RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Гани Ауесханов: Золотой Динар – это ключ к возрождению муамалат

11.12.2012 11:46

Представляем вашему вниманию  интервью газеты «Медина аль­ Ислам» с представителем Всемирного исламского монетного двора (ВИМД) в Республике Казахстан Гани Ауесхановым об исламских финансах в мире и в Казахстане, в частности.

 

— Сегодня во всем мире миллионы, как мусульман, так и представителей других вероисповеданий и идеологий, выбирают «исламские деньги» — монеты стандарта ВИМД. Недавно ВИМД открыл представительство и в Казахстане. Расскажите немного о Вашей организации, ее целях.

— «Всемирный Исламский Монетный Двор» (ВИМД) — лидер международного движения по возврату исламских биметаллических денег — золотого динара и серебряного дирхама. ВИМД был основан в 1992 году группой коренных европейцев, принявших Ислам. ВИМД — некоммерческая организация, ответственная за разработку единого глобального стандарта исламских монет и лицензирование их выпуска. ВИМД зарегистрирован в Берлине, Германия (www.islamicmint.com), нынешний председатель ВИМД — известный немецкий общественный деятель, публицист, юрист, г?н Абу Бакр Ригер. Наша организация — пионер в пропаганде динара и дирхама в XX и теперь в XXI веке, и в этом году отмечает свое 20?летие. Почти все исламские монеты, выпущенные за последние 20 лет — работа ВИМД. Как Вы правильно заметили, сегодня во всем мире миллионы — как мусульман, так и представителей других вероисповеданий и идеологий — выбирают «исламские деньги»: монеты стандарта ВИМД распространяются индивидуально и организованно в Великобритании, Германии, Испании, Малайзии, Индонезии и других странах.

 

— Расскажите подробнее об идее «исламских денег».

— Как известно, деньги всегда имели три основополагающие черты: ценность, делимость, сохранность, благодаря которым деньги выполняли следующие функции: меры стоимости товаров и услуг, инструмента платежа и инвестиций и средства накопления богатства. На протяжении тысячелетий люди всегда и везде, как правило, выбирали золото и серебро в качестве денег, и не случайно — по своим физическим свойствам эти два металла, как ничто другое, идеально подходили на роль денег. С приходом Ислама золото­серебряные монеты продолжили свою роль и органично вписались в Шариат. Первые и старейшие монеты, которые можно отнести к мусульманским, являются копиями серебряных дирхамов Сасанидского царя Йездигерда III, разгромленного Халифом Умаром (да будет доволен им Аллах). Эти монеты отличаются от оригинальных тем, что в них присутствует на лицевой стороне арабская надпись: «С именем Аллаха». С тех пор надпись «С именем Аллаха» на арабском языке, аяты и суры Корана на монетах стали правилом в исламском денежно­печатном деле. Вес десяти дирхамов, эквивалентный семи динарам, стал известен как стандарт монет Халифа Умара ибн аль­Хаттаба.

Величайший ученый средневековья Ибн Халдун писал в своем бессмертном труде «Мукаддима», что динар и дирхам — это деньги Шариата, так как они упомянуты в Коране, являлись частью Сунны и к ним привязаны многие правовые вопросы, как например, закят, махр, худуд и другие, и поэтому, писал Ибн Халдун, правовые решения, связанные с ними (динаром и дирхамом) не могут основываться на других (нешариатских) деньгах. Там же, в «Мукаддиме», Ибн Халдун написал о стандарте денег Шариата: «Cуществует общее мнение улемов (иджма) со времен основания Ислама, времен сподвижников и последователей Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, что дирхам в Шариате — это дирхам, десять единиц которого должны весить семь мискаль золота, то есть вес динара. Вес мискаля золота — семьдесят два зерна ячменя; тогда дирхам, который является семью десятыми частями его, должен быть пятьдесят и две пятые зерна. Все эти измерения твердо установлены иджмой улемов».

Это не значит, что в Исламе деньгами могут быть только золотые динары и серебряные дирхамы. Согласно исламскому праву деньги — это любая вещь, добровольно выбранная сообществом, и в разные времена роль денег наряду с золотом играли соль, финики, рис, ячмень. Но динар и дирхам должны чеканиться до конца времен — это позиция Шариата и улемов раннего периода.

И сегодня Шариат не изменился. Мы снова чеканим золотой динар весом в один мискаль (4.25 г в современном измерении) и серебряный дирхам весом в семь десятых мискаля (2.975 г). Не изменилась и ценность шариатской валюты: курица во время Пророка стоила 1 дирхам, а баран — 1 динар; и сегодня я могу купить практически в любой части света курицу за 1 дирхам и барана за 1 динар. Это баракат шариатских денег. Можем ли мы сказать то же самое о бумажных деньгах?

Хочу заметить, что традиционно исламские монеты были трех видов: золотой динар, серебряный дирхам, медный фулус. Первые два вида денег не имеют фиксированной привязки друг к другу и плавают в экономике независимо друг от друга. Последний вид денег (фулус) — фиатный, т. е. имеет номинальную стоимость, привязанную не к его товарной стоимости, а к фракции серебряного дирхама; фулус использовался только для мелкой сдачи, им запрещалось платить закят и махр, и эти ограничения были закреплены исламским правом. Как минимум 80 % всех экономических транзакций происходило с помощью дирхама и фулуса. Золотой динар использовался только для крупных сделок, инвестиций. Все три вида денег обеспечивали функциональность исламской монетарной системы. И сегодня нет никаких серьезных оснований считать, что эти три вида шариатской валюты не справятся с ролью денег.

