RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Уходили россияне на сирийско-иракскую войну?

18.08.2015 11:23

Позиции России на Ближнем Востоке сейчас сильны как никогда прежде за последнее время, об этом открыто пишут и отечественные, и западные, и арабские наблюдатели. Уровень наших отношений со всеми ключевыми игроками в регионе находится на беспрецедентной высоте, причем зачастую одновременно с теми, кто имеет между собой серьезные противоречия – с Саудовской Аравией и Ираном, Турцией и Египтом, Сирией, Ираком и Кувейтом. Недавно в ШОС вступили Пакистан и Индия, с общим 400-миллионным мусульманским населением.

 

Успехи на этом направлении в нынешней ситуации – это настоящий прорыв. Начинается новый этап давления на нашу страну: после обнародования антироссийского доклада по прошлогоднему крушению малазийского «Боинга» над Донбассом грозят созданием международного трибунала (даже несмотря на вето в ООН), подрывается нефтяной рынок, вводятся все новые санкции, арестовывается имущество РФ по «делу ЮКОСА», накаляется ситуация на Украине и в Приднестровье... Фактически единственной «дыркой» в антироссийском кольце, тщательно выстраиваемым Вашингтоном и Брюсселем, стал Исламский мир.   

Своим огромным геополитическим и дипломатическим капиталом мы должны разумно и эффективно распорядиться, не растеряв его в напрасных авантюрах.

Исламский мир в гости к нам

Последние две недели были отмечены молниеносной активностью в сфере отношений РФ с мусульманскими странами. Прежде всего, большое внимание у всех без исключения региональных центров силы вызвал предложенный Владимиром Путиным план по противодействию ДАИШ. Его суть сводиться к тому, что заинтересованные стороны должны оказать поддержку курдскому ополчению, а также правительственным армиям Ирака и Сирии. 

Не остался не замеченным визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Египет, который в глазах лидеров региона вновь подтвердил курс высшего руководства России на стратегическое сближение с мусульманским миром. Путин выдвинул эту инициативу еще в 2003 г., заявив о желании Москвы стать наблюдателем в Организации исламской солидарности и назвав Россию «и мусульманской страной». 

В интервью египетской газете «Аль-Ахрам» накануне своего визита в АРЕ по случаю модернизации Суэцкого канала Д. Медведев подчеркнул, что Москва настроена на активизацию отношений с арабским миром. «Россия – одна из немногих держав, которая никогда не преследовала колониальных интересов в арабском регионе», – сказал он и добавил, что в отношениях с арабскими странами Москва руководствуется «не сиюминутными интересами, а стратегическим, партнерским подходом». 

«Только так можно положить конец терзающим Ближний Восток конфликтам, дать его народам возможность строить благополучное и стабильное будущее. Наша страна будет прилагать для этого все усилия», – подчеркнул Медведев.

С другой стороны, буквально на днях Москву посетил глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр. Его приезд предваряет исторический визит нового короля Салмана бин Абдуль-Азиза в Россию, информация о котором уже получила официальное подтверждение. 

В ходе переговоров с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым Аль-Джубейром была отмечена высокая динамика российско-саудовских контактов и их значительный потенциал. Помимо торговли и закупок вооружения, наши страны сближают опасения относительно ситуации на нефтяном рынке и недовольство грубой внешней политикой США.

Сегодня, через 90 лет, в наших отношениях снова наблюдается прорыв. В свое время именно СССР первым из неарабских стран признал саудовское государство, тем самым легитимизировав и институализировав «ваххабитское» королевство в международном пространстве. 

Отдельной строкой следует оговорить информацию некоторых СМИ о визите в Москву командующего спецподразделения «Аль-Кудс» в составе Корпуса стражей исламской революции генерала-майора Касема Сулеймани. Этот иранский военный деятель является одной из самых влиятельных фигур на всем Ближнем Востоке. Возглавляемая им структура предназначена для реализации военных, тайных и самых сложных операций за пределами Ирана. Считается, что он пользуется огромным доверием духовного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи. 

Кремль опроверг информацию о визите Сулеймани в Москву, и тем более о его встрече с Путиным и Сергеем Шойгу, главой Минобороны. Однако растиражированные западными телеканалами сообщения о возможном посещении иранским генералом российской столицы вызвали бурное обсуждение по всему миру. И не только потому, что Сулеймани официально находиться под санкциями ООН, запрещающими ему выезд за границу…   
  

1:0 в пользу Путина

Сегодня объективно сложилась ситуация, когда Москва нужна всем игрокам на запутанной и многоуровневой ближневосточной шахматной доске. Благодаря грамотной политике, в нашу сторону смотрят даже такие проверенные многими десятилетиями партнеры США, как Эр-Рияд и Каир. 

