RSS | PDA | Архив   Пятница 15 Декабрь 2017 | 1433 х.
 

Александр Саган: люди, не согласные с необходимостью внутриисламского диалога, выступают против ислама

18.05.2012 16:53

Интервью с доктором философских наук, ведущим научным сотрудником Отделения религиоведения Института философии Национальной Академии наук Украины, советником президента и секретариата президента Украины (2005–2007), главой Государственного комитета по делам национальностей и религий (2007–2010) Александром Назаровичем Саганом.

 

 

В 2009 году при вашем активном содействии был создан Совет представителей духовных управлений и центров мусульман Украины. Оправдывает ли сегодня Совет возложенные на него обязанности?

Созданию Совета (кстати, он был создан при Госкомитете по делам национальностей и религий) предшествовала моя большая организационная работа, поскольку это было новая идея как для исламских объединений, так и для нашего комитета. Главную задачу новой структуры мы видели в снятии нарастающего противостояния между разными мусульманскими духовными управлениями и центрами. Это напряжение было видно уже по первому заседанию организационного комитета Совета оно много раз откладывалось из-за нежелания отдельных лидеров даже находиться в одной комнате со своими коллегами. Долгий поиск компромисса дал свой результат Совет был создан. Это позволило, во-первых, мирно обсудить многие вопросы внутриисламской жизни (развитие мусульманской инфраструктуры, вопросы по организации хаджа, религиозного образования и просвещения мусульман и т. п.) до этого мы имели вал взаимных обвинений и жалоб. Во-вторых, сняло напряжение с проблемы разного истолкования международных контактов различных мусульманских религиозных и общественных центров (взаимные обвинения в связях с экстремистскими исламскими группами и т. п.).

После моего ухода, насколько мне известно, Совет не собирался. А сейчас реорганизован и сам Госкомнацрелигий это всего лишь департамент в составе Министерства культуры. Поэтому говорить об «оправдании надежд» не приходится. Хотя тот потенциал, который был наработан за первый год деятельности Совета, ощущается и сегодня. В частности, почти исключением стали громкие взаимные обвинения мусульманских лидеров. Хотя, и мы это знаем, многое просто перестало выноситься в СМИ.

 

Каковы перспективы исламо-христианского диалога в Украине, в частности, между православными церквями и мусульманскими духовными управлениями?

Мы в Украине обречены на этот диалог, как бы этого не хотелось отдельным радикально настроенным верующим с обеих сторон. А такие, надо признать, у нас тоже имеются достаточно проанализировать противостояния по поводу строительства мечетей в отдельных регионах страны или же «крестоповалы» в Крыму. Даже в Киеве строительство единственной пока мечети стало почти подвигом ее строителей.

Но возвратимся к исламо-христианскому диалогу на него не может не влиять и наша история. Мечети на территории Украины были уже во времена Средневековья. И хотя у нас были разные периоды в отношениях между представителями этих религий, но в целом можно говорить о постепенной толерантизации отношений. Советская власть, почти поголовно выселив мусульман, прежде всего крымских татар, физически сняла «исламский фактор» с повестки дня религиозной жизни в Украине. Поэтому возрождение исламских религиозных центров и вызвало поначалу определенное напряжение среди православных (как представителей самой многочисленной конфессии страны) в местах наибольшего скопления мусульман (Крым, Киевский и Донбасский регионы). Государство потратило значительные усилия для снятия этого напряжения но для достижения окончательного результата нужны взаимные усилия. Сегодня ситуация нормализовалась. Но, как пишут некоторые эксперты, исламские центры развиваются в Украине почти бесконтрольно, что не может не привести к их радикализации и стремлению к завоеванию авторитета (и финансирования) в экстремистских зарубежных центрах. Я думаю, что ситуация сейчас не так трагична, но согласен, что в любой момент она может выйти из-под контроля.

 

Что, по вашему мнению, более всего роднит Ислам и православие?

То, что нельзя быть по-настоящему православным или мусульманином, не принимая активного участия в жизни общины.

 

В 2011 году в двух украинских городах, Хмельницком и Белой Церкви, проводились выступления против строительства мечетей. Не свидетельствует ли это о росте исламофобии в Украине?

