RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Красные дни календаря: от светского государства к религии Ислама

29.09.2010 16:07

Профессор Казанского филиала Российской академии правосудия, д.и.н. А.Ю. Хабутдинов о принятии 23 сентября 2010 г. проекта закона «О внесении изменений  в закон Республики Татарстан «О праздничных и памятных днях Республики Татарстан».

 

23 сентября 2010 г. Государственный совет принял проект закона «О внесении изменений  в закон Республики Татарстан «О праздничных и памятных днях Республики Татарстан». По нему в республике появились два новых нерабочих праздничных дня. Во-первых, это День официального принятия Ислама Волжской Булгарией – 21 мая в честь событий 922 года. Во-вторых – праздник Ураза-байрам.

 

Напомним, что до этого республиканскими праздниками стали Курбан-байрам и два светских праздника, отмечавших события начала 1900-х гг. Во-первых, это 30 августа -- День республики, который одновременно в Казани отмечают как День города.    В 1990-е гг. он носил название День суверенитета и праздновался в честь принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана 30 августа 1990 г. Во-вторых, День Конституции Республики Татарстан, отмечаемый в день ее принятия 6 ноября 1992 г. Последний праздник обычно игнорируется в федеральных учреждениях. Впрочем, то же самое произошло и с аналогичными общероссийскими праздниками. Теперь в Татарстане счет праздников, связанных с религией Ислама, по сравнению со светскими стал: три к двум.

 

В 1990-е гг. лидеры национального движения выступали за придание  характера памятной даты дню взятия Казани 2 октября 1552 г. Такие «черные дни» были в раннем советском календаре, например, день падения Парижской коммуны 1871 г. Однако не только дня, но и даже памятника защитникам Казани в 1552 г и (или) основателю Казанского ханства Олуг-Мухаммаду не появилось под стенами Кремля. В 2000-е гг. основной акцент был перенесен именно на религиозную составляющую. Здесь двумя ключевыми событиями стали открытие мечети Кул-Шариф в Казанском кремле и вступление России в Организацию Исламская конференция (ОИК) в качестве наблюдателя. 24 июня 2005 г. генеральный секретарь ОИК Экмеледдин Ихсаноглу прибыл в Казань.  В интервью агентству «Интерфакс» он указал: «Я присутствовал на открытии грандиозной мечети Кул-Шариф - это самая крупная мечеть в Европе, и ее открытие приурочено к 1000-летию Казани. Мы рассчитываем на то, что эта мечеть станет символом возрождения ислама в России».  В этот же день в интервью «Интерфаксу» президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что процесс участия России в качестве наблюдателя в ОИК должен быть ускорен.

 

В мае-июне 2010 г., уже при новом президенте Татарстана Рустаме Минниханове, был поставлен вопрос о новом общефедеральном празднике -- Дне официального принятия Ислама по аналогии с Днем крещения Руси. Ранее с такой инициативой  выступали религиозные организации, Духовное управление мусульман Татарстана, Российский исламский институт и просто граждане. Однако ни одна из этих инстанций не обладает правом законодательной инициативы. 9 июня Госсовет Татарстана направил обращение спикерам Госдумы и Совета Федерации  Борису Грызлову и Сергею Миронову «О внесении в перечень памятных дат РФ Дня принятия ислама на территории России». Тогда же госсоветник Татарстана, экс-президент республики Минтимер Шаймиев проницательно заявил, что, если Госдума отвергнет инициативу Госсовета, то «парламент Татарстана может утвердить в республике этот день как памятный». В июне 2010 г. в Совете Федерации этот вопрос поставил сенатор от Амурской области этнический татарин Амир Галлямов. В сентябре 2010 г. он заявил, что 20 сентября Совет федерации выходит на работу, и вопрос об установлении Дня принятия ислама «стоит у меня одним из первых на повестке дня».

