RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Исламские финансы прокладывают политическую линию в Казахстане

04.07.2012 14:46

Развитие сферы исламских финансов в Казахстане получило толчок в 2010 году с открытием первого исламского банка. Новый финансовый институт стал популярным не только среди мусульман, но и среди сторонников других религий. В скором времени в республике бывшего СССР появится второй банк, ориентирующийся в своей деятельности на принципы шариата, запрещающие начисление процентов и денежные спекуляции. Сам президент Назарбаев заявил о потенциале города Алма-Ата стать центром исламских финансов в Средней Азии. Однако на пути исламского банкинга стоит немало препятствий. Предлагаем ознакомиться с опубликованной на Reuters статьей Робина Пакстона, в которой анализируется ситуация вокруг развития в Казахстане данной сферы экономики.

 

Астана. В Исламский банк развития, который работает в Казахстане, обратились за кредитом фермер и имам. Православному христианскому фермеру нужен был трактор для того, чтобы вспахать свои поля, а имам хотел отремонтировать крышу своей мечети. Кто из них получил кредит?



Председатель Ассоциации развития исламских финансов Казахстана и экономический советник министра индустрии и новых технологий РК Ерлан Байдаулет является одним из основных сторонников исламского финансирования. В его руки попали обе вышеуказанные просьбы. Ерлан отказал в просьбе имаму и дал ему пожертвование из своего кармана. Банкир объяснил имаму, что религиозным учреждениям Исламский банк развития выдает гранты и благотворительные пожертвования, а не кредиты.



Православному христианскому фермеру выделили необходимую сумму на покупку трактора. Он давно вернул деньги в банк. Финансирование от Исламского банка развития стало трамплином для роста крупного сельскохозяйственного предприятия, работающего в зерновом поясе, которое окружает футуристическую столицу Казахстана - город Астана.



"Исламский банк развития финансирует не только мусульман. Даже на долларах США есть надпись со словами: "In God We Trust" ("Уповаем на Бога")", сказал председатель Ассоциации развития исламских финансов Казахстана, экономический советник министра индустрии и новых технологий РК Ерлан Байдаулет.


Спустя два десятилетия после распада Советского Союза Казахстан смог освободиться от марксистской идеологии. Эта центрально-азиатская страна, в которой проживает 17 миллионов человек, прилагает всевозможные усилия для того, чтобы стать региональным центром для исламского финансирования, который будет основываться на религиозных принципах, в том числе запрете на проценты и денежные спекуляции.



Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, находящийся у власти с распада Советского Союза, заявил, что он хочет, чтобы город Алма-Ата стал центром исламского банковского дела.



В последние годы молодые казахи, которые практикуют ислам, демонстрируют повышенный интерес к исламскому финансированию. Казахстан также может получить большие экономические выгоды от исламского финансирования и стать привлекательной страной, в которую потечет огромный массив денег из исламских стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии.



На первый взгляд, Казахстан идеально подходит для исламских финансов. Около 70% населения этой страны - мусульмане, а на фоне глобального финансового кризиса люди этой центрально-азиатской страны начали проявлять повышенный интерес к исламскому кредитованию.



Однако, исламское банковское дело сталкивается с запретами относительно поддержки разнообразных открытых форм религиозной деятельности в Казахстане, который много десятилетий жил под жестким правлением Советского Союза. Для того, чтобы сохранить мир в многонациональном государстве, казахское правительство объявило себя бескомпромиссно светским.



На русский язык был переведен справочник по исламскому банковскому делу, авторами которого являются Мервин Льюис и М. Кабир Хасан. Но все три тысячи экземпляров, по-прежнему лежат на полках книжных магазинов.



"В некоторых книжных магазинах, в которых продают учебники по экономике, нам было сказано: "Это религиозная книга. Мы не будем продавать ее"", сказал Байдаулет.



Пионер



Базирующийся в Абу-Даби банк "Аль-Хилал" стал первопроходцем исламского банковского дела в Казахстане. В марте 2010 года состоялось открытие банка в Казахстане. В банке работают около 50 человек. На сегодняшний день инвестиции в Казахстан составили 90 миллионов долларов США, заявил исполнительный директор банка Прасад Абрам. Он также добавил, что к концу 2012 года он планирует поднять инвестиционный вклад в Казахстан до 200 миллионов долларов США.
До настоящего времени банк "Аль-Хилал" работал с корпоративным сектором и государственными компаниями, такими, как "Казпочта". В марте между банком и "Казпочта" было подписано соглашение под названием "Вакала" или агентское соглашение о выделении 1,5 миллиардов тенге или 10 миллионов долларов США.


Принятый в 2009 году закон позволит правительству Казахстана выпустить "сукук" или исламские облигации. Принятие закона стало большим шагом для создания долгового рынка по принципам шариата.



