RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Роль государства в обеспечении прав потребителей-верующих

11.04.2011 14:30

Проблема выпуска и проверки халал-продукции, безусловно, актуальна. Это можно объяснить все увеличивающимся спросом на подобные товары не только в нашем государстве, но и во всем мире. Поэтому неудивительно, что многие страны уже подняли вопрос о внедрении единого стандарта для халал-продукции на государственном уровне. Некоторые из них, например Малайзия, уже внедрили такие стандарты. Мы постараемся изложить, каким образом Кыргызстан, используя положительный опыт стран дальнего зарубежья и СНГ, может внедрить халал-стандарты для обеспечения более эффективной защиты прав потребителей-верующих.

 

Халал: понятие и сущность

 

Для начала необходимо прийти к пониманию того, что такое халал. Халал (халяль, ????) переводится с арабского как «разрешенное», это все что разрешается делать, говорить и является противоположностью «запретного» (харам). Понятие халал охватывает довольно широкий круг вопросов: отношения между мусульманами и немусульманами, отношения между женой и мужем, совершение молитвы и т. д. Мы несколько ограничим сферу этого понятия и остановимся на вопросах употребления пищи, а именно на мясных и колбасных изделиях.

 

Согласно суре 5, аят 3 «Трапеза» Священного Корана мусульманам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами, или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов)...

 

Из этого можно выделить три основных элемента, по которым можно определить, какая продукция является халал:

 

животное во время забоя было живым и не принадлежало к числу запрещенных;

 

животное было посвящено Аллаху, то есть над ним было произнесено имя Аллаха;

 

животное было зарезано верующим, причем допускается, что это сделает не только мусульманин, но и христианин и иудей, то есть люди Писания.

 

То, что касается первого пункта, то здесь существует ряд особенностей. Во-первых, животное должно быть умерщвлено путем перерезания шейных вен у животного. Несоблюдение данной процедуры, за исключением если животное не было убито во время охоты, делает убитое животное запретным для потребления. Но из данного правила есть исключение: животное может быть убито с помощью специального приспособления, машины, но при условии, что все остальные условия[1] были соблюдены. Так же халалной пищей является животное, приобретенное человеком (например, во время охоты), если оно не было схвачено и растерзано хищником. Если же говорить о способах умерщвления животного во время охоты, то при выстреле человек должен произнести имя Аллаха, а также он должен сделать это и над своими собаками (при их отпускании). Иначе пищу, которую они схватят, нельзя будет есть, так как она не отвечает второму пункту.

 

Существуют некоторые разрешения, касающиеся запрета мертвечины, например, мертвечина моря (рыба, креветки и т. д.) не является харам и их можно употреблять в пищу.

 

Положение третьего пункта основано на том, что при забивании скота люди Писания также произносят имя Господа над животным. Кроме того, в хадисах мы можем найти разрешение на употребление пищи людей Писания. А в вышеупомянутой суре «Трапеза» сказано: Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный.

 

Таким образом, мы можем заключить, что для употребления пищи халал необходимо соблюдать ряд несложных условий, причем несоблюдение их по незнанию или из необходимости не дает повода усомниться в праведности мусульманина.

 

Нужно отметить, что помимо понятий халал и харам в нормах шариата существует категория «сомнительное». В эту категорию включены вещи, которые по своей сути не являются харам, но и халал они также не могут быть, поскольку никто из правоведов не высказал по этому поводу своего мнения. Такие вещи быстро переходят в одну из двух вышеуказанных категорий, как только проводится экспертиза и выясняется, нет ли в данной продукции запретных ингредиентов. Но необходимо отличать категорию «сомнительные» от разногласий в мазхабах, так как в этом случае даются разные толкования в отношении к одному и тому же пищевому продукту[2], а «сомнительное» просто еще не является ни халалной, ни харамной пищей.