Очевидно, что в этом тайме Путин переигрывает Барака Обаму, который откровенно запутался в своих многоходовках. Порой складывается впечатление, что в стремлении обвести вокруг пальца весь мир американский президент обманул и самого себя. 

Его бросает из стороны в сторону – от поддержки радикальной сирийской оппозиции (а значит, как минимум, косвенно и ДАИШ) до Ирана. На фоне таких шараханий принципиальность Москвы вызывает интерес и способствует росту ее авторитета как надежного партнера, ответственной державы и объективного, рассудительного, настроенного на стабильность и созидание арбитра. 

Зачем мог приезжать Сулеймани?

Даже если генерал Сулеймани, этот куратор всех «сцепов» и «отпускников», реализующих деликатные задачи иранской внешней политики, и не приезжал на самом деле в Москву, активность ближневосточных центров силы в российском направлении свидетельствует о чем-то совершенно неординарном. Речь может идти даже не о каких-то закрытых схемах урегулирования в Сирии, а о том, чтобы РФ в той или иной форме прямо включалась в военную операцию против ДАИШ.

В свое время Владимир Путин громко заявил, что наша страна всегда была и остается опорой и защитником Исламского мира. Не исключено, что какие-то ближневосточные политтехнологи, за которыми вполне могут стоять и наши «заклятые друзья» с Запада, опираясь на правильные слова президента, вбрасывают в политическое пространство и в коридоры власти проект «нового Салахутдина». Т.е. России и нашему национальному лидеру предлагается почетная, если не сказать мессианская, роль спасителя, обновителя и избавителя Большого Ближнего Востока от смут, внешней агрессии и отсталости.

Как это обычно бывает, такие идеи могли встретить понимание и кого-то в России. Во-первых, прозападное лобби т.н. «системных либералов» видит одним из средств восстановления испорченных до нельзя отношений с Западом наше прямое участие в совместной войне с ДАИШ. Во-вторых, для кого-то в военных кругах и специальных службах заманчива идея «дальнего похода» и «маленькой победоносной войны», которая, как кажется, сулит большие бонусы самого разного характера.

Речь, конечно, не о регулярных частях Минобороны, а о некоей «частной армии» из «отпускников», ветеранов горячих точек, солдат удачи, отставных «спецов» и прочих неинституализированных военных профессионалов. Опыт последнего года показывает, что они могут быть эффективны и полезны в решении самых неожиданных задач даже далеко за пределами Родины. 

Те же американцы давно воюют и пытаются достигать своих целей таким образом по всему миру.  Это очень удобно, плюс позволяет свести риски и ответственность официальных должностных лиц к минимуму. 

Более того, для кого-то отправка российской «Black Water» в зыбучие пески Сирии и Ирака – это шанс ослабить или даже избавиться от неугодных конкурентов и оппонентов, прежде всего, из числа крупных северокавказских фигур, которые постоянно публично заявляют о готовности защищать интересы России в любой точке мира.  

Опасная авантюра

Мне представляется совершенно очевидным, что «заграничный поход» против ДАИШ – не просто вреден, но крайне опасен и не соответствует интересам нашей национальной безопасности и геополитики. 

Во-первых, втягивание в качестве одной из сторон в запутанный клубок не одного (как на Донбассе), а сразу нескольких конфликтов, совершенно губительно. Кризис на и вокруг Украины далек от разрешения. Вслед за образованием «Крыма» и прочих подразделений из представителей народов, традиционно исповедующих Ислам, в военных соединениях, воющих на стороне Киеве, пошли разговоры о создании целых т.н. «мусульманских батальонов».

Да и ситуация на Ближнем Востоке характеризуется такой крайней нестабильностью, что никакие риски просчитать невозможно, не говоря уже о достижениях. Фактически, мы имеем войну всех со всеми. Чуть ли не ежедневно возникают и распадаются самые причудливые тактические союзы. Иными словами, рассчитывать на кого-то всерьез не придется. 

Даже эффективность взаимодействия «частных военных россиян» с иранцами и курдами непосредственно на месте под большим вопросом – Тегеран ведь, как и Турция, не заинтересован в укреплении последних. Его не устраивает идея создания независимого курдского государства (в Иране 5-8 млн. курдов). Кроме того, как отмечают многие специалисты, сейчас одним из главных союзников и спонсоров курдского сепаратизма сразу в нескольких странах региона является даже не США, а Израиль.

С другой стороны, всем неангажированным экспертам ясно, что основной причиной быстрого укрепления ДАИШ стало недовольство суннитского населения Ирака положением, в котором оно оказалось после свержения Саддама Хусейна и укрепления центрального правительства, состоящего в основном из шиитов. Причины «суннитского восстания» косвенно признаны США и арабскими странами.     

