RSS | PDA | Архив   Понедельник 20 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Где искать опыт интеграции мигрантов?

06.12.2011 15:47

Мир, окружающий нас, меняется с каждым днем. И то, что было неприемлемым вчера, становится обычным сегодня, а завтра мы уже не можем представить свою жизнь без этого.  Одной из таких новых реальностей нашего времени становится широкомасштабная миграция населения.

Африканцы во Франции, турки в Германии и индопакистанцы в Великобритании стали обычной приметой городской жизни. Хотя не так уж и это и необычно, в той же Британии в каких-нибудь 1970-х годах блистала группа «Бони Эм», состоящая из одних афро-англичан. Но именно сейчас стала особенно актуальной проблема миграции, а вернее, интеграции мигрантов во вмещающий социум. Но никто не может дать стопроцентно гарантированный рецепт по этому действию. Как мы можем убедиться, ни опыт Франции, ни Британии, ни Германии не является идеальным. Опыт США также не очень хорош.

Но очень интересен с этой точки зрения оказывается опыт дореволюционной России. Причем именно в плане интеграции мигрантов-мусульман. «Какие такие мигранты-мусульмане в дореволюционной России? И сколько их там было-то?» - спросит придирчивый читатель, знающий отечественную историю по школьному курсу.

Обычные – бухарцы, иранцы, арабы, турки, т. е. те же самые, что и сейчас выходцы из Центральной Азии (бухарцы, хивинцы), азербайджанцы (азербайджанские ханства подчинялись Персии и лишь в 19 веке перешли в Россию), афганцы, сирийцы. И было их весьма немало, что легко обнаруживается при изучении как мусульманских общин самых разных регионов страны, так и архивов государственных учреждений (Посольский приказ, МИД и т.д.).

Некоторые из них жили целыми общинами и даже образовывали существовавшие веками консорции. К таким относятся, например, сибирские бухарцы в Тобольской и Томской губерниях и трехдворные татары в Астрахани. Другие представляли собой единичные вкрапления в городском и сельском населении Поволжья, Урала, Сибири.

Больше всего среди всех них было бухарцев. В этническом плане нам почти невозможно выделить среди них узбеков, таджиков, кыргызов или даже казахов, поэтому можно с уверенностью сказать лишь то, что все эти народы среди бухарцев были представлены. Бухарцы проживали в Сибири, Оренбургской губернии, Астрахани, среди алабугатских татар в Калмыкии, в Казани, Москве и Санкт-Петербурге. Многие из них составляли элиту мусульманских общин этих мест.

Например, одним из главных лиц в первом российском посольстве в Бухару являлся уроженец Бухарского двора города Астрахани (татарин Бухарского двора) Махмет Юсуп Касимов. Историческая мечеть Москвы связана с бухарским купцом Назарбаем Хошаловым. Сибирские бухарцы принимали у себя российского императора.  Самым же известным выходцем из этой среды явился Абдуррашид Ибрагимов – известный мусульманский ученый и общественный деятель мирового уровня, основатель первой мечети в Японии. Аристократическая верхушка Бухары и Хивы, включая самих эмиров и ханов и наследников трона, обучалась в российских кадетских корпусах и служила офицерами в армии.

Немалое количество выходцев из Ирана переселилось в современный Азербайджан уже после присоединения ханств к Кубинского, Эриванского, Нахичеванского и других ханств к России. Крупные общины азербайджанцев и персов издавна проживали в Астрахани, придавая ей неповторимый колорит.

На всех этих примерах можно убедиться, что именно таким образом – через интеграцию в общероссийский социум путем сближения с мусульманской частью российского общества происходил процесс интеграции мусульман – мигрантов и переселенцев из других стран. Заметьте, происходило это без утраты религиозной идентичности. В то же время любые попытки повлиять на мусульман путем попыток смены религии заканчивались прямо скажем, плачевно, например, башкирскими и татарскими восстаниями на Урале и в Поволжье в 17-18 веках, а также массовым участием мусульман в крестьянских войнах того же времени.

Почему же царскому правительству, известному своей определенной прагматичностью хватило государственной воли и выдержки, чтобы активно привлечь местных мусульман к вопросу интеграции в российское общество их единоверцев – выходцев из других стран? И чего не хватает нам, чтобы воспользоваться этим опытом, гораздо более продуктивным, чем любая французская или немецкая мода?

 

Ахмад Макаров

Руководитель отдела по работе с общественными организациями и мигрантами ДУМЕР

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/expert/19303/">ISLAMRF.RU: Где искать опыт интеграции мигрантов?</a>