 

Внедрение стандартов для халал-продукции: опыт некоторых государств

 

Как уже указывалось, употребление харамной продукции по незнанию не является грехом. Но тогда возникает вопрос: зачем необходимо внедрять стандарты для халал-продукции и организовывать специальные проверки? По своей сути все сделки, предметом которых является халал-продукция, являются договорными. Если говорить о продуктах питания, то чаще всего здесь заключаются договоры розничной купли-продажи. В соответствии с Гражданским кодексом КР одной из обязанностей продавца выступает передача товара надлежащего количества и качества, в надлежащем ассортименте, в надлежащей комплектности и в таре и упаковке. Несоблюдение хотя бы одного из данных условий влечет за собой определенные последствия, вследствие которых продавец обязан будет понести материальную ответственность, либо договор может быть расторгнут. При этом не важно, кто выступает в качестве продавца или покупателя: мусульманин или атеист. Кроме того, права покупателя защищены Законом КР «О защите прав потребителей». Таким образом, когда мы говорим о правах мусульман на приобретение доброкачественной халал-продукции, мы затрагиваем не только сферу, регулируемую религиозными нормами, но и правовую сферу, урегулированную государством.

 

В настоящее время на территории республики функционируют несколько служб, призванных защитить потребителей от злоупотреблений продавцов и производителей. Однако за все время работы не поступило ни одной жалобы на некачественные продукты с пометкой «Халал». К тому же мусульмане обращались с просьбами не в органы государственной власти, а непосредственно в мечеть, также полномочную согласно религиозным догмам помочь верующим в решении этого вопроса. Это является показателем недоверия со стороны населения к полномочным органам, а также доказывает необходимость сотрудничества государства в подобных вопросах с мечетью. Причем это не надо рассматривать как внедрение религиозных норм в светское право. Нужно рассматривать данную проблему с точки зрения защиты прав человека и защиты прав потребителя. Если производитель использует в своей деятельности бренд «Халал», то он обязан соблюдать все обязательства, которые на него этот бренд накладывает, то есть вышеописанные условия. Это предусмотрено нормами права, и нельзя ставить эту аксиому под сомнение только по причине того, что обязательные условия содержатся не в нормативных правовых актах, а в нормах той или иной религии.

 

Наиболее актуально этот вопрос встал в Соединенных Штатах Америки, где довольно долго шла дискуссия о необходимости внедрения такой маркировки. Ряд представителей общественности, сенаторов выступали против нее, так как, на их взгляд, этими вопросами должны были заниматься непосредственно религиозные общины и государство не должно было внедряться в сферы действия религии. Например, в Нью-Джерси была запрещена специальная маркировка для халалной и кошерной продукции и данный вопрос был полностью передан на рассмотрение представителей духовенства. Однако верующие оказались не защищенными перед продавцами, так как довольно сложно доказывать факт нарушения специфической процедуры забоя скота по нормам ислама и иудаизма. Поэтому в штате Вирджиния мусульмане и евреи объединили свои усилия и добились, чтобы любые пищевые продукты, соответствующие стандартам халал или кашрут (кошер), были снабжены соответствующими ярлыками. Для халал-продуктов – это знак «Полумесяц М», а для кошерных пищевых продуктов – целый ряд кошерных символов (илихекширов). Именно поэтому большое количество штатов приняло законы и положения, защищающие верующих от злоупотреблений со стороны производителей, в частности, вводящие обязательную маркировку для пищевых продуктов-халал и обязательное указание того лица, которое удостоверяет, что данная продукция является дозволенной.

 

Внедрение специальной маркировки является обязательным условием защиты прав потребителей-верующих от обмана и злоупотреблений их чувствами для извлечения выгоды. Известны случаи, когда производители изображали на своих продуктах символы, присущие той или иной религии, например, полумесяца, присущего мечети, и т. д. При этом их продукция не соответствовала по своему качеству требованиям той религии, символику которой они использовали.

 

Поэтому многие страны ввели международный стандарт халал-продукции. В частности, в Малайзии был введен стандарт MC 1500 – Halal Food, перенятый многими государствами. В Казахстане было принято решение о внедрении данного стандарта в производство. Для этого был создан Технический комитет стандартизации «Халяль» № 57, тесно сотрудничающий с Республиканским религиозным объединением «Ассоциация хаджи Казахстана». Данный комитет осуществляет полный контроль над всей выпускаемой пищевой продукцией на наличие генно-модифицированных элементов и выдает сертификаты казахским фирмам и производителям из Узбекистана и Кыргызстана. Это не единственный пример, когда государственный орган осуществляет контроль над халал-продукцией. Показательным в этом отношении можно считать опыт Российской Федерации, где действует Центр стандартизации и сертификации «Халяль». Данный центр появился в результате подписания соглашения между Советом муфтиев России и специальной организацией ОсОО «Нур». Задачами этого полномочного органа являются координация деятельности региональных и республиканских духовных управлений по сертификации «халяльных» производств, торговых предприятий и предприятий общественного питания; повышение квалификаций персонала, участвующего в работах по сертификации «Халяль»; участие в разработке государственных стандартов на продукцию и услуги «Халяль»; разработка методических материалов по организации производства и торговли продукции «Халяль»; информирование мусульманских интернет-ресурсов и СМИ о принятых решениях, о мерах воздействия к недобросовестным производителям и торговым предприятиям.

