RSS | PDA | Архив   Суббота 18 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Как награждать мусульман государственными орденами?

03.09.2008 19:21

Вчера в российских СМИ появилась информация о том, что петербуржские мусульмане выдвинули инициативу создания специальных наград для мусульман, названных «георгиевскими полумесяцами». С вопросом о том, как относиться к этому предложению, портал IslamRF.Ru обратился к экспертам.

Айдар Хабутдинов, 
профессор, доктор исторических наук:

Исторически десятки тысяч мусульман в российской армии во времена империи были удостоены георгиевских крестов. Однако мусульманам кресты выдавали без изображения Георгия Победоносца. Ни один из мусульман, включая представителей знатнейших родов, не отказывался от такой награды, поскольку они являлись символами заслуг мусульман перед Отечеством. В настоящее время в российской печати подчеркивается награждение мусульман орденами, в том числе и Георгиевскими крестами. В последний раз это касалось дней грузино-осетинского конфликта в минувшем августе.

 

Дамир хазрат Мухетдинов
кандидат политических наук


Действительно в СМИ прошла такая информация. Это вопрос деликатный поэтому к нему надо подходить серьезно. Прежде всего, я не