RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Суфизм в XXI веке. Путь к созиданию

28.03.2016 11:35

С 17-20 марта в Нью-Дели, Индия, прошел первый Всемирный форум суфиев. Тема этого интереснейшего события, в котором мне посчастливилось принять участие, - "Суфизм в XXI веке: поиск решения глобального кризиса".

 

Организатором мероприятия является ассоциация улемов и шейхов Индии. На торжественной церемонии открытия присутствовало около 600 человек. Приветствовал участников форума Премьер-министр Индии Норендра Моди. Его выступление длилось 35 минут. Политик цитировал таких великих суфиев, как Руми, Саади и др. Было видно, что для него, для индуиста, это не пустые слова.

 

Высоким гостем мероприятия был Верховный муфтий Египта Шавки Ибрахим Аллям. Правда, в докладе он был крайне осторожен, не упомянув ни разу слово "суфизм". Он выступал больше как чиновник от Ислама, а не верховный муфтий крупнейшей арабской страны, родины Аль-Азара. Участники форума явно хотели услышать от него именно богословские размышления на острую для современной уммы тему, а не общие слова.
Также присутствовали известные представители суфизма, такие как глава организации мусульманских улемов и шейхов Индии - Мухаммад Ашраф (Индия), экс-министр по делам религии Пакистана шейх Хамид Саид Казми, шейх Мухаммад Яхья аль-Нинови (Атланта, США), шейх Афифуддин аль-Джейляни (Сингапур), Шейх Хашимуддин аль-Джейляни (Ирак), шейх Фейсаль Хамид Абдуль-Раззак (Канада), шейх Калимулла Чишти (Бангладеш), шейх Кабир Хельмински (США), Арфа Джаляби (Канада). Кроме того, посетили собрание многочисленные участники из Турции, Казахстана, Китая, Великобритании, ЮАР и Малайзии.

 

Место проведения первого глобального суфийского форума, думаю, не случайно и крайне интересно. Учитывая, что это Индия, могут звучать предположения о руке Лондона, который хочет использовать суфизм в интересах своей внешней политики.

 

Но, думаю, что все прозаичнее и, на самом деле, куда более интригующе, чем лежащая на поверхности конспирология. Индийская община мусульман - самая большая в мире. Это страна с глубочайшей исламской, особенно суфийской, традицией и историей. Сегодня эта крупнейшая на планете демократия, быстро развивающаяся экономика и региональная держава с серьезными амбициями. Индия - наш партнер и локомотив БРИКС.

 

Нью-Дели ищет свой формат отношений с мусульманским миром. До сих пор Индия, в отличие от России, даже не наблюдатель в Организации исламского сотрудничества.
Суфизм, как ни что другое, для Нью-Дели является тем, что помогает наладить стратегический диалог с исламским миром. Это то, что сближает обе стороны.

 

Свое выступление на форуме я посвятил месту и роли тасаввуфа в исламской традиции, в частности его значению в профилактики радикализации уммы и сектантства. Доклад произвел большое впечатление на присутствующих, впоследствии многие подходили, чтобы выразить свою благодарность за выступление. Особенно отмечали, что вопросы, касающиеся радикализма и экстремизма, были затронуты в крайне актуальном ключе.

 

ИншаЛлах, доклад будет опубликован сразу в нескольких религиозных изданиях разных стран.
На полях форума было проведено несколько важных встреч. В частности, с экс-министром по делам религии Пакистана Сеидом Хамид Саид Казми. Получилось поговорить с шейхом Сеидом Мехди Мияном, представителем суфийского тариката Чишти, одним из руководителей Совета улемов и шейхов Индии.

 

Встретился и с Хашимуддином аль-Гейляни, всемирно известным теоретиком суфизма, шейхом тариката Кадирия. Он много путешествует по таким странам, как Индия, Пакистан, Индонезия, ЮАР, Малайзия, Шри-Ланка. Часто бывает в Европе. У него имеется огромное количество приверженцев по всему миру.
Шейх интересовался положением мусульман в России, как сильно распространены идеи суфизма и каково количество последователей.

 

Большой интерес вызвала церемония открытия Московской Соборной мечети, особенно участие в ней главы государства Владимира Владимировича Путина.


Всех гостей форума я ознакомил с деятельностью ДУМРФ и ММФ. Со многими достигнута договоренность о дальнейшем сотрудничестве.


Многими участниками мероприятия отмечалось то, что идейный и духовный кризис исламского мира сопровождается кризисом суфизма. Великая традиция, которая на протяжении столетий доминировала в мусульманских обществах от Тихого до Атлантического океана, была основой духовной и социальной жизни, сегодня оказалась в позиции оправдывающегося.

 

Массам, особенно мало просвещенной молодежи, трудно оценить всю невероятную глубину и богатство мусульманской культуры и истории. Ярким свидетельством тому могут служить стойкие и необоснованные предубеждения современных молодых людей относительно богатейшего суфийского наследия.
Зачастую на основе нескольких фактов, касающихся одного-двух человек, или узкой группы, делаются выводы обо всей ситуации, движении или проблеме. Это крайне вредно и недопустимо. В принципе, это именно то, чего мусульмане требуют от немусульманского мира по отношению к себе. «Не следует делать выводы обо всем Исламе из поступков узкой группы экстремистов» - вот требование, которое предъявляют мусульмане ко всему миру. Однако внутри себя сами же идут по пути ошибок и ложных обобщений.