 

Помимо центра «Халяль» на территории Российской Федерации действует ряд других региональных органов, таких, как Комитет по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан и комитет «Халяль» (Пенза). Данные комитеты имеют право на утверждение различных положений, заключающих в себя требования, предъявляемые к оборудованию, сырью, спецодежде и т. д. Комитет по стандарту «Халяль» сотрудничает с Госстандартом Республики Татарстан. Таким образом, все производители, желающие выпускать халал-продукцию, должны обязательно пройти проверку на соответствие выпускаемого ими товара стандартам «Халяль», утвержденным Госстандартом Республики Татарстан.

 

Кыргызская Республика: внедрение халал-стандартов и контроль за их соблюдением

 

В Кыргызской Республике, как ранее отмечалось, внедрение халал-стандартов находится на стадии обсуждения. После многочисленных обращений мусульман в мечеть с просьбами проверить соответствие продукции, выдаваемой за халал, нормам ислама, была сформирована комиссия. Однако в постановлении Правительства КР от 6 ноября 2007 г. № 533 «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства и определении перечня уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства» четко очерчен круг органов, полномочных осуществлять проверки производителей и продавцов на территории Кыргызской Республики, в который комиссия, созданная при мечети, не входит. Таким образом, данная комиссия может осуществлять проверки предпринимателей только в соответствии с принципами общественного контроля, но применить при этом какие-либо санкции к нарушителям не может.

 

С точки зрения шариата, соответствие продуктов нормам халал может быть подтверждено только человеком-правоведом, то есть знающим нормы шариата – Священный Коран, Сунну и хадисы и умеющий правильно толковать их. Это может быть муфтий в силу своих полномочий (кстати, сейчас именно он подтверждает, является ли продукция разрешенной или нет) либо иной человек, имеющий соответствующее образование и снискавший уважение членов мусульманской общины. С позиции государства проверки может осуществлять орган, наделенный такими полномочиями, однако чиновник не всегда обладает достаточными знаниями в области шариата. Поэтому необходимо использовать положительный опыт стран СНГ, где государственные органы тесно сотрудничают с мечетью и осуществляют подобные проверки совместно. Это может избавить государство от ненужных затрат на переобучение госслужащих. Данный совместный орган может быть создан при Госстандарте КР, так как единый стандарт халал-продукции в Кыргызстане еще не выработан. Возможно использование стандарта МС-1500, но при условии адаптации его к нашим условиям. Для решения этого вопроса можно также привлечь казахстанских коллег, которые не раз предлагали свою помощь.

 

Проблемы внедрения стандартов для халал-продукции и организации проверок на соответствие продуктов этим стандартам стоит довольно остро не только в Кыргызстане, но и в других странах мира. Это прежде всего проблема мусульман, поскольку исповедование религии является правом любого человека, закрепленным в различных международных документах. Поэтому все верующие имеют право быть защищенными от недобросовестного употребления таких брендов, как «Халал» и «Кошер». Защита прав человека – это обязанность каждого государства, которое должно вводить различные стандарты и правила для того, чтобы всячески ограждать людей от нарушений их прав. В данном случае мусульманина надо рассматривать, прежде всего, как человека, чьи права нарушаются или могут быть нарушены.

 

Румия Фаттахутдинова,
студентка 3-го курса

 


[1]       Имеется в виду произнесение имени Аллаха и исполнение ритуала верующим.

[2]       Например, маликитский мазхаб признает халалной пищей гораздо больше продуктов питания, нежели остальные мазхабы. К примеру, он разрешает употребление в пищу таких животных, как черепаха, лягушка, слон и т. д.

 

Материал опубликован в сборнике «Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии. Материалы II Всероссийской молодежной научно-практической конференции», Нижний Новгород, 23 мая 2008 г.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/economics/15676/">ISLAMRF.RU: Роль государства в обеспечении прав потребителей-верующих</a>