RSS | PDA | Архив   Воскресенье 26 Июнь 2022 | 1433 х.
 

Нефть Баку

18.09.2009 12:25

Продолжение: начало в статье «Этот всегда величественный Каспий или геополитика нефти».  

 

Век XIX-ый

 

В 1803 г. бакинский купец Гасымбек Мансурбеков начал добычу "черного золота" со дна Каспия посредством сооружения двух нефтяных колодцев (на расстоянии 18 и 30 м от берега) в бакинском районе Биби-Эйбат. За сутки удавалось добывать не более четырех ведер. С 1806 г. Баку оказался занятым  Россией. "Обозрение Российских владений в Закавказье" за 1837 г. свидетельствовало, что "из царства минералов, составляющих большое богатство для провинции нефть ..черная ...встречается в большом изобилии во многих местах Апшеронского полуострова" (18).

 

В тот период директором Бакинских и Ширванских нефтяных и соляных промыслов являлся Воскобойников, по проекту которого в 1838 г. в Балаханы, у подножья горы Бог-Бога, был построен предназначенный для получения керосина нефтеперегонный куб. Он же выдвинул идею осуществления добычи нефти путем бурения нефтяных скважин. Однако, в связи с утерей им должности, реализация предложения стала осуществляться в Биби-Эйбате (район Баку) с 1846 г. под руководством майора корпуса горных инженеров Алексеева. Результат появился в 1848 г., когда впервые в мире была пробурена нефтяная скважина ударным способом с применением деревянных штанг. Известный азербайджанский писатель и публицист ХХ в., прекрасный знаток азербайджанской истории, по образованию инженер-нефтяник, говоря об "усовершенствованном способе" Воскобойникова, добавляет, что "построенный новым методом (на 11 лет раньше, чем в США) колодец давал по 110 пудов нефти в сутки" (19). Однако, на этом развитие процесса затормозилось.

 

В середине 1850-х гг. в России появляется Русское общество пароходства и торговли, основной учредитель которого, предприниматель и меценат В.Кокорев в преломление к Баку использовал выводы известного немецкого химика Либиха о возможном использовании выходящих на поверхность земли природных богатств. Жители бакинских пригородов покрывали свои одноэтажные домики киром, появляющимся вследствие пропитанности земли нефтью. При непосредственном участии В.Кокорева к концу 1850-х гг. в Сураханах завершилось строительство (по проекту Либиха) первого нефтеперегонного завода для переработки кира в осветительное масло (фотоген), говоря др. словами - в керосин. Согласно данным преподавателя Московской горной академии в 1920-х гг. В.Фролова, "одновременно был построен керосиновый завод на о.Артема аптекарем Витте... В 1863 г. бывший служащий Витте, ..Д.Меликов, построил керосиновый завод в Баку" (20).

 

Однако, получать осветительные масла в нужном объеме не получалось. Для выхода из ситуации В.Кокорев еще в 1860 г. пригласил в Баку известного в будущем химика и ботаника, а тогда магистра МГУ Эйхлера. По его совету он приступил к перегонке получаемой в Балаханы посредством бурения т.н. "колодезной нефти". Но доход от появления на российском рынке этого керосина («фотонафтиль») также не удовлетворял предпринимателя, сталкивавшегося с огромными издержками на производстве. Он вновь обращается к помощникам со стороны. На этот раз Баку посещает гениальный Дмитрий Менделеев (1863 г.), в одночасье оценивший ситуацию. Высокая цена керосина даже для внутреннего потребления вызывалась нижайшим уровнем траспортировки продукта. Керосин заполнялся в деревянные бочонки, перевозившиеся на арабах (повозках); или водным способом - в дубовых (затем стальных) бочках. Д.Менделеев предложил осуществлять перевозку нефтепродуктов в специально оборудованных трюмах судов методом налива.

 

Но даже выкладки Д.Менделеева об обязательности прокладки трубопроводов для доведения по ним сырой нефти до судов или расположенных на море заводов не были восприняты российскими властями. А вот в США, где лишь в 1859 г. (штат Пенсильвания) началась добыча нефти путем бурения, величайшего ученого услышали.

 

«Нефтяной фактор» в мире. Появление в Баку Нобелей

 

В 1863 г. построивший свой первый нефтеперегонный завод возле Кливленда, а в 1870 г. создавший нефтяную компанию Standard Oil (в 1871 г. в Песильвании появилась первая нефтяная биржа) Джон Рокфеллер, взамен гарантированного объема нефтяных грузов, получил у Пенсильванской ж/д огромные скидки на перевозку. А затем, чтобы не быть зависимым от функционирования ж/д транспорта при транспортировке нефтепродуктов и в целях их удешевления, он, как пишет классик американской литературы нач. ХХ в. Теодор Драйзер, к 1877 г. "захватил в свои руки все нефтепроводы в стране... Ибо, владея всеми нефтепроводами, он мог перекачивать свою нефть куда хотел, не прибегая к услугам жел. дорог... Он стал нефтяным Голиафом... В руках Рокфеллера была целая система нефтепроводов общей протяженностью в 35 000 миль"(1 миля-1.609 км - прим. авт.) (21). Согласно утверждению ряда источников, именно "люди Рокфеллера" инспирировали поджог первого в мире (1865 г.) 6-ти км нефтепровода из деревянных труб (диаметр - 60 мм), построенного его конкурентами. Как бы то ни было, постепенно Дж.Рокфеллер стал обладателем четко отлаженной, разветвленной сети сбыта нефтепродуктов за пределами США. И хотя Россия первой в мире начала производство керосина, этим продуктом российский рынок обеспечивался за счет США, причем с ростом потребления. Впервые американский керосин поступил в Санкт-Петербург в 1862 г., "в 1864 г. в Россию было завезено 189,1 тыс. пудов керосина, в 1869 г. – 1099,5 тыс. пудов, а в 1872 г. – 1790,3 тыс. пудов. Сумма выручки за поставленный керосин составила 35 млн рублей" (22).

