RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Кадыр Маликов: «Росту религиозных радикальных организаций может противодействовать только рост религиозного самосознания»

22.10.2010 16:52

В периоды нестабильности повышается опасность со стороны различного рода радикальных группировок, в т.ч. и религиозного характера. Эксперты предрекают усиление таких рисков для Центральной Азии, и Киргизии, в частности. Но так ли всё плохо, и что можно сделать для предотвращения радикализации общества? Об этом мы беседуем с директором аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыром Маликовым.

 

- Оказывают ли мусульманские организации, ислам в целом влияние на политику в Киргизстане? Какова роль ДУМК в этом вопросе?

 

- Как такового влияния ислам на политику в Киргизии не оказывает. В первую очередь исходя из светского характера государства, прописанного в конституции. ДУМК (Духовное управление мусульман Киргизстана), являясь официально признанной, имеющей  право на осуществление религиозной деятельности организацией не ставит целью влиять на государство. Вызывают опасения только организации радикального толка, но пока их влияние также незначительно.

 

С течением времени, я думаю, роль ислама в политике будет возрастать. Это по сути лишь вопрос времени и подготовки кадров. Все мы понимаем, что необходимо приспосабливаться к условиям светского государства, светской конституции, но есть и предпосылки, говорящие о возможности распространения влияния исламских ценностей на политику.

 

- Какой принцип развития, на Ваш взгляд, более приемлем для Киргизии: светская или исламская республика? Может ли исламский фактор быть использован властями для нормализации обстановки в Киргизии и консолидации населения?

 

- Я думаю, что время покажет. В настоящий момент мы находимся на этапе построения парламентской модели. Пока неизвестно, что она нам принесёт. Имеются определённые силы, желающие вернуться к президентской форме правления страной.

 

А что касается исламской республики, то не обязательно в названии употреблять название «исламская республика». Мы можем говорить о светском государстве, но с мусульманским населением, исламскими ценностями. Процесс в данном направлении мы наблюдаем сейчас. Но пока рано ещё говорить об исламской республике, ведь мы сами понимаем, что к этому не готовы сами верующие, интеллектуальный уровень прихожан пока не развит до принятия норм шариата в должной мере, нет интеллигенции, государственников.

 

В то же время мы можем сказать, что ни одна из внешних стран, тем более такие крупные державы как США, Россия, Китай, не позволят провозгласиться на территории Центральной Азии исламской республике.

 

Поэтому мы сегодня говорим не о форме, а о сути. Почему бы нам не использовать светскую модель, но с исламскими ценностями, как, например, в Турции. К этому, мне кажется, мы должны прийти эволюционным путём. На сегодняшний момент назрел такой фактор как «третья революция». Т.е. не революция в силовом её понимании, а революция в умах. Потому что прошедшие выборы показали низкую политическую культуру и наших политиков, и народа. Все знают, что во власть пришли заново практически те же люди, которые управляли ею и ранее. Это говорит о том, что конфликт между новым поколением и старым, между идеей и безыдейностью только начинается, ни у одной партии нет своей идеологии, все они похожи друг на друга.

 

В этой связи мы говорим, что исламский фактор не только может быть использован, но и будет использован в нормализации обстановки в Киргизстане. Так как в самом исламе заложен интернационализм, отрицаются не только деление на «юг» и «север», но и деление по национальному признаку.

 

Если говорить об использовании ислама в политике, то мы уже увидим, что на прошедших выборах практически все партии в той или иной мере посягнули на использование исламского ресурса. Некоторые привлекали  религиозных деятелей, некоторые намекали, что для них самое главное – это духовное возрождение страны, что они уважают религию и т.д. Всё это использовалось для привлечения лишних голосов за счёт верующих. И партии на этом не остановятся. Таким образом сами светские власти, светские организации втягивают ислам в политику. Хотя они не имеют ни какого права выступать от имени ислама. Они просто хотят использовать ислам в корыстных целях. Хотя об уровне духовности, нравственности наших политиков знают практически все.

 

- Какова на данный момент ситуация вокруг муфтията? Чего удалось достичь?