 

Нашей молодежи катастрофически не хватает глубоких и цельных знаний своей религии и собственной истории. Уровень их знаний об истории собственных же народов непозволительно низок, кругозор узок, а желание постичь истинное положение дел ограничено предубеждениями.
Им необходимо заново открыть собственную историю, культуру и то невероятное влияние тарикатов на исламское наследие, которое они оказывали на протяжении столетий. Молодежь должна открыть для себя суфизм, который в сложных кризисных ситуациях, например в Средние века, в момент страшного кризиса мусульманской цивилизации, когда с Востока шли полчища язычников-монголов, а с Запада орды крестоносцев, был совестью уммы.

 

Суфизм, который боролся с непозволительной роскошью, увлечением мирским, коррупцией, произволом, клановостью, неподобающими нововведениями политиков в религию и социальную практику. Наша задача состоит в том, чтобы открыть нашей молодежи глаза на верность суфиев пути и примеру жизни Пророка (мир ему), их приверженность идеалам справедливости, на их презрение к ленности, праздности, пассивности и инертности. Невероятно высокая социальная активность суфиев на протяжении исламской истории позволяла им выступать в роли борцов с общественными пороками. И это хорошо известно по научной исторической литературе.

 

Их роль в распространении Ислама невозможно переоценить. К примеру, во многие регионы мира, в том числе в России, наша религия пришла прежде всего именно в виде суфизма. Великие суфии сыграли важнейшую роль в укреплении Ислама на Кавказе, например еще в XIX веке. Имена Шамиля и Кунта-хаджи (да будет с ними милость Аллаха) стали легендарными.

 


Как пишут специалисты, высокое почитание суфиями труда и средств, заработанных собственными руками, заставляли приверженцев тариката развивать ремесла, земледелие и науки. Строгие требования, предъявляемые суфиями к уровню образованности и эрудированности, приводили к широкому распространению грамотности и знаний. Их приверженность Корану и примеру Пророка (мир ему), кристальная честность, скромность, непритязательность, предпочтение другого самому себе, вкупе с высокой социальной ответственностью и активностью делала их тем самым здоровым началом уммы, которое уберегало ее от смуты, в том числе болезней радикализма, на протяжении столетий.

 


Улемы, шейхи и специалисты по истории исламской цивилизации, специалисты по общественным наукам должны четко и обоснованно показать верующим вклад суфизма, его, без преувеличения, центральную роль на протяжении многих веков в жизни и развитии народов пространства Ислама. Речь идет не только о чисто религиозном аспекте, но и о социальном, в том числе в наши дни.

 


Именно с уходом суфизма в тень мы столкнулись с "джихадизмом" и прочими "измами". Не зря тот же ДАИШ и другие террористы открыто объявляют суфизм одним из своих главнейших врагов.

 


Именно благодаря мощным позициям суфизма в некоторых странах удается уйти от разного рода крайностей, стабилизировать общество и государство, избежать тех потрясений, которые сейчас переживают их соседи. Суфизм там очень серьезно способствует выработке решения ключевой проблемы большинства мусульманских стран – роли религии в общественно-политической жизни.

 


Тарикаты занимают важнейшее место в жизни многих мусульманских народов. Часто они помогают верующим найти себя в современном мире, адаптироваться в непростых условиях.

 

В целом, форум в Нью-Дели был крайне важен и своевременен. Он положил начало глобальной координации в деле оживления потенциала суфизма для оздоровления уммы и созидания во имя мира и блага всего человечества. В том числе это актуально и для России.

 


Сегодня влияние суфизма усиливается в северокавказских регионах, есть тенденции к этому в Урало-Поволжье. Нам очень важно изучить то, что оказывало реальное позитивное воздействие на религиозную и общественную жизнь в тех регионах, где суфийская традиция не прерывалась в XX веке.

 


Иначе, возрождая суфизм у нас, мы рискуем повторить те ошибки, которые были в царский период. Критика тогда раздавалась со стороны таких гигантов, как Марджани, Курсави, Фаизханов, Бигиев, Фахретдин.
Знания о том, что правоверный суфизм, суфизм Корана и Сунны, как его называют ученые, отделяя от псевдосуфизма нововведений и заблуждений - это и есть ильм уль-ихсан (наука и практика искреннего благочестия), должны быть донесены в адекватной форме до каждого мусульманина.

 


Молим Аллаха, чтоб в скором будущем серьезный международный форум по вопросам суфизма собрался в Москве.

 

Дамир Мухетдинов,

Ответственный секретарь Международного мусульманского форума, первый зампред ДУМ РФ

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/expert/39114/">ISLAMRF.RU: Суфизм в XXI веке. Путь к созиданию</a>