 

Царским властям нужно было предпринимать срочные меры. Ведь  даже официальное разрешение 1868 г. (с опозданием на 20 (!) лет) на бурение нефтяных скважин на Апшероне лишь ненамного способствовало улучшению нефтяного дела. Как следствие, в начале 1872 г. последовали высочайше утвержденные «Правила о нефтяном промысле и акцизе с фотогенового производства» и «Правила об отдаче в частные руки казенных нефтяных источников Кавказского и Закавказского края, состоящих в откупном содержании». Согласно нововведениям, разрешалась реализация с торгов нефтеносных участков на Абшероне и беспрепятственный поиск нефти на всех свободных казенных землях Кавказа «лицами всех состояний, как русским подданным, так и иностранцам». C этого года и началась промышленная разработка недр Абшеронского полуострова. В 1874 г. появляется Бакинское нефтяное общество, первая акционерная компания в российской нефтяной промышленности, с утвержденным российским императором Александром II уставом. И если "в 1872 г. из Баку было вывезено в Россию 400 тыс. т. пудов, ..в 1874 - 1,4 млн. пудов" (23), то в 1875 г. впервые за многие годы Россия добилась превышения доходов над расходами. А через два года под давлением  Д.Менделеева произошло "освобождение фотогенового производства от акциза", что еще более способствовало увеличению добычи нефти.

 

На этом фоне особый интерес к Баку проявился у знаменитой семьи Нобелей, в 1842 г. переехавшей из Стокгольма в Петербург. В 1873 г. Абшеронский полуостров своим вниманием удостаивает Роберт Нобель. Хотя приезд был связан с необходимостью приобретения ореховой древесины в целях реализации правительственного заказа на производство ружей, Р.Нобель моментально оценил перспективы нефтяного дела. И его талантливейший брат Людвиг взял в свои руки бразды правления этим направлением, сразу же предложив осуществить реформирование траспортировки нефти: переходом от гужевого способа к трубопроводному (путем постройки нефтепроводов от промыслов до нефтеперегонных заводов). При этом обосновав необходимость сооружения железных резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов и обеспечения наливной перевозки продукта в вагонах-цистернах.

 

К Л.Нобелю прислушивались, свидетельством чего явилось начавшееся в 1878 г. строительство ж/д ветки Баку-Сураханы-Сабунчи (20 км). Тогда же Санкт-Петербургская компания "Бари, Сытенко и Ко", возглавляемая инженером-предпринимателем Александром Бари и членом Императорского Русского технического общества Николаем Сытенко, "вышла" на шведа с инициативой технического осуществления его планов. И уже к концу года по заказу Л.Нобеля инженер и новатор, в последующем почетный член Академии наук СССР В.Шухов, руководивший в Баку отделением компании А.Бари,  спроектировал и осуществил техническое руководство строительством первого российского нефтепровода (10 км), протянувшегося от Балаханы до т.н. Черного города (бакинская окраина). В рамках проекта в эксплуатацию были сданы резервуары-нефтехранилища (облегченные, по сравнению с американскими). Другие предложения Л.Нобеля, в т.ч. по созданию разветвленной системы хранения и сбыта нефтепродуктов в России, также были приняты властями. Через небольшой промежуток времени бакинская нефть достигала Петербурга посредством нефтеналивных судов. "Если в 1876 г. фирма Нобелей вывезла из Баку 6 248 пудов керосина, то в 1879 г. - 551 428 пудов керосина и 466 673 пуда нефтяных остатков" (24).

 

Тем самым образовавшееся "Товарищество нефтяного производства бр.Нобель", возглавляемое после смерти Людвига его сыном Эммануилом, стало одной из ведущих российских компаний. Основным "нобелевским" маршрутом являлся путь Баку–Астрахань–Волга. Выхода за пределы России еще не было, к тому же Нобели являлись сторонниками реализации за рубеж нефтепродуктов, а не сырой нефти, которую гнали на российские нефтеперерабатывающие заводы. Но происходил иной расклад, ставший основой для развернувшейся (и продолжающейся до сегодняшнего дня) геополитической борьбы за Каспийский регион: параллельно нефтеобеспечению России, "Товарищество" постепенно вытесняло с внутреннего рынка "Стандарт Ойл".

 

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

 

По материалам сборника "Российско-азербайджанские отношения: история и современность" и журнала «ЕвроАзия»

 

18. "Обозрение Российских владений в Закавказье", СПБ, 1837, с.25. 

19. Манаф Сулейманов. Дни минувшие.

20. В.И.Фролов. Экономика нефтяного хозяйства. М-Л, 1928, с.208.

21. Теодор Драйзер. Трагическая Америка.

22. Орхан Мамед-заде. Бакинская нефтяная промышленность до и после отмены откупной системы.

23. Ахмед Ахмедов. Азербайджанские тюрки в революции 1905 г. Баку, 2003, с.83.

24. Нобель Людвиг Эммануилович (1831-1888).

 

 

Ссылки по теме:

Этот всегда величественный Каспий или геополитика нефти

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/economics/9916/">ISLAMRF.RU: Нефть Баку</a>