RSS | PDA | Архив   Суббота 18 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Почему не удается создать на Ближнем Востоке зону, свободную от ядерного оружия

07.08.2013 16:24

Превратить Ближний Восток в зону мира, где не будет ядерного и ракетного оружия, - с такой инициативой впервые выступил Советский Союз еще в 1958 году. Первыми ее поддержали Иран и Египет, вслед за ними - ряд других арабских государств. Практические шаги по реализации этого предложения были предприняты в 1974 году, их результатом  стала Резолюция 3263 Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1974 года  - "Учреждение зоны, свободной от ядерного оружия (ЗСЯО), на Ближнем Востоке".

 

В 1995 году, на Международной конференции по продлению сроков действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), вновь прозвучал призыв принять участие в создании безъядерной зоны на Ближнем Востоке. Последовательными сторонниками создания этой ЗСЯО оставались Россия и Иран, которые 16 июля 1998 года даже выступили с совместным письменным заявлением по этому поводу. Однако сегодня можно констатировать, что у государств Ближнего Востока и членов Совета Безопасности ООН по-прежнему нет единых подходов к содержанию и механизмам достижения соглашения о создании на Ближнем Востоке ЗСЯО.

 

Главным "камнем преткновения" в создании ЗСЯО в регионе является особая позиция Израиля по этому вопросу, который, будучи членом МАГАТЭ, всячески уклоняется от присоединения к ДНЯО, игнорирует саму идею ЗСЯО. В Тель-Авиве подписана, но не ратифицирована Конвенция о физической защите ядерного материала, Израиль не является участником международных соглашений о контроле за ядерным экспортом. И хотя общеизвестно, что Израиль имеет на вооружении от 100 до 200 ядерных боезарядов и средства их доставки, Тель-Авив официально не подтверждает, но и не опровергает сведения о наличии в стране ядерного оружия. Эта позиция  внешне выглядит странной, учитывая, что сведения об израильской атомной бомбе стали достоянием гласности еще в 1986 году, когда их официально подтвердил сотрудник израильского ядерного центра Мордехай Вануну.

 

К месту вспомнить, что у истоков ядерной программы Израиля стояла Франция, затем в нее были вовлечены различные фирмы и предприятия США, Великобритании, ФРГ, ЮАР, Норвегии, Аргентины, других стран. Сотни израильских агентов по всему миру занимались приобретением технологий, документации, оборудования и ядерных материалов для ускоренного создания ядерного оружия и средств его доставки. Официально власти упомянутых выше стран стремились сохранить втайне свое участие в появлении ядерного оружия у Израиля, и большая часть атомных секретов  попадала в Тель-Авив по каналам спецслужб и частных посредников.

 

Вашингтон как главный патрон и спонсор израильской ядерной программы был прекрасно осведомлен о реальном положении дел. С молчаливого согласия Запада, а в некоторых случаях и при его прямой поддержке, Израиль уже к началу 70-х годов стал региональной ядерной державой. Сегодня высокий научно-технический потенциал Израиля позволяет ему продолжать НИОКР в направлении совершенствования конструкции ЯО, в частности, создания модификаций ядерных зарядов с повышенной радиацией и ускоренной  реакцией. Нельзя исключать интереса Тель-Авива к разработке термоядерного оружия.

 

Несмотря на то, что власти Тель-Авива своим ядерным арсеналом бросают вызов мировому сообществу,  США и страны ЕС не ставят вопрос в ООН о введении каких-либо ограничительных санкций в отношении Израиля. Здесь как раз и прослеживаются двойные стандарты в политике США и их союзников в отношении соблюдения ДНЯО. Оперируя недоказанными подозрениями в отношении военной составляющей ядерной программы Ирана, Вашингтон буквально продавил в Совете Безопасности ООН принятие четырех резолюций дискриминационного характера в отношении Тегерана, принял десятки односторонних ограничительных актов, добился вовлечения в эту вакханалию своих партнеров в ЕС. Одобрительно были восприняты на Западе и грубые израильские нарушения норм международного права в ходе его воздушных налетов на научно-исследовательский ядерный реактор в Ираке (1981 г.), на предполагаемый ядерный реактор в Сирии (2007 г.), акты убийств с помощью агентуры иранских ученых-ядерщиков, а также кибератаки на ядерные и другие объекты в Иране. Западу явно импонирует роль Израиля как жандарма-блюстителя ядерной чистоты в регионе.

 

Имея ядерное превосходство, Израиль затрудняет продвижение идеи о создании ЗСЯО на Ближнем Востоке. "Арабская весна" 2011 года и последовавшие за ней трагические события в ряде арабских стран надолго заморозили переговорный процесс по ядерной безопасности на Ближнем Востоке. В условиях продолжающихся насильственных смен правящих элит, гражданских войн и терактов продолжать консолидированные усилия по ЗСЯО в регионе становится все сложнее. Стоит суммарно вспомнить ситуацию в регионе:  продолжает бурлить "арабская улица", не завершились беспорядки и акции протеста в Тунисе, Египте, Ливии, неспокойно на палестинских территориях, продолжается кровавая бойня в Сирии, боевые действия уже распространяются  на Ливан, другие сопредельные государства, Ирак почти ежедневно подвергается новым масштабным терактам, нестабильна ситуация и в Алжире, Йемене, Иордании, монархиях Персидского залива. Очевидно, потребуется значительное время, чтобы на Арабском Востоке удалось достигнуть хотя бы относительной политической стабильности. Говорить же о скором урегулировании всех внутренних и региональных конфликтов региона  в обозримом будущем не приходится.