Резкий всплеск активности ДАИШ в Ираке произошел на волне т.н. «суннитского восстания». Многие специалисты и политики, в том числе бывший вице-президент Ирака Тарик аль-Хашими, винят в произошедшем бывшего премьера Нури аль-Малики. По его словам, в последнее время сунниты были окончательно вытеснены из органов власти и превратились в угнетаемое второсортное меньшинство. Волнения и восстания происходили регулярно (Анбар, Фаллуджа, Хавидж) все годы после свержения Саддама. Они жестоко подавлялись. Хашими, сам приговоренный Малики к смертной казни и бежавший из страны, приводит цифру в 1,6 млн. пострадавших суннитов.

ДАИШ сумел оседлать волну протеста, став стержнем восстания. Как пишут в СМИ, в одном фронте с боевиками этой организации выступают самые разные силы, в том числе видные саддамовцы-баасисты, суннитские племенные ополчения и даже суфии из «Армии Накшбанди». Все они недовольны правительством в Багдаде. 

Так что вовлечение Москвы в эту крайне сложную ситуацию только навлечет в наш адрес гнев миллионов людей сразу нескольких стран, дав аргументы политическим и околорелигиозным спекулянтам, твердящим о «союзе коммунистической России с шиитами против суннитов».   

Во-вторых, участвуя по полной в ближневосточной смуте мы рискуем вновь вернуться в «террористические нулевые», когда взрывали дома, метро, самолеты и поезда. Потом чревато осложнениями и возвращение военных с фронта. «Чечено-афганский синдром», о котором только забыли, вновь быстро напомнит о себе.    

Кто за мир в Ираке?

В интересах России для стабилизации ситуации и противодействия ДАИШ необходимо способствовать расширению представительства суннитов и всех других меньшинств, в том числе христиан, в органах власти Ирака, включая силовые; содействовать прекращению дискриминации суннитской общины и однозначно поддерживать единство иракского государства через реальный диалог всех общин и сил. Иного пути нет. 

Без решения проблемы суннитской общины Ирака ДАИШ не исчезнет. Военные методы, вооружение курдов, бомбардировки и даже отправка российской «частной армии» сами по себе, без политического подкрепления, могут только усугубить конфликт. Новый виток напряженности на наших южных рубежах, создающий опасные иллюзии и соблазны у соседей, нам со всем ни к чему. 

Странным образом американцы, которые сегодня сами себя выдвинули в первые ряды «борцов с ДАИШ», совсем не спешат заниматься ключевыми вопросами, порождающими насилие. Наоборот.

Весьма примечательно в этой связи заявление на слушаниях в Конгрессе кандидата на пост главы Комитета начальника штабов Вооруженных сил США генерала Джозефа Данфорда. На месте Ирака он видит два новых государства: шиитское и курдское, суннитское же генерал назвал «нежизнеспособным» и «бесперспективным». 

Возникает подозрение, что на Западе под видом «борьбы с ДАИШ» и разговорами о мире и диалоге вообще зреет план избавиться от иракских суннитов в той или иной форме как от крайне сложно встраиваемого элемента иракской мозаики. Как минимум, их интересы там учитывать не собираются.     

Наша сила – наш опыт

В складывающейся ситуации России в целом на Ближнем Востоке необходимо выдерживать баланс в отношениях со всеми ведущими игроками. В этом сила нашей позиции. Нельзя позволять себе авантюрных, непродуманных решений, нельзя, чтобы нас «заносило», как американцев.

У США нет собственной глубокой мусульманской традиции, укорененного мусульманского населения, фундаментальной школы исламоведения со своей методологией. Эта молодое государство, которое, как подросток, считает, что всех умнее и в праве учить старших и более опытных. 

Думаю, президент Путин хорошо понимает суть происходящего. Поэтому его план борьбы с ДАИШ, предложенный лидерам региона и мира, говорит о всяческой помощи и поддержке, но не об участии Москвы в войне и в непонятных западных коалициях. Никто не решит проблем Ближнего Востока, кроме его жителей. 

Наша сила в опоре на наши традиции, дипломатию, опыт поколений. Мусульмане России, как патриоты своей страны, готовы активно работать над продвижением ее интересов за рубежом. Духовное управление мусульман РФ, несмотря ни на какие сложности, вносит и будет вносить огромный вклад в развитие отношений своей страны с Исламским миром. 

Мы исходим из того, что это - обязанность, продиктованная принципами нашей религии, т.к. стратегический диалог сторон – это залог мира, стабильности и процветания на всем евразийском пространстве. Надеемся, что открытие нового здания Московской Соборной мечети, намеченное на 23 сентября с.г., которое соберет многих видных политиков, религиозных  и общественных деятелей из России, СНГ и мусульманских стран, станет важной вехой на этом пути. 



Дамир-хазрат Мухетдинов, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, ответственный секретарь Международного мусульманского форума
Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/expert/37411/">ISLAMRF.RU: Уходили россияне на сирийско-иракскую войну?</a>