RSS | PDA | Архив   Понедельник 20 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Ариф Юнус: в перспективе Азербайджану не избежать исламской революции

05.06.2012 17:16

Предлагаем вашему вниманию интервью с директором департамента конфликтологии Института мира и демократии (Баку) Арифом Юнусом.

 

— Только что вышла из печати ваша книга «Исламская палитра Азербайджана». Как вы могли бы вкратце охарактеризовать складывающуюся в Азербайджане ситуацию в связи с исламским фактором?

— Еще в 2004 году я написал первую книгу «Ислам в Азербайджане», в которой дал картину как возникновения Ислама у нас в VII веке, так и этапов его развития в последующие периоды вплоть до 2004 года. И в конце книги я сделал вывод, что отныне можно твердо говорить, что Ислам стал серьезным фактором в политической жизни Азербайджана. Тогда этот мой вывод многих удивил. Но последующие годы показали, что я оказался прав. И сегодня, если у нас в Азербайджане о чем­то говорят, то как раз о роли Ислама в нашей стране. И если раньше все были атеистами, и не каждый говорил, что он верующий, то сегодня, наоборот, достаточно сложно сказать в Азербайджане, что ты атеист. Все, даже если это не так, предпочитают говорить, что мы мусульмане.

Учитывая это, а также тот факт, что за прошедшие после выхода той книги 7 с половиной лет произошли серьезнейшие изменения и Ислам стал действительно серьезным фактором не только в политической жизни, но и в культурной и других сферах, я и решился взяться за продолжение этой работы на основе новых социологических опросов и интервью, а также мониторинга СМИ и Интернета.

В книге приведена конкретная информация о шиитских и суннитских структурах, отдельно о новых для Азербайджана направлениях, как нурчу и салафиты, которых в русскоязычной прессе и литературе часто именуют нурсистами (по имени духовного авторитета членов движения «Нурджулар» Саида Нурси. — Прим. ред.) и ваххабитами соответственно. Это неправильное название, конечно же, которое вызывает у их адептов болезненную реакцию, особенно у салафитов. В отличие от первой книги, во второй я дал 53 фотографии и много другой конкретной информации. В том числе информацию о наших гражданах, воюющих в Афганистане и Пакистане. Вот вкратце смысл этой книги. То есть я попытался издать что­то вроде краткой энциклопедии или справочника, который помог бы понять, что из себя представляет сегодня Ислам в Азербайджане.

 

— Какие серьезные изменения за те 8 лет, которые разделяют выпуски книг «Ислам в Азербайджане» и «Исламская палитра Азербайджана», вы могли бы отметить в этой сфере?

— Во-первых, в первые годы после развала СССР и обретения независимости у нас доля так называемых практикующих мусульман, то есть тех, кто ходит в мечеть, совершает намаз и другие необходимые религиозные обряды, в Азербайджане колебалась в пределах 2–3 процентов. Это максимум, если даже не меньше. За последующие 20 лет после обретения независимости число таких граждан возросло до 20–22 процентов. То есть увеличилось в 10 раз. Это огромный рост. Причем должен отметить, что 2–3 процента в первые годы независимости — это еще завышенная цифра. На самом деле тогда вряд ли было больше 1 процента практикующих мусульман. То есть однозначно резко возросло число практикующих мусульман — истинно верующих. У нас 96 % мусульман, но из них 20–22 процента — это те, кто совершают намаз.

Из этого числа лишь 2–3 процента составляют радикально настроенные верующие. Это очень важный момент: не каждый верующий — радикал. Как раз таки наоборот, в большинстве своем они — просто верующие люди, которые особо не интересуются политическими процессами. С другой стороны, мы должны сегодня говорить о том, что в последнее время заметно возросло число радикально настроенных лиц. Другим важным отличием является то, что сейчас Ислам стал важнейшим фактором политической жизни.

Сегодня у нас появились исламские авторитеты. Раньше этого не было. Здесь необходима краткая ремарка — объясню, что это такое. За годы советской власти в Азербайджане, где большинство мусульман — шииты, не стало представителей «марджа ат­таклид» или «муджтахидов» — богословских авторитетов, обладающих наибольшими познаниями в области Ислама и имеющих право принимать самостоятельные решения или указы (араб. фетва) по религиозным вопросам. Высший слой муджтахидов составляют Великие аятоллы, аятоллы и худжат­уль­ислам­ва­ль­муслимин. Именно они венчают иерархическую лестницу шиитских служителей культа. За годы советской власти никого из них не осталось. Кто­то был расстрелян, другие умерли и т. д.