В каждом конкретном случае нужен анализ причин таких выступлений (проблемные земельные участки, желание отдельных религиозных лидеров «попиариться» и т. п.). Ведь и в Симферополе, как мы все помним, годами эта проблема не решалась. Я в свое время был инициатором нескольких совещаний на высшем крымском уровне по поводу решения о выделении земельного участка для мечети в Симферополе. Поэтому я не понаслышке знаю, сколько факторов может быть задействовано в этом процессе. И, к сожалению, позиция некоторых исламских лидеров, в силу многих причин, не всегда была конструктивной, направленной на достижение результата. Поэтому говорить на примере этих двух фактов о росте исламофобии в Украине не совсем корректно. Не подтверждает это и социология.

 

В последнее время в Украине усилилось противостояние между различными мусульманскими организациями. Существует ли, по вашему мнению, возможность внутриисламского диалога? Насколько реальны процессы объединения? Что разобщает мусульман Украины?

Противостояние между исламскими организациями это объективный процесс. Есть противостояние между различными православными, протестантскими или любыми другими религиозными центрами. Максимальной своей амплитуды такое противостояние достигает во время становления нового религиозного центра появляется новый конкурент. Но со временем принимаются правила сосуществования (решающая роль в принятии таких правил принадлежит государственным органам), и борьба принимает сложный позиционный характер.

Возможность внутриисламского диалога, конечно же, существует. И созданный в свое время Совет представителей духовных управлений и центров мусульман Украины хорошее этому подтверждение. Самое главное невооруженным глазом виден большой потенциал (организационный, просветительский, образовательный и т. п.) такого диалога. Поэтому я уверенно могу сказать, что люди, которые не согласны с необходимостью внутриисламского диалога, осознанно выступают против Ислама.

Но, с другой стороны, мы должны четко понимать разницу между диалогом и объединением. Последнее фактически нереально. Возьмем, например, Украинскую православную церковь Киевского патриархата и Украинскую Автокефальную православную церковь, которые фактически во всем идентичны (вероучение, практика, территория распространения и т. п.). Много лет подряд эти церкви пытаются объединиться, но тщетно. И это при том, что разъединяют их, как мы видим, только амбиции лидеров.

В случае с мусульманами в Украине ситуация намного сложнее слишком многое их разъединяет как в идеологическом плане, так и в организационном (вероучение, ориентация на разные зарубежные центры, практика и т. п.). На данном этапе развития мы можем говорить только о диалоге и взаимном уважении. 

      

Достаточно ли внимания эксперты уделяют Исламу в современной Украине? Какими вопросами исламоведы должны заняться в первую очередь?

В свое время, будучи советником президента Украины, я инициировал создание исламоведческой группы в составе Отделения религиоведения Института философии НАН Украины. Такая группа была создана. Но просуществовала она всего несколько лет и фактически сейчас на грани ликвидации из-за недостатка финансирования. Очень жаль, если это (ликвидация) все-таки случится. Ведь наработан хороший материал в активе группы несколько конференций и сборников работ, исследования в области религиозной нетерпимости, модернизации исламского вероучения и практики в современных европейских условиях (так называемый «европейский Ислам») и т. п.

В Украине сейчас фактически отсутствуют крупные исследовательские центры по изучению вероучения и практики, организационных особенностей и современных тенденций развития Ислама. По крайней мере, для страны, где насчитывается несколько исламских религиозных центров и больших общественных организаций, а количество практикующих верующих исчисляется сотнями тысяч, таких научных исследовательских центров должно быть в разы больше.

На данном этапе развития украинского исламоведения очень важным является популяризация уже наработанных идей и исторических экскурсов, работ о современной жизни мусульман в Украине и за ее пределами. Важно, и об этом должно позаботиться государство, знакомить с исламской спецификой если не учеников старших классов, то хотя бы студентов. Ведь украинцы, как и многие другие народы, очень часто живут мифами о мусульманах. И родом эти мифы даже не из прошлого века. Проблемой для украинских исламоведов является также выход на международную арену как для представления своих наработок, так и для изучения специфики тех религиозных и общественных направлений Ислама, которые развиваются в Украине.

Эти и многие другие проблемы современного украинского исламоведения являются, по моему мнению, проблемами роста. Очень многое уже сделано достаточно сказать об официальном переводе Корана на украинский язык или об изучении истории и специфики исламского вероучения и практики среди крымских татар.

Со временем, и я уверен в этом, украинские исламоведы займут достойное место среди своих коллег в мире.

 

Беседовал Михаил Якубович

Газета "Медина аль-Ислам"

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/expert/22104/">ISLAMRF.RU: Александр Саган: люди, не согласные с необходимостью внутриисламского диалога, выступают против ислама</a>