 

Есть еще и третий, не менее важный фактор, который самым негативным образом сказывается на попытках мирового сообщества инициировать в регионе создание ЗСЯО. Это - всячески раздуваемый Вашингтоном миф о военной составляющей иранской ядерной программы. В столицах арабских государств, в первую очередь, монархий Персидского залива, внимательно отслеживают все сведения о достижениях Ирана в области ядерных исследований. И хотя Иран, в отличие от Израиля, является последовательным участником ДНЯО, продолжает твердо заявлять о мирном характере своей ядерной программы, а МАГАТЭ не располагает данными о каких-либо серьезных попытках нарушения Тегераном своих международных обязательств, в Эр-Рияде и ряде других арабских столиц превалируют антииранские настроения. Похоже, Вашингтону удалось убедить в иранской ядерной угрозе уже не только своих партнеров по НАТО, членов Совета Безопасности ООН, но и большинство арабских лидеров.

 

Умело спекулируя на существующих в регионе противоречиях этно-конфессионального характера, раздувая мнимую угрозу шиитской экспансии  Тегерана в арабский мир ("шиитский полумесяц", "шиитская дуга" и т.п.), администрация США размахивает еще и жупелом иранской атомной бомбы. Ситуация очень схожа с былой иракской, когда поводом для вторжения в страну вооруженных сил США и их союзников были "неопровержимые" сведения ЦРУ о наличии у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения. И хотя арабские монархи пока прямо не заявляют о намерениях своих стран выйти из ДНЯО и приступить к созданию собственного ядерного оружия (это им вряд ли позволит сделать мировое израильское лобби), тем не менее ими уже сегодня выделяются сотни миллиардов нефтедолларов на милитаризацию своих стран, совместные с США и НАТО программы региональных ПВО и ПРО, строительство научно-исследовательских атомных реакторов и атомных электростанций.

 

Вашингтон заверяет арабских шейхов, что в случае опасности ядерного нападения извне, они могут рассчитывать на ракетно-ядерный потенциал США и поддержку со стороны группировок ВМС, ВВС, СВ НАТО в регионе. При раздувании мифа о ядерной угрозе Ирана Вашингтон всячески замалчивает и игнорирует тот факт, что руководство Ирана последовательно, начиная с победы исламской революции в начале 1979 года, проводит твердую линию на отказ от создания атомного и других видов оружия массового уничтожения. В январе 2013 года верховный лидер страны аятолла Али Хаменеи издал религиозное постановление - фетву- о запрете ядерного оружия, которая имеет силу указа президента и обязательна для исполнения всеми светскими и религиозными властями Ирана. Не случайно граждане Ирана уже в первом туре избрали своим новым президентом Хасана Роухани - опытного дипломата, экс-секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана и бывшего "ядерного" переговорщика. У него репутация представителя реформаторского блока иранского истеблишмента с весьма прагматичными, реалистичными политическими установками. Это можно воспринимать как сигнал о готовности Ирана к позитивным переменам в своей внешней политике, уважительному диалогу со всеми странами мира и более тесному сотрудничеству с МАГАТЭ. 

 

Конечно, приход лидера с умеренными взглядами не подразумевает резкого поворота Тегерана в отношениях с США и Израилем. Однако тон и накал взаимных обвинений и враждебной риторики на векторе Тегеран - Тель-Авив - Вашингтон может несколько снизиться. От нового президента ожидают активизации внешнеполитического курса ИРИ, в следствии чего должны смягчиться, а в перспективе и быть сняты наложенные извне ограничительные санкции. Иран, возможно опять поднимет в ООН вопрос о создании ЗСЯО на Ближнем Востоке, надеясь  на поддержку России и арабских государств.

 

По мере восстановления климата доверия между Ираном и Западом  Тель-Авиву, Вашингтону и их союзникам станет сложнее саботировать создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия. Всем очевидно, что регион - один из ключевых в системе международной безопасности. Здесь проживают сотни миллионов человек, имеются запасы углеводородов мирового значения, ускоренными темпами развивается экономика, торговля, инфраструктура, проходят стратегические морские, воздушные, сухопутные коммуникации, находятся бесценные памятники истории, архитектуры и мировой культуры, религиозные святыни трех основных конфессий и т.п. Любые новые войны и вооруженные конфликты в регионе могут лишь усугубить мировой финансово-экономический кризис, а применение в регионе ядерного или других видов оружия массового уничтожения может нанести непоправимый ущерб цивилизации.

 

Дальнейшее поощрение США ядерных амбиций Израиля и натравливание монархий Персидского залива на Иран и Сирию еще больше накаляют обстановку в регионе и без того охваченном нестабильностью.  Прочную коллективную систему региональной безопасности, основой которой могла бы стать Зона, свободная от ядерного и других видов массового уничтожения, можно создать только общими усилиями, при наличии доброй политической воли всех стран региона.

 

Станислав Иванов

Ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН и Института Востоковедения РАН, эксперт Научного совета при Совете безопасности РФ

 

InfoRos

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/expert/28638/">ISLAMRF.RU: Почему не удается создать на Ближнем Востоке зону, свободную от ядерного оружия</a>