и священники Русской православной церкви (представители других традиционных конфессий в основном индифферентны), различные националистические движения и группы. Мы успешно преодолеваем их противодействие, спокойно продолжаем поступательное движение вперед, и некоторые из наших оппонентов меняют свои взгляды. Так, в конце 2007 года на встрече архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила с муфтием Карелии Висамом Али Бардвилом архиепископ ознакомился с проблемой мусульман в вопросе халяль и поддержал их начинания в этой области. «Если нужна какая-либо помощь от нас, обращайтесь», – сказал он. Это второе позитивное заявление по халяльной пище православных иерархов. Первое было в 2007 году от сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священника Георгия Рощина корреспонденту РИА «Новости»: «Всякая пища пригодна к еде согласно Евангелию,  и для православного христианина кошерная или халяльная пища не представляет никакой опасности». Он привел слова из новозаветной книги «Деяния святых апостолов»: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым».

 

В настоящее время реализация продукции халяль идет в магазинах при мечетях, специализированных магазинах типа универсам со стопроцентным ассортиментом халяль, в Москве таких 4, крупных сетевых магазинах «Ашан», «Метро», «Гипер Глобус», «Паттерсон», «Перекресток», «Утконос» и др. По нашей оценке, это более 500 магазинов в России.

 

В крупных сетевых магазинах реализуется в основном фасованная в термопленку продукция, позволяющая исключить соприкосновение продукта халяльного с нехаляльным. По нашим наблюдениям, объемы продаж в сетевых магазинах превзошли объемы продаж в магазинах при мечетях на порядок. Такова тенденция, торговля входит во вкус, и для мусульман Москвы и Московской области стало реальностью купить необходимые продукт халяль по гибкой системе заказов в ближайшем к дому магазине сети «Утконос», по телефону, через Интернет, причем доставку осуществят в ближайший магазин сети или на дом в назначенное покупателем время. При выкупе продукции можно отказаться от части продуктов без претензий продавца.

 

В 2008 году сетевые магазины включили более 30 наименований сертифицированной халяльной продукции от производителей: ООО «САФА», ООО «Мос Эт» (под брендом «ЭКОЛЬ»), ЗАО «Приосколье», Пензенский мясоптицекомбинат, ООО «Лиски бройлер», «Майкопская птицефабрика», Птицефабрики «Сибирской губернии». Аналогичная картина в регионах – Татарстане, Башкортостане, Мордовии, Карелии, Чеченской Республике. Сейчас прорабатывается схема дальнейшего расширения линейки халяльных продуктов как эконом-, так и премиум-класса (охлажденное мясо говядина, баранина, ягнятина, конина, куры, индюшатина, бесспиртовой кумыс и т. д.).

 

На экспорт идет продукция российских, украинских и белорусских предприятий: сухое молоко, детские молочные смеси, оболочки для колбас, кондитерские изделия, комплексные пищевые добавки, продукты быстрого приготовления, косметика и др.

 

До сего дня Центр стандартизации и сертификации не решил проблему подтверждения достоверности импортной продукции поступающей на рынок России продукции халяль из Бразилии, Ирана, Турции, Франции и т. д.

 

Рынок халяль в России очень привлекателен, в нем хватит работы для органов сертификации, даже если они откроются в каждом регионе. При этом уровень качества российской продукции очень высок. Особенно это относится к производствам, которые перевели всю свою продукцию на «халяльные рельсы». Это уже упоминавшаяся торговая марка «Эколь» и компания «Приосколье» – один из крупнейших производителей мяса курицы. Последний, в частности, строит новые цехи, в которых внедряет технологии, которые сравнимы с технологиями, применяемыми в космической отрасли: персонал, прежде чем войти на производство, должен будет пройти так называемую камеру чистоты – в одной комнате человек раздевается, в другой принимает душ, уже в третьей надевает чистую одежду. Причем рабочая форма каждый день одевается чистая, свежая. Специальный санитарный пропускник не позволит работнику войти в цех, предварительно не просканировав его руки на предмет чистоты.

