М.Хайретдинов: назначение А.Хлопонина свидетельствует о смене курса с силового на социально-экономический
21.01.2010 16:18Ставка на силовое решение кавказских проблем не имеет перспектив, - неоднократно говорили эксперты. Судя по всему, в Кремле стали придерживаться этой позиции, именно так расценивается назначение Александра Хлопонина полпредом в СКФО. С просьбой прокомментировать новый курс федерального центра IslamRF обратился к аналитическому редактору портала Марату Хайретдинову:
Попробуем рассуждать объективно – реальное положение дел на Северном Кавказе ухудшалось все последние годы, а в последнее время и месяцы. Очевидно, что для исправления ситуации предпринять что-либо было просто необходимо. Просматривалось несколько вариантов: заменить полпреда Южного федерального округа (ЮФО) на другого силовика; произвести замену представителя силовых структур на экономиста; отдать власть в руки одного из глав северокавказских республик. Первый и третий вариант предполагали усиление силовой составляющей; вариант второй предполагал смену курса проведения политики на Северном Кавказе с силового на социально-экономический.
Именно этот – второй вариант (пусть и с некоторыми изменениями) и был избран руководством нашей страны. Причем, судя по некоторым признакам, он оказался приемлемым и для силового блока российской власти. Так, например, представитель «силовиков» В.Устинов сохранил свои полномочия полпреда в оставшейся части ЮФО, да и «силовые» руководители Ингушетии и Чеченской республики прямо высказались в поддержку этого интересного решения.
Теперь, что касается территориальной составляющей – с одной стороны новый округ уже назвали «мусульманским», однако, со стороны другой – было принято мудрое решение о включении в его состав Ставропольского края, где большую часть населения составляют русские. Более того, в качестве столицы нового территориального образования был выбран Пятигорск, располагающийся как раз на Ставрополье. Почему не была выбрана столица какой-либо республики, очевидно – многие оказались бы недовольны. А вот почему не был выбран Ставрополь – возможно, что это новый подход, который подразумевает создание новых центров, никак не связанных с прежними властными кругами.
Другой территориальный вопрос – почему за пределами нового округа осталась Адыгея? Здесь следует сразу принять во внимание, что эта республика является все-таки анклавом внутри Краснодарского края, и поэтому сама по себе войти в состав нового образования, конечно, не могла. Что же касается самого края, то в случае и его вхождения в СКФО смысл выделения нового округа из ЮФО терялся бы.
Как уже говорилось выше, смысл всего произошедшего – в смене силового курса на социально-экономический. Именно по этой причине главой нового округа назначается экс-губернатор Красноярского края А.Хлопонин. Дело в том, что одной из его заслуг является успешное и эффективное управление большим сибирским регионом, который превратился при нем в крайне привлекательную с экономической точки зрения зону. Не секрет, что многие проблемы (в т.ч. и экстремизма) имеют социальную подоплеку, и если социально-экономический фон на Северном Кавказе улучшится, то это должно отразиться и на проблеме радикализма.
Все эти плюсы дают надежду на какие-то положительные изменения в таком непростом и взрывоопасном регионе, как Кавказ. Однако, есть и некоторые «подводные камни», воспользоваться которыми могут те силы, что не заинтересованы в стабилизации положения. Так, например, уже сейчас часть СМИ дает понять о возможности т.н. «демонстрации силы» со стороны этих сил, и здесь помощниками главы СКФО в силовой сфере могут и должны выступить уже упоминавшиеся главы Ингушетии и Чеченской республики.
Отдельной строкой следует сказать и о том, что именно при А.Хлопонине произошло объединение Красноярского края с Эвенкийским и Долгано-Ненецким (Таймырским) автономными округами. С одной стороны этот процесс принес очевидную пользу, поскольку позволил более равномерно распределить финансово-экономические показатели трех регионов (так, например, Эвенкия была вотчиной ЮКОСовской олигархии), что как раз и дало возможность вывести весь Красноярский край на более высокий социально-экономический уровень.
И все же есть и другая сторона таких объединений – это когда власти перестают уделять должное внимание местным малочисленным коренным народам. Хотелось бы надеяться, что представители российского руководства осознают, к чему могут привести непродуманные действия в этом направлении в таком многонациональном регионе, как Северный Кавказ.
В связи с этим хотелось бы надеяться также и на то, что в новой стратегии найдется свое достойное место и для учтения этно-конфессиональных факторов. Потому что для реального (а не декоративного) изменения Россия как государство, и Кремль как его символическое воплощение, должны предложить всем гражданам страны, в т.ч. мусульманам, и в т.ч. кавказцам, какую-то новую, привлекательную для всех цель развития страны, новую стратегию, новое видение нашего будущего. И, разумеется, эта новая цель, и эта новая стратегия в полиэтнической, поликонфессиональной стране не может быть привязана к одной, к тому же национально-ориентированной, религии. Если у нас награждают военнослужащих-мусульман за их боевые заслуги крестами, и предлагают кавказским спортсменам-медалистам поднять бокал шампанского – пусть даже и в Кремлевском дворце – это, увы, пока свидетельствует лишь об отсутствии грамотного национального компонента в нашей внутренней политике.
IslamRF
Материалы по теме:
Новая фигура для Кавказа. Мнения экспертов
Мусульмане России заявляют о поддержке полпреда президента в СКФО