Долгое время у нас фетвы издавал шейх­уль­ислам или Духовное управление мусульман Кавказа (ДУМК). Однако по своему статусу ни шейх­уль­ислам, ни кто­то еще в ДУМК не имеют права издавать фетву. Ни он и никто другой из представителей ДУМК не имели юридически такого права ввиду отсутствия соответствующего статуса. Они не были представителями марджа ат­таклида. На это у нас долгое время никто не обращал внимания. Но за последние годы из проучившихся в Иране и вернувшихся в Азербайджан религиозных лиц уже четверо имеют такой статус. То есть они по статусу выше, чем шейх­уль­ислам и кто­то из ДУМК. Кстати, в настоящее время все четверо арестованы в связи с прошлогодними акциями Исламской партии. Все четверо. В своей книге я как раз даю информацию о них с фотографиями. То есть для верующих шиитов (у суннитов несколько иная структура) только эти четверо являются духовными лидерами, и по статусу они выше, чем официальный духовный лидер Азербайджана шейх­уль­ислам Аллахшукюр Пашазаде, у которого статус ниже, и которому самому требуется марджа ат­таклид, т. е. пример для подражания (в настоявшее время таким духовным лидером для шейх­уль­ислама является Великий аятолла Али ас­Систани). Это совершенно новый момент, который, конечно же, завтра также скажется.

Ясно одно, что если в 2004 году я только делал вывод, что Ислам будет развиваться по восходящей линии, то сегодня уже речь не идет о том, что Ислам будет развиваться. Речь идет о возможности преобразования этого движения наверх, в политическую сторону. То есть будет ли у нас в перспективе исламская революция? Возможен ли приход исламистов к власти в Азербайджане? Уже сейчас у нас этот вопрос стоит в такой плоскости. В своей новой работе я указываю, что вариант прихода исламистов к власти пока не совсем реален. В силу очень многих причин. В первую очередь потому, что в Азербайджане они разделены на три группировки — шиитские структуры, которые, в свою очередь, подразделены на несколько группировок, суннитские, где главными являются салафиты и нурчу. Нет у них сильного харизматического лидера, и пока число практикующих мусульман не столь велико. Лишь каждый пятый мусульманин в Азербайджане является практикующим. Но тенденции таковы, что в перспективе нам этого не избежать.

Другой вопрос, что нигде в чистом виде исламской революции не было. Даже в Иране, где, кстати говоря, вообще­то все начиналось как антишахская революция. И лишь потом эта революция стала исламской. А в начале она была антишахской, когда на борьбу с шахским правлением объединились многие: и социал­демократы, и либералы, и демократы, и националисты, и т. д. Но в результате решающую роль сыграли те, кто были связаны с религиозными структурами, и которые в силу своей организованности и сплоченности пришли к власти. Не говоря уже о том, что у них был харизматический лидер в лице Хомейни. Вот этот вариант в Азербайджане не является фантастическим. Он достаточно реалистичен.

 

— Революция в Иране произошла 30 лет назад. За эти десятилетия в Иране был получен какой­то опыт преобразования, который вполне могут использовать сегодня определенные силы. Существует ли опасность того, что в Азербайджане руководство страной будет осуществляться по теократическим (шариатским) канонам, как это происходит в Иране?

— Этот вариант сегодня мне не кажется очень уж реалистичным. То есть сегодня пока что, в отличие от Ирана, в азербайджанском обществе уровень восприятия Ислама как религии не столь высокий. Все­таки 70 лет советской власти и политики атеизма, наличия сильных связей с европейским сообществом, благодаря России или напрямую, привели к тому, что у нас процент населения, который не совсем желает этого варианта, достаточно высокий. И у нас скорее можно сегодня говорить о возможности возрастания роли Ислама по турецкой модели.

Другое дело, и я это в книге подчеркнул особо, что многое зависит от властей. Наши власти проводят политику принудительной радикализации. То есть часто своими необдуманными действиями, политикой неоправданных репрессий и насильственного принуждения верующих власти создают соответствующую почву для радикализации. Я изучил очень много судебных процессов с участием соблюдающих мусульман. Наши власти, особенно в провинциях Азербайджана, зачастую арестовывают не тех, кто является радикалами, а рядовых верующих, которых потом представляют общественности как «экстремистов» и «террористов». И достаточно, особенно в регионах страны, чтобы ты ходил в коротких брюках и имел бороду, и тебе запросто полицейский может сбрить бороду или подбросить в карман наркотик, а то и огнестрельное оружие. А это может привести только к одному — к увеличению числа радикалов. Вот эта политика репрессий со стороны властей Азербайджана приводит уже к тому, что даже далекие от политики люди начинают занимать достаточно радикальную позицию и на каком­то этапе, когда может произойти социальный взрыв, мусульмане могут сыграть значительную роль.

В перспективе в Азербайджане может быть и турецкая модель Ислама. Все­таки многие у нас в обществе, воспринимая себя как часть исламского мира, в то же время желают именно турецкой модели. Ведь турецкая модель Ислама — это либеральная форма, без жесткой политики шариатизации, и она многими приветствуется. И пока что мы в этом направлении идем. Но у нас есть еще и такой фактор, как принудительная радикализация, когда люди не хотят быть радикалами, а политика властей часто вынуждает становиться такими.

Но если политика властей будет оставаться прежней, если они кроме репрессий в своем арсенале больше ничего не будут иметь, то я не исключаю, что у нас на каком­то этапе станет возможным иранский вариант.

 

ИА REGNUM

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/expert/22359/">ISLAMRF.RU: Ариф Юнус: в перспективе Азербайджану не избежать исламской революции</a>