 

- По сути, после «революции» 7-го апреля, уже четыре раза происходила смена главы муфтията. Требование всех верующих было одно – это проведение реформ и модернизация ДУМК, как в структуре, так и в кадровой политике. Все мы знаем, что скандалы, связанные с муфтиятом возникали на почве нецелевого использования средств от хаджа, а по сути, всё упиралось в элементарную коррупцию и воровство. Поэтому мы настаиваем на том, чтобы деятельность муфтията была прозрачна перед верующими. Как нам заявил недавно избранный глава муфтията Чубак ажи, муфтият стоит на пути реформирования, которое, правда, начнётся только после проведения выборов. Ничего не остаётся как ждать: будут ли это коренные реформы, либо же они будут носить поверхностный характер. У муфтията и так подмочена репутация, и если он пойдёт по второму пути, то есть вероятность, что он вообще лишится авторитета, и государство потеряет ключ к управлению посредством муфтията над всем населением, верующими.

 

Повторюсь, на сегодняшний день удалось достичь только обещания реформ.

 

- В предыдущие годы отмечался рост радикальных исламских организаций на юге республики. Какова ситуация сейчас?

 

- Рост радикальных религиозных организаций зависит в первую очередь от качества образования, от религиозных свобод, и от политики муфтията. Если он будет иметь среди верующих авторитет, если к нему будут прислушиваться, то, естественно, будет противодействие идеологии радикальных группировок. Но если муфтият окончательно потеряет свой авторитет, то произойдёт окончательная децентрализация власти, таких организаций будет ещё больше.

 

Что касается религиозной ситуации на юге, то я бы сказал, что сейчас, во-первых, идёт процесс политизации верующих, и во-вторых, на нас оказывают влияние те процессы, которые происходят в Иране, Афганистане. Это всё влияет на радикализацию самих верующих. Чем более сильное давление будет оказываться со стороны как собственных властей, так и внешних игроков, тем сильнее будет и радикализация ислама. В настоящий момент ситуация пока под контролем, но есть небольшой рост, например, Хизб ут-Тахрира, салафитов, ахмадийцев. Как показали выборы, активизация была во всех сферах религиозной жизни.

 

- Какой вариант противодействия росту радикальных религиозных организаций Вы могли бы предложить?

 

- Мы давно говорили, что росту религиозных радикальных организаций может противодействовать только рост религиозного самосознания, повышение интеллектуального уровня наших верующих. Необходимо противодействовать именно идеологически. Если государство может противодействовать  силовыми, репрессивными методами, то верующие должны противопоставить радикальным группировкам свою идеологию.

 

- Почему исламская общественность, в частности муфтият, не смогли предотвратить кровопролитие между мусульманами в Оше в июле этого года?

 

- Произошедшие события говорят о том, что у наших верующих очень слабый уровень принятия ислама. Есть количество, но нет «качества», «качества» понимания ислама. Поэтому мусульмане у нас, к сожалению, ограничиваются только намазами и исполнением ритуальной стороны ислама. Нет такого понимания как «мусульманская солидарность», понятия «безопасность» через призму ислама. Большинство верующих у нас понимают ислам больше как «Богу богово, а кесарю кесарево». Не более того. Поэтому они говорят «это не наша война, не наша проблема, это государство должно решать». Есть проблема ответственности. И если таково понимание ислама, то о чём мы можем говорить с муфтиятом? Исламская общественность подключилась к решению проблемы только в постконфликтной ситуации. Что касается предотвращения конфликта – то это больше вопрос к правоохранительным структурам, специальным службам.

 

Уровень понимания религии  у наших верующих очень «слаб». Если бы наши верующие были настоящими верующими, если бы их вера была не на языке, а в сердце, в делах, то событий, подобных прошедшим в Оше этого года, вообще бы не случилось.

 

Беседовал специальный корреспондент IslamSNG.com в Киргизии Роман Вейцель

 

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/expert/13982/">ISLAMRF.RU: Кадыр Маликов: «Росту религиозных радикальных организаций может противодействовать только рост религиозного самосознания»</a>