RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Выступление Ф.Асадуллина на конференции «Ислам в России. Наука и образование»

21.11.2013 21:12

Выступление заместителя муфтия, ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН Фарида Асадуллина на конференции «Ислам в России. Наука и образование» 27-28 сентября в Санкт-Петербурге:

Одна из главных особенностей  ислама как мировой религии заключается в том, что наука и вера практически всегда  выступали и выступают как близкие по смыслу или даже  тождественные понятия. Насколько вера является функцией  знания, настолько  и знание является функцией веры. Стремление к знаниям – это фард ( обязанность) каждого верующего. Известный хадис гласит : «Ля дин лиман ля акля ляху», что, по сути, между верой и интеллектом ставит знак равенства. В самом Коране, который является «руководством  для имеющих разум», около 40 примеров апелляции к слову  « разум». Во многих аййатах Корана  мы слышим призывы  «увеличить багаж знаний» - «рабби зидни ильман» (20:114) или  приблизиться к  избранному кругу  «людей  знания» - «расихуна фи-ль-ильм» - (3:8).  Эти примеры подводят к выводу о том, что академическое  исламоведение  и богословская наука об исламе ( при всем том, что у них разные назначение и роль в общественном сознании) ,безусловно, генетически связаны друг с другом и , как показывает многовековой  опыт, всегда дополняли  и  тесно взаимодействовали. Разделяет их только одно: академическое исламоведение  как отрасль гуманитарного знания изучает   весь комплекс научных знаний, связанных с исламом – от астрономии до алхимии, от каллиграфии до  архитектуры и литературы,  а исламское богословие  в основном специально  исламскую теологию и связанную с ней догматику.

Насколько иврит является языком иудейской, а латынь языком католической традиции, настолько и арабский язык задает матрицу арабо-мусульманской духовности и культуры в целом. В современной России  очевидной тенденцией в духовной жизни страны становится заметное увеличение числа молодых мусульман, для которых арабский язык наряду с родным становится языком ежедневной коммуникации и знакомства  с богословским наследием прошлых веков. Изучение арабского языка и умение им свободно оперировать в мусульманской среде сегодня  также необходимо, как знание  таблицы умножения  для последующего  постижения основ высшей математики. Трудно представить, что сегодня во главе Православной академии  мог бы оказаться человек не способный читать специальную богословскую литературу на старославянском или греческом. Точно также во главе Академии Маймонида ученый не знающий иврит. Навыки управлять учебным процессом должны подкрепляться не только способностями администратора и общей исламской эрудицией ректора, а через профессионализм (языковой  в том числе)   и стремление соответствовать духу времени, в котором живет современное поколение мусульман. 20 лет назад можно было мириться с тем, что национальный язык и духовная литература на нем могли стать основой пополнения теологического багажа имамов, сегодня этого уже явно не достаточно. Сегодня для человека, который берет на себя роль руководителя крупного исламского учебного заведения  важно быть в курсе и свободно ориентироваться в тенденциях развития современной богословской мысли. Не для того, чтобы копировать арабский или индонезийский  опыт, а для  того, чтобы, отстаивая  достижения  отечественной богословской мысли,  синтезировать этот  ценный   опыт с  современными подходами исламской теологии или , при необходимости, оппонировать  тем улемам, которые ,приезжая в Россию,  навязывают свои оторванные от российской почвы подходы.  Поэтому знание арабского языка – это необходимое условие  руководства  любым учебным заведением, а также важное средство  вести дискуссии  с   использованием коранической аргументации с единоверцами из других стран, которые иногда, например, пытаются внедрить в сознание российских мусульман  псевдоноваторские идеи, например, создания в России «пятого мазхаба». Недопустимо, когда у  руководства исламским институтом  оказывается  не знаток современного исламского богословия, а специалист по научному атеизму и революционному движению в Татарии. Тем более, что в Татарстане сегодня нет дефицита в достаточно ярких и компетентных  людях, получивших образование в лучших исламских учебных заведениях арабо-мусульманского мира и одновременно знающих  традиции татарской богословской школы. 