 

Меняется поведение производителей на рынке, их бизнес-стратегия. Раньше к нам нередко приходили предприниматели, которые говорили: «Хочу заниматься халяльным производством». Сейчас такие тоже есть, но это по большей части кустарные производители. Серьезные компании анализируют рынок, выезжают в регионы, составляют маркетинговые исследования. Так, к примеру, поступила компания «Царицыно», которая начала с 7 тонн продукции, а сегодня производит 150–170 тонн «новых» и более 400 тонн «старых» (наименований, внедренных до запуска халяльной линейки, но впоследствии прошедших сертификацию) колбасных изделий в месяц. С сожалением могу констатировать, что на этом рынке очень и очень мало владельцев компаний – мусульман. В большинстве своем крупные серьезные производители – это немусульмане, которые видят в халяльной продукции перспективу и рентабельный бизнес.

 

Что касается анализа рынка, мы давно уже говорим о необходимости создать ассоциацию производителей халяль. Это позволило бы общими усилиями вести статистические исследования, составлять аналитические выкладки, устанавливать «общие правила игры» для участников рынка, а что еще более важно – бороться с недобросовестными производителями халяль, в том числе привлекать к ответственности через суд.

 

В центральных областях России и в республиках с титульным мусульманским населением обеспеченность халяльными продуктами в целом благополучная, но в дальних регионах – Восточной и Западной Сибири, Дальнем Востоке, регионах за Полярным кругом – ситуация по-прежнему сложная. В этом виноваты и сами мусульмане – мы слишком инертны. А крупные бизнесмены из числа мусульман не обращают никакого внимания на возможности бизнеса, связанного с халяльными продуктами питания, он им кажется непривлекательным. Необходимо заниматься логистикой, налаживать поставки продукции в эти регионы, в частности, эффективным было бы создание предприятий по примеру действовавшего в советское время Отдела рабочего снабжения на железной дороге. Это предприятие занималось тем, что развозило необходимые товары в дальние регионы рабочим железной дороги.

 

Проблемы, возникающие при производстве и реализации продукции халяль:

 

– Отсутствие государственной нормативной документации, регулирующей оборот халяльной продукции в стране (отсюда открытие цехов, заводов, производящих продукцию сомнительного свойства под маркой халяль повсеместно на Северном Кавказе, в Ростовской области, попытки производить продукцию халяль без соответствующих подтверждений на мясокомбинатах «Черкизовский», раменском «Рамфуд» и некоторых предприятиях Татарстана и Башкортостана.

– Противодействие некоторой части мусульман, традиционных производителей и реализаторов нововведениям Совета муфтиев России и новым производителям конкурентам.

– Противодействие ряда невежественных священников Русской православной церкви исходя из ошибочного представления о халяль как ритуальной мистической пищи только для мусульман.

 

Перспектива развития халяль в странах бывшего СССР при условии аналогичного развития радужная. По нашим прогнозам, производством халяль будут заниматься, как правило, вновь созданные предприятия средней мощности, руководимые мусульманами, с преимущественным мусульманского персонала (как, например, российские «САФА», «МОС-ЭТ», «Халяль-АШ», и др.). Странам СНГ необходимо вырабатывать общие правила сертификации, программы подготовки экспертов стандарта халяль, участия в международных выставках, организовывать такие выставки в своих республиках, разрабатывать межгосударственные стандарты халяль, организовать систему взаимной информированности о предприятиях производителя продуктов, местах реализации.

 

Было бы полезным также объединение центров по сертификации халяль в странах Европы, ведь такие органы существуют и во Франции, в Германии, Великобритании, Голландии и в Италии и многих других европейских государствах. Объединившись по примеру того, как это сделали соответствующие органы стран ОИК, мы могли бы автоматически признавать сертификаты друг друга и также сообща решать возникающие трудности.

 

 

Ж. Азизбаев,
директор Центра стандартизации и сертификации Халяль
Совета муфтиев России

 

Материал опубликован в альманахе «Ислам в современном мире», № 1-2 (17-18), 2010.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/economics/15525/">ISLAMRF.RU: Из опыта организации халяльной индустрии в России в 2002–2010 гг.</a>