Тем не менее смысл нашего проекта не в доказательстве преимущества «звонких» денег перед «шуршащими», что, безусловно, правда. Глубинная суть золотого динара в поклонении Аллаху Субханаху уа Тааля. Деньги — это богатство. Создавать богатство из ничего никто не имеет права, кроме Всевышнего. Аллах субханаху уа тааля указал четкую формулу экономического процветания, предписав человеку торговлю, но запретив ростовщичество (Коран, 2:275). Посланник Аллаха (с. а.с) сказал, что девять десятых богатства создается в торговле, и предостерег, что ростовщичество — это не просто экономическое преступление, но тягчайший грех, за который пребывание в Огне будет вечным. Поэтому в Исламе всегда уделялось огромное внимание тому, чтобы в экономике были все условия для свободной и честной торговли, и никаких условий для ростовщичества. Когда создана такая среда — процветают и торговля, и производство, и сфера услуг, обеспечивая сбалансированный устойчивый экономический рост, а также происходит гармоничное разделение труда и богатств. Эта модель называлась Муамалат. На протяжении почти четырнадцати веков при такой системе исламские сообщества (в которых мирно проживали представители других вероисповеданий) всегда имели высокий уровень благосостояния, характерными чертами которого являются уже немыслимые для нас сегодня реалии: отсутствие безработицы, инфляции, государственной и потребительской задолженности, финансовых кризисов, монополий. И не только это. Роль и бремя правительства в регулировании экономики были намного меньше, так как свободный рынок был способен самостоятельно и эффективно решать большинство вопросов экономического развития и финансировать коммерческие и социальные проекты.

Золотой динар — это ключ к возрождению Муамалата, это первый шаг, после которого последует восстановление основных элементов Муамалата: общественный рынок (сук), караван (кафила), гильдия (иснаф), бизнес­контракты (кирад и ширкат).

 

— Насколько приемлема идея «исламских денег» для Казахстана?

— Золотой динар и cеребряный дирхам — это не новая идея или эксперимент. Это возвращение к самому стабильному и популярному средству обмена, существовавшему когда­либо в истории человечества. На протяжении четырнадцати веков, вплоть до конца XIX века, во всем мусульманском мире, включая Казахстан, эти деньги безупречно служили всем экономическим потребностям. Золото­серебряные деньги не имеют национально­религиозной эксклюзивности и в средние века были в ходу даже у скандинавских государств. В первой казахской конституции «Жетi Жаргы» в качестве денег упомянуты «алтын динар» и «кумic дирхам». Эти монеты чеканились с именем казахского правителя в таких крупных средневековых городах, как Сыгнак и Отрар.

Кому нужны динары? Они конечно нужны мусульманам, тем, кто хочет корректно выполнять шариатские нормы, особенно это касается выплаты закята и махра, которые, согласно исламскому праву в традиционном фикхе всех четырех мазхабов нельзя выплачивать долговыми инструментами. А бумажные деньги, это долговое обязательство центральных банков, причем обещание непонятно чего, кому и когда. Динары со стабильной покупательной силой нужны всем тем, кто устал от бесконечной девальвации бумажных валют.

 

— Президент Казахстана не раз критично высказывался по поводу мировой финансовой системы.

— Да, лидер Казахстана тонко почувствовал этот процесс, сказав, что нынешний экономический хаос — не случайное стечение обстоятельств, а результат глубинного внутреннего дефекта, корни которого уходят в мировую монетарно­финансовую систему. Президент РК призвал к созданию новой глобальной валюты, справедливой, демократичной, цивилизованной и эффективной. Ответом же на призыв казахского президента, как я считаю, являются алтын динар и кумiс дирхам — казахские золотая и серебряная монеты. Другого ответа нет.

Внедрение биметаллических денег — не панацея от всех проблем и не лекарство сиюминутного воздействия, но это первый и самый неотложный шаг в нынешней ситуации для любого ответственного правительства. Алтын динар и кумiс дирхам послужат отправной точкой в процессе построения новой экономической модели. Но изменение экономической парадигмы станет возможным, если этот процесс будет происходить параллельно с изменением политической философии. Руководству Казахстана пора пересмотреть западную модель фискального государства или, как его называют критики на Западе, «Большое Правительство», тем более что лучшие из западных политиков и мыслителей признают полный провал кейнсианской политэкономии. «Хорошее правительство — это не то, которое заботится о народе, а которое ему не мешает», — говорят американские либертанцы, которые еще помнят те времена, когда их страна процветала без центрального банка и подоходного налога и не имела государственного долга. Люди, способные мыслить вне рамок современных догм и стереотипов, понимают, что чрезмерное регулирование и высокие налоги не способствуют улучшению благосостояния страны, а наоборот, подрывают его, особенно класс предпринимателей, являющийся хребтом любого государства во все времена.

 

— Спасибо за интервью. Успехов Вам.

 

Беседовала собственный корреспондент портала «Ислам в СНГ» в Казахстане Гульнара Адамова

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/economics/25386/">ISLAMRF.RU: Гани Ауесханов: Золотой Динар – это ключ к возрождению муамалат</a>