Лучших предствителей мусульманской интеллигенции России  рубежа XIX – XX веков отличала  не только широкое образование – религиозное и светское, но и владение  несколькими восточными языками. Известные татарские  богословы и просветители Шигабутдин Марджани (1818-1889) и Ризаутдин  Фахретдин (1859 – 1936) наряду с родным языком  естественным образом использовали в своих сочинениях арабский и персидский  языки. Это была та необходимая норма, к которой надо стремиться и  которую надо сегодня активно возрождать.  Такое разносторонне образование способствовало  их тесному  общению с русской академической общественностью. Так, Ш. Марджани,  основоположник национальной истории татар, участвовал  в работе археологического  общества  в Казани в 1895 г. и выступал с докладом по материалам  своего труда «Мустафадуль- ахбар». Р. Фахретдин, как ученый- историк, плодотворно сотрудничал с академиками И.Ю Крачковским и А.Н. Самойловичем, известным историком М.Худяковым. В 1925 г здесь в Ленинграде он принимал участие  в торжественных мероприятиях, посвященных 200-летию Академии наук.  По широте  теологических знаний, глубине и разнообразию  интересов  в области культуры и истории ислама им (сюда можно еще причислить известного ученого- богослова Мусу Бигиева) в российской мусульманской умме в XIX - XX  вв. не было равных.

В этом ряду необходимо вспомнить нашего современника выдающегося исламоведа А.Б.Халидова ( 1929 – 2001), специалиста по арабским рукописям с мировым именем. Уникальный ученый арабист, ученик академика И.Ю. Крачковского, А.Б. Халидов сочетал интерес к исламским  древностям с  любовью к национальной  культуре. Выходец из татарской глубинки   он всегда живо интересовался тем, что происходит в жизни его соотечественников и, особенно,  в татарской ученой  среде. Остро критиковал ученых – начетчиков, которые без базовых  знаний в   арабо-мусульманской традиции,  опираясь исключительно на общегуманитарную подготовку,  берутся за «исламоведческие»  исследования. Переводчик Корана на татарский язык он соединил  академическое исламоведение с той высокой татарской богословской традицией, которая досталась от Марджани, Фахретдина и Бигиева. Неоспорима роль А.Б. Халидова и в возрождении  традиций  научной арабистики в Казани. Дело чести всех ученых востоковедов и мусульманской общественности Татарстана продолжить начатое им дело.

Говоря о современном положении обсуждаемой сегодня проблемы, надо отметить, что в Москве и Санкт-Петербурге  всегда  существовали научные школы востоковедов и арабистов. Это  благотворно влияло и влияет на взаимодействие  ученых с мусульманскими общинами и организациями. Это касается и дореволюционного времени и тем более близкого нам  постперестроечного. Так, например,   В 1991 г. был подписан Договор о  сотрудничестве  между Московским муфтиятом и ИВ РАН, который положил начало тесному сотрудничеству московских мусульман  с этим признанным в мире академическим востоковедным центром. Его инициаторами были муфтий Равиль Гайнутдин  и  нынешний директор Института Востоковедения  член- корр. РАН  Виталий Наумкин. Это сотрудничество продолжается и по сей день, польза от которого  для мусульман несомненна. В … 1995 г. по благословению муфтия Равиля Гайнутдина  открылось - Отделение исламоведения в Центре арабистики и исламоведения  при Институте стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ. Это своего рода вечерний университет, где для слушателей с октября по май ежедневно  такие известные  ученые- востоковеды, как академик А.Б. Куделин, чл.-корр. Д.В. Фролов, профессора М.С. Мейер, Г.Р. Аганина, Л.Р. Сюкияйнен, В.М. Пак и другие читают свои лекции по  арабскому языку, корановедению, введению в хадисоведение, сире Пророка, таджвиду,  исламской  юриспруденции.  Этот опыт  себя полностью оправдал и заслуживает самого серьезного изучения и внедрения в других регионах. В ИСАА по президентской программе в сер. 2000-х гг. проходили  полный курс обучения около двадцати молодых мусульман, четверо из них 2010 г. после защиты магистерских  работ  пришли в структуры  Духовного управления мусульман Европейской части России  и исламских СМИ. Их знания в арабском языке и научная квалификация  сегодня очень востребованы. Можно вспомнить  и  деятельность «Ассоциации ученых – исламоведов», которая действовала при Московском муфтияте на рубеже XX и XXI вв. и успела сделать немало для просвещения  российских мусульман.

В результате сотрудничества Совета муфтиев России с этими востоковедными центрами увидели свет десятки трудов по богословской проблематике – «Совершенство в коранических науках» ас-Суйути и Комментарий к Корану (тридцатый джуз) Д.В. Фролова, Истории пророков в Коране А.Р. Гайнутдиновой, Ибн Исхак – Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка. Великая битва при Бадре., под редакцией А.Б. Куделина и др. Можно назвать и другие работы российских ученых – востоковедов, которые могли бы быть полезны для  подготовки  нового поколения мусульманских религиозных деятелей – «Классический ислам» М.А. Родионова, «Коранические сказания» М.Б. Пиотровского, «Ислам как идеологическая система» С.М. Прозорова. Не потеряла своей актуальности Хрестоматия Гиргаса и Розена, на которой выросло не одно поколение российских ученых- арабистов. Разве не важно знать современному мусульманскому деятелю, что писали в своих трудах об исламе и исламской культуре академики И.Ю. Крачковский, В.В. Бартольд или профессор А.Б. Халидов, известный исследователь  арабской философии А.В. Сагадеев? Этот огромный ресурс знакомства  с  достижениями отечественной школы востоковедения и арабистики сегодня исламскими учебными заведениями страны  не использован даже на половину. Думаю, наша конференция должна обратить внимание  на преодоление этого  разрыва.

Деятельность Совета по исламскому образованию и Совета ректоров  исламских вузов, которая с 2005 г. поддерживалась со стороны государства и материально и организационно, нуждается в самом критическом осмыслении и, главное, нужных для самого мусульманского сообщества выводах. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что в стремлении перенять турецкий, индонезийский или арабский опыт, упущено то, что является нашим общенациональным интеллектуальным достоянием - достижения отечественной арабистики, которые при  ответственном и ,главное, профессиональном отношении руководства  названного Совета  можно было бы давно  препарировать  к нуждам исламского образования в России. Разговоры о том, что главные достижения не за горами, самокритичные признания его руководства о том, что до сих пор  не существует единый образовательный стандарт или нет концепции развития исламского образования, надо расценивать, прежде всего,  как признание собственного несоответствия тем полномочиям, которые были получены Советом по исламскому образованию со стороны государства  в 2005 г.

В завершениихотелось бы еще раз обратить внимание:

   - на важность  использования богатого опыта отечественного исламоведения и арабистики в  сфере подготовки исламских религиозных кадров и формирования  концепции  исламского духовного образования;

  -  назревшую необходимость  включения в научно- образовательные программы  мусульманских учебных заведений трудов  основоположников российской арабистической науки, шире использовать учебную литературу, применяемую  на Восточном  факультетах  Санкт- Петербургского и Московского университетов;

   - отсутствие  единого образовательного стандарта  и неясные сроки его появления  создает в мусульманском сообществе страны ситуацию  тревожной неопределенности, а также  возможности  в обозримом будущем  спонтанного развития   разных  по смыслу и направленности  региональных исламских  учебно- образовательных  систем;

   в  определении профессиональной квалификации и компетенции  преподавательского состава и  прежде всего руководства  исламскими учебными заведениями  обратить особое внимание  на важность знания арабского языка как языка Корана и исламской богословской традиции в целом.

27 сентября 2013 г., Санкт-Петербург

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/expert/30055/">ISLAMRF.RU: Выступление Ф.Асадуллина на конференции «Ислам в России. Наука и образование»</a>