Вместе с тем, основной проблемой является отсутствие единства среди самих российских мусульман. Уже в июне в дни празднеств в Булгаре заведующий отделом рукописей Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Шамиль Шихалиев отметил, что в Дагестане ислам начал распространяться еще в 642 году, когда город Дербент был занят войсками Арабского халифата. В ответ уже из Совета муфтиев России, то есть из Москвы,  прозвучал тезис о том, что мусульмане на Кавказе не имели государственности, а булгары имели. Этот тезис вызвал недоумение всех ученых, знакомых с источниками. Такая резкая постановка вопроса вызвала негативную реакцию северокавказского духовенства. Они также заявили о том, что Ислам пришел в горы Восточного Кавказа гораздо раньше, чем в Среднее Поволжье. В итоге с водой выплеснули ребенка. Ведь среди научного сообщества, как татарского, так и северокавказского, особенно дагестанского, начала проговариваться инициатива о введении единого Дня принятия ислама на территории нынешней  России. При этом в каждом регионе основное внимание могло уделяться местным событиям. В конце концов и крещение Руси произошло в сегодняшней столице независимого украинского государства Киеве. Однако празднуется оно и на российской земле.  При этом в первые века Ислама земли как Северного Кавказа, так и большей части Волго-Уральского региона были объединены в составе Хазарского каганата.

 

Однако в настоящее время каждая из российских мусульманских республик выстраивает свою отдельную историю. В итоге председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин 23 сентября 2010 г. утверждал: «Ни у кого не вызывает сомнений то, что Ислам в Древнем Булгаре как официальная религия был принят 21 мая 922 года. Здесь нет вопросов, это  подтверждено документально… Этот праздник в народе чтим уже не одно поколение… Установление такой памятной даты будет способствовать единению нашего народа, его развитию, поддержке исторических корней». С конца  1980-х символом единства татарской нации считалось Казанское ханство. Оно рассматривалось как династический наследник Золотой Орды, объединившей мусульманские народы почти на всей территории нынешней России. Последняя официальная научная конференция под такими лозунгами прошла в октябре 2002 г.: меня туда не позвали. Ведь в докладе на предыдущей конференции я доказал, что классики татарской истории от Шигабетдина Марджани до Газиза Губайдуллина весьма негативно оценивали исторический опыт ханства именно по причине внутренних распрей между феодалами.

 

Теперь в качестве «золотого века» избрана эпоха Волжской (или Волго-Камской) Булгарии. В отличие от времен Хазарского каганата она отделяет мусульман Волго-Уральского региона от мусульман Кавказа. К тому же в отдаленном на двести с лишним километров от Казани Булгаре многотысячные толпы смотрятся предпочтительнее, чем в центре Казанского кремля около башни Сююмбике, как это было в начале 1990-х гг. И тогда, и теперь бывший первый секретарь Альметьевского горкома КПСС Фарид Мухаметшин возглавлял парламент Татарстана.

 

В этот же день, 23 сентября 2010 г., Госсовет РТ принял Обращение к многонациональному народу республики и татарам, проживающим в Российской Федерации, в связи с проведением Всероссийской переписи населения. Он призвал всех татар активно участвовать в переписи 2010 г. как единый народ, хотя «по-разному могут называть себя разные группы татарских общин». Комментируя обращение, председатель  Госсовета РТ Фарид Мухаметшин отметил: «За пределами Татарстана представителей татарской нации проживает больше, чем в самой республике… Несмотря на различия в говоре,  диалектах, язык отца и матери, свою национальную идентичность забывать нельзя. Мы хотим как-то разбудить в людях память о своей национальной принадлежности, хотя для нас это не самоцель. Наша задача – совместно с федеральным центром сохранить согласие в обществе, продолжить проведение сбалансированной межнациональной политики». Итак, для кого же является самоцелью выражение интересов всех российских мусульман в целом и татар, в частности? У властей, по их же словам, основные цели другие. И поэтому российской умме нужно самой решать свои проблемы по примеру своих предков столетие назад. А красные дни календаря – это только символы, а не сама жизнь…

 

А.Ю. Хабутдинов

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/expert/13740/">ISLAMRF.RU: Красные дни календаря: от светского государства к религии Ислама</a>