RSS | PDA | Архив   Среда 18 Сентябрь 2019 | 1433 х.
 

Рамзия Сафина: современная школа дает знание, но не воспитание

09.06.2011 15:46

С апреля 2008 г. в некоторых школах Уфы проходят экспериментальные уроки духовно-нравственного воспитания школьников. Примечательны эти уроки тем, что методика преподавания основывается на исламском вероучении. Как и насколько результативно проходят эти занятия с нами поделилась учитель высшей категории Татарской воскресной школы, преподавательница экспериментальных уроков «духовно-нравственное воспитание школьников» в Татарской гимназии № 65 г.Уфы Рамзия Сафина.

 

— Расскажите, как вы начали работать в этом направлении, кто предложил вам принять участие в экспериментальных уроках?

 

— Меня, всегда волновал вопрос воспитания детей. По воле  Всевышнего Аллаха, 11 апреля 2008 года меня избрали председателем Региональной общественной организации мусульманской интеллигенции Республики Башкортостан. Главной задачей нашей организации является поднятие нравственной чистоты среди населения. Аллах услышал мои молитвы, дал мне полномочия, и я, в первую очередь, взяв свои авторские книги, пошла к Министру образования РБ Зиннату Аллаярову, и предложила ему ввести в образовательные учреждения уроки нравственности, аргументируя тем, что наука педагогики состоит из двух разделов: обучения и воспитания. Воспитание, в свою очередь, состоит из воспитательных направлений. В мое время (в годы учебы в Башкирском государственном педагогическом университете им.М.Акмуллы) их было пять: умственное, нравственное, эстетическое, физическое и трудовое. В настоящие дни все эти направления, кроме нравственного воспитания, как предмет ведутся в образовательных учреждениях.

 

Министр образования потребовал у меня программу, но у меня на тот момент его не было, я ему дала свою книгу – учебно-методическое пособие для студентов исламских учебных заведений «Ахляк». Просмотрев оглавление, он сказал, что темы ему нравятся. Министр предложил написать программу, утвердить ее в Башкирском институте развития образования. Договоритесь с директором какой-нибудь школы, введите эти уроки и покажите мне: «Вот видите, дети, которых я учила - воспитанные, а те, которых я не учила - не воспитанные», - сказал мне Аллаяров.

 

Я обратилась к директору Татарской гимназии №65 г. Уфы, она направила меня к директору татарской воскресной школы Ишбулатовой Филюзе - моей студентке по РИУ ЦДУМ России. Ученица с удовольствием предоставила мне возможность вести уроки нравственности в рамках уроков “Культура и традиции татарского народа” за счет времени “группы продленного дня”. К первому сентябрю 2008 года мною была написана программа обучения.

 

Методы воспитания я взяла у В.А. Сухомлинского “метод воспитания через любовь к детям, метод воспитания через успех детей” и работаю по своей авторской программе. На сегодня моя программа утверждена в БИРО.

 

— С какими трудностями вы встречались во время работы?

 

— Когда я начала вести экспериментальные уроки “Духовно-нравственного воспитания”, дети были очень рады и сейчас ждут, когда же наконец будет этот урок. Но родители в начале были против нового предмета. Когда я пошла к ним на родительское собрание, они возразили против моих занятий, прокомментировав их следующими словами “придумали новый предмет, чтобы морочить голову детям”. Когда я сказала, что те родители, которые сейчас находятся в домах для престарелых, так не думают, и, что эти уроки необходимы, чтобы “вы однажды там не оказались, и чтобы, в каком бы состоянии вы не были в старости, они к вам относились с любовью и уважением, с удовольствием ухаживали за вами”. После этих слов, они сразу же согласились на то, чтобы их дети изучали этот курс.

 

В свое время, академик, доктор психологических наук, профессор БГПУ им.Акмуллы Ахмет Рахимов получил соответствующие документы на ведение уроков нравственности, однако в школах ему не разрешают преподавать. У него на руках есть приказ президента РБ, еще от 2005 года “на ведение уроков нравственности” до 2015 года. Есть приказ, но он не выполняется.

 

О воспитании детей много говорится, многие педагоги говорили, что прежде всего воспитание и только потом обучение, но, к сожалению, на уроках ведется только обучение. И это обучение не дается в полную силу из-за бесконечных проверок и контролей документаций. Нашему Министерству образования нужно правильное оформление документов, процент успеваемости и все. А воспитание ограничивается всяческого рода мероприятиями: концертами, викторинами, , соревнования и т.д., но это не воспитание, а культурный отдых!!!

 

— Вы сказали, что родители с нежеланием восприняли ваши уроки, каково их отношение к вашим занятиям в настоящее время?

 

Сейчас негативное отношение родителей к моим урокам уже не наблюдается. В настоящее время родители и классные руководители просят меня не бросать их детей, так как они стали очень хорошими, послушными и у них улучшились дела в учебе. Одна мама говорит: «С тех пор, как вы начали вести у них свой предмет, я не знаю, что такое – мыть посуду. Мне мой сын просто не позволяет, говоря, что Рамзия Магруфовна сказала, что мамы – это не рабы и не служанки, и что все по дому должны делать вместе». Я пытаюсь говорить, что Рамзия Магруфовна же не видит. Он мне: «Она сказала, что она почувствует, и что обманывать нельзя». Он стал таким нежным и ласковым, и, чтобы я не заболела, он готов по дому сделать абсолютно все» и т.д.

 

— Что бы вы изменили, добавили в ваши уроки?

 

— Воспитание должно сопровождать детей на каждом уроке и из урока в урок. В конце августа 2010 года я снова пришла к Министру Образования РБ Зиннату Аллаярову с утвержденной программой, рецензиями, протоколами педсоветов и сказала, что он обещал ввести уроки нравственности во всех школах, если я принесу ему все это. Посмотрев все документы он сказал, что в настоящее время республиканский учебный процесс находится под ведомством Москвы, и только Москва решает такие воспросы. “Но мы можем предложить вашу программу, как дополнительный материал” – сказал Зиннат Аллаяров.

 

Я стала говорить ему о том, что сбольшая часть современной молодежи невоспитана. Он спросил: “Почему вы так считаете?”. Я ему сказала: “Ведь вы требуете данные о том, сколько детей учатся на “5”, сколько на “4” и “5”, сколько с одной “3”, сколько с “2”, и сколько выпускников поступили высшие и среднеспециальные учебные заведения. Вас не волнует, сколько выпускников до конца жизни своих родителей оставались хорошими детьми, проявляли любовь и уважение к ним, с лубовью ухаживали за ними, сколько выпускников стали хорошими мужьями и женами, сколько из них живут плохо и т.п.. Когда вы начнете требовать такие данные? Ведь Россия увязла в трясине безнравственности и бездуховности!!!” “Вы вообще-то правильно рассуждаете, правильное и благородное у вас отношение к человечеству, если бы все так относились, мир был бы прекрасным. Надо над этим вопросом подумать”, - ответил он.

 

Поэтому я буквально требовала бы от всех преподавателей сопровождать свои уроки элементами воспитания, будь это математика или литература, и потребовала бы официально ввести уроки духовно-нравственного воспитания, начиная с дошкольных учреждений, заканчивая вузами, СМИ и т.д.

 

— Расскажите о вашей методике.

 

— На своих уроках я применяю множество ситуативных и воспитательных рассказов и стихотворений. Например: «40 хадисов в рассказах» Яшара Кандемира, «Учение о нравственности. Хрестоматия» Виля Казыханова.

 

Каждый урок начинается с небольшого рассказа. Потом идет обсуждение поведения героев. Далее дети приводят похожие примеры из своей жизни. На моих уроках много воспитывающих игр, загадок, кроссвордов, поговорок и т.д. Дети на моих уроках отдыхают и развлекаются. «Шокирующие» моменты поведений своих учеников, не называя имен детей, говорю родителям, даю им советы, тем самым параллельно пытаюсь воспитывать и родителей.

 

Например, на одном из своих уроков я обратилась к своим ученикам со следующими словами: «каждый человек в своей жизни мечтает найти волшебную палочку или встретить волшебника, который исполняет три желания, скажите, если бы вы встретили волшебника, который исполнит только одно желание, чего бы вы пожелали, кроме волшебной палочки».  Я веду уроки в шести классах, и в каждом классе по 21-22 ученика. В каждом классе примерно 17-19 учащихся ответили, что «попросил(а) бы, чтобы мама с папой не ругались». И об этом я рассказала родителям, дала им советы.

 

Эти же экспериментальные уроки я веду еще в двух детских домах г. Уфы: №1 и №9. На своих уроках я учу детей, лишенных родительского попечения и хорошего примера семейной жизни быть хорошими мужьями и женами, хорошими папами и мамами.

 

— По вашим словам видно, что вас сильно волнуют вопросы воспитания подрастающего поколения. Помимо уроков духовно-нравственного воспитания, где еще вы поднимаете эту проблему?

 

— Я участвую во всех возможных научно-практических конференция, кричу всему миру из трибун о духовно-нравственном воспитании. За 2009 и 2010 года я участвовала примерно в двадцати конференциях. И на каждой конференции знакомилась с учителями других районов и республик, давала свою программу в электронном виде, лишь бы работали.

 

Я выступаю на конференциях, воспитываю детей, учителей и родителей в школе, осталось воспитывать будущих учителей, т.е. студентов педагогических вузов. Здесь тоже я написала свою авторскую программу «Основы духовно-нравственного воспитания», которая основана на моей диссертации «Подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников». Время от времени я стараюсь получить у соответственных органов разрешение на ведение подобных уроков и в других школах, хотя бы бесплатно. «Один в поле не воин», - говорят мне, но я пока одна воюю, хотя «писак» по этому вопросу много, но действующих практически нет.

 

Я всегда готова помогать людям, могу помочь ввести уроки духовно-нравственного воспитания в их школы, дать свою программу, когда будет готов учебник, могу предоставить и их.

 

Ринат Сагитов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/expert/16378/">ISLAMRF.RU: Рамзия Сафина: современная школа дает знание, но не воспитание</a>