RSS | PDA | Архив   Среда 22 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Хабутдинов Айдар: Опрокинувшие авторитет ДУМ РТ, теперь возьмутся за ЦДУМ

12.10.2012 17:15

На нашем сайте мы неоднократно  писали о том, каким авторитетом  обладало ОМДС-ЦДУМ-ДУМЕС в разные периоды своего существования, какие ограничения  его затрагивали, каким  репрессиям подвергались его члены, и как оно шло на компромиссы с властями. 

 

Однако современный период развития ЦДУМ кажется останется классическим примером того, как оно поддалось  натиску исламофобов, которые используют ЦДУМ в качестве своего рупора. Судя по сайту islamio.ru, который превратился в площадку «защитников» ЦДУМ, в идеологи для Уфы рвется Р. Силантьев при помощи троицы из Р. Сулейманова, Г. Хизриевой (уже давно зачастившей в Уфу) и Я. Амелиной. Мусульмане уже дают такие комменты на islamio.ru: «Силантьев, вам надо срочно обратиться к врачу…. Ваш предварительный диагноз: фобии, галлюцинации, тяжкое депрессивное состояние, возможно, вызванное интоксикацией некачественным алкоголем» (см. комент. Врач, 11.10 12:27 к http://islamio.ru/news/society/ravil_gaynutdin_davayte_zhit_druzhno/#review_anchor).

 

Воистину с такими соратниками можно потерять авторитет, наработанный великими муфтиями и улемами-джадидами Галимджаном Баруди, Ризаэтдином Фахретдином и Габдуррахманом Расули. Впрочем, для  Р. Силантьева и Р. Сулейманова джадиды это ваххабиты. Для последнего «джадидизм вызвал у мусульманских народов всплеск национализма, идей превосходства одного народа над другим». Многие из джадидов «были не просто идейными пантюркистами и панисламистами, но и находились на содержании враждебных России держав». Эти программные тезисы для Р. Силантьева столь важны, что уже больше года (с 22 сентября 2011г.) они «открывают» раздел «Ислам» на его сайте  «Интерфакс-религия» (см. http://www.interfax-religion.ru/islam/). Не хочется ли руководству ЦДУМа вступиться за своих великих предшественников, именами которых они козыряют перед уммой и властями и навсегда закрыть двери для Р. Силантьева и К? 

 

Двум СС (Силантьеву и Сулейманову) хочется отработать в Уфе казанский вариант, когда они за год подорвали авторитет ДУМ РТ. Напомним, что своеобразной точкой истины стала передача ТНВ «Кара-каршы», показанная в конце сентября. Здесь И. Сирази и Р. Айсин задали вопрос о том, можно ли подчиняться ДУМ РТ, который связан с врагами религии Ислама, татар и Татарстана. На передаче присутствовали три представителя ДУМ РТ (имам-хатыбы трех мечетей Казани: «Апанаевской»-Н. Гарипов, «Булгар»-М. Сабиров, «Марджани»-И. Хаснов), и ни один не смог ничего возразить. Вот, то славное будущее, которое СС готовит ЦДУМу.

 

Кстати, противники Татарстана достигли своей цели и в борьбе против его светских властей (см. http://islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/24411/). Напомним,  рейтинг влияния президента Рустама Минниханова среди глав субъектов России за месяц упал с 2-й на 5-ю позицию. Так плоды информационной кампании СС против руководства Татарстана, только усилившейся в сентябре, получили результат. В рейтинге влияния глав субъектов РФ в сентябре 2012 г. президент Татарстана Рустам Минниханов опустился с 2-й (3-й в августе) на 5-ю позицию (см.http://www.ng.ru/regions/2012-10-10/6_rating.html). Поэтому властям в Уфе и руководству ЦДУМ  стоило бы подальше держаться от таких друзей, а то это опасно и для рейтинга и для репутации. 

 

Хочется напомнить слова покойного Валиуллы-хазрта Якупова из последней его концептуальной статьи «К вопросу лидерства в мусульманском сообществе (встречая 20-летие раскола ДУМЕС»), то есть ДУМЕС – название ЦДУМ в 1948-1992. (9.07.201. См http://muslem.ru/к-вопросу-лидерства-в-мусульманском-с/). Валиулла-хазрат указывает: «Формально у мусульманского духовенства был реальный шанс стать общепризнанным лидером мусульманского сообщества. В 1989–91 гг. авторитет духовенства был исключительно высок. Если бы официальное духовенство стало выдвигать адекватные идеи и возглавило бы дело возрождения, то лидерство сохранилось бы за ним… Иллюзия единоличного лидерства была, видимо, слишком соблазнительной, за что пришлось вскоре дорого заплатить — возникли кризисы раскола внутри духовенства, конца которым пока не видно». Поэтому СМР всегда придерживается позиции коллективного руководства, заложенной Указом о создании ОМДС Екатерины II (1788), Низам-намэ (Уставом ЦДУМ января 1918г.) и Уставом ЦДУМ, утвержденным НКВД РСФСР в 1923г.

 

Впрочем в Уфе сейчас практикуется иной пряник. В ЦДУМ целый ряд региональных муфтиятов (Самара, Ульяновск, Пенза) передается практически по наследству, только есть ли такая традиция у российских мусульман. Российские власти времен Империи категорически запрещали передавать муфтияты по наследству. Российские власти времен империи категорически запрещали передавать муфтияты по наследству.

 

 

Айдар Хабутдинов ,
доктор исторических наук

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/expert/24464/">ISLAMRF.RU: Хабутдинов Айдар: Опрокинувшие авторитет ДУМ РТ, теперь возьмутся за ЦДУМ </a>