Заратказы Нурпиисов - председатель первой брокерской конторы Казахстана, которая предоставляет услуги по принципам шариата "Фаттах Финанс" - сказал, что в Казахстане наблюдается спрос на исламский потребительский кредит. По его словам, граждане Казахстана оформляют исламский потребительский кредит для приобретения автомобилей и бытовых товаров.



В течение первого года своей работы фонд "Фаттах Финанс Хадж", в котором хранят деньги паломников, которые хотят посетить Мекку, накопил 150 тысяч долларов США. Нурпиисов утверждает, что вышеуказанная цифра является всего лишь верхушкой айсберга. "Я бы сказал, что более 1 миллиона людей хотят воспользоваться исламскими финансовыми услугами. И это число растет с каждым годом", сказал он.



Сторонники исламского финансирования утверждают, что исламское банковское дело имеет наименьшие риски, поскольку операции основываются на доходах от реальных активов.



"Почему обанкротилось много компаний, которые занимались недвижимостью?", задал вопрос Нурпиисов. "Потому что они занимали деньги для покупки земли, на которой они хотели построить здание. У них не было денежных средств. Затем цена этой земли упала. Исламское банковское дело выделяет средства под реальные проекты", ответил он.



Препятствия



Однако промышленность сталкивается с некоторыми серьезными препятствиями. Важно отметить, что дебют выпуска суверенных "сукук" до сих пор не материализовался.



Имея более 50 миллиардов долларов США в своем Национальном фонде, в который попадают сверхдоходы от продажи нефти, Казахстан не имеет острой необходимости занимать средства за рубежом. Был отложен выпуск не только "сукук", но и суверенных еврооблигаций, которые должны были быть выпущены в 2010 году.



"У Казахстана нет трудностей с выпуском облигаций "сукук". Мы не торопимся делать этого просто потому, что нашей стране нет нужды занимать деньги на внешнем рынке для финансирования дефицита бюджета», рассказал в интервью Reuters министр финансов Казахстана Болат Жамишев. "В настоящее время выпуск облигаций сукук продемонстрирует свой эффект, если облигации будут выпущены в оборот только один раз", сказал министр.



Мнение министра разделила глава миссии Международного валютного фонда Ана Люсия Коронел. "Еще не пришло время, чтобы Казахстан сделал шаг вперед. Облигации сукук не смогут развиваться без традиционного рынка государственных облигаций", сказала она в интервью в Астане в мае.



Без развития государственного рынка облигаций не будет возможности развивать рынок облигаций сукук. В марте Государственный банк развития Казахстана объявил о планах выпуска облигации сукук на сумму в 500 миллионов долларов США. Однако банк не сообщил, когда начнется выпуск облигаций.



В настоящее время "Аль-Хилал" остается единственным исламским коммерческим банком в Республике Казахстан. Правила входа в банковский сектор этой страны строгие. Минимальный размер уставного капитала для создания нового банка составляет 10 миллиардов тенге. Законы Казахстана не позволяют обычным банкам открывать "исламские окна" или подразделения, которые будут действовать на религиозных принципах.



"Банки-посредники могут сотрудничать с исламскими банками. Но в настоящее время я не имею права заниматься таким видом деятельности", сказал Абрам.


По словам Байдаулета, налогообложение является "самой большой неприятностью для исламского банковского дела в Республике Казахстан". Сделки по принципу "мурабаха" предусматривают многоразовую передачу денег из рук в руки. По законам Казахстана каждая подобная операция подлежит 11% налогу на добавленную стоимость.



Пункт 41 закона РК об исламском банковском деле, который был принят в марте, будет действовать до 2020 года. Пункт предусматривает выдачу исламских ценных бумаг некоторым промышленным проектам. В закон о налогообложении будут внесены поправки, а к 2014 году в Казахстане появится несколько новых исламских банков.



Однако реализация нового закона может потребовать изменения в мышлении казахского правительства. Во время обсуждения облигаций сукук некоторые члены казахского парламента выразили обеспокоенность по поводу того, что в случае дефолта, что маловероятно, принадлежащие государству активы могут попасть в чужие руки.



В прошлом году был принят новый жесткий закон о религии, который включает в себя запрет на молитвенные комнаты в государственных учреждениях. Данный закон был истолкован как средство обуздания "религиозного радикализма".



"В настоящее время люди, особенно государственные служащие, пытаются отдалиться от слова "исламский"", сказал Байдаулет. Абрам в свою очередь сказал: "Исламское банковское дело не просит особых привилегий. Мы просто просим - дайте нам шанс работать наряду с обычными банками Казахстана".

 

IslamNews по материалам InoZpress

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/economics/22801/">ISLAMRF.RU: Исламские финансы прокладывают политическую линию в Казахстане</a>