Не пора ли и нам стать ханифами?
06.02.2015 18:07На мой взгляд, обращение муфтия шейха Равиля Гайнутдина по случаю Международного дня памяти жертв Холокоста можно назвать знаковым.
В последнее время стало всё более заметно, что реакция многих мусульманских деятелей, как в нашей стране, так и в мире на острые проблемы и события, носила своего рода «обобщённовялый характер» с формулировками типа «ислам и данное явление несовместимы», «мы за мир» и т.п. Обстоятельное, насыщенное отсылками к историческим фактам и первоисточникам, заявление шейха Гайнутдина, серьёзно ломает данный стереотип.
Второй момент. Понятно неприятие мусульманами воинствующего сионизма, жертвами которого стали и, к сожалению, становятся многие миллионы мусульман. Но и здесь часто в публичных декларациях некоторых мусульманских деятелей имеются перехлёсты (типа упомянутого в заявлении отрицания Холокоста), что дало основание говорить уже не об «антисионизме», а об «антисемитизме» мусульман. И данное заявление, пожалуй, первое в русскоязычном информационном пространстве, чётко обозначает позицию неприятия антисемитизма - в каких бы то ни было формах - со стороны российских мусульман, давая этой позиции чёткое философское и богословское обоснование.
И наиболее важным представляется обращение к «корню Ибрагима (Авраама)», как корню мощного дерева, на котором вполне себе мирно колышатся три ветви – иудаизма, христианства и ислама. Увы, но есть ощущение, что ныне последователи всех трёх религий изрядно подзабыли об этом «корне Ибрагима (мир ему)».
На моей памяти только лет семь назад на проходившей в Москве мусульманской конференции Верховный муфтий Сирии Ахмад Бадреддин Хассун с трибуны прямо заявил: «Вера у нас одна, но религий три». И если вдуматься, Пророк Мухаммад (мир ему), равно, как и Пророк Иса (мир ему) и Муса (мир ему), вовсе не были ниспосланы для того, чтобы основать новую религию, но чтобы вернуть человечество на путь Единобожия, с которого оно упорно сворачивает. И все известные отдельные религии – это уже плоды культурного исторического и ментального своеобразия отдельных народов, которые так и будут «этнографией», если в них нет зерна веры.
«Ибрагим не был ни иудеем, ни христианином. Он был ханифом (предавшимся воле Аллаха) и не был из числа многобожников» (Коран 3:67).
Не пора ли и нам стать ханифами в столь сложное время? И об этом тоже напоминает заявление муфтия шейха Равиля Гайнутдина.
Валерий Исмаил Емельянов
историк-религиовед, исполнительный директор Ассоциации международного сотрудничества "Время и мир", Москва
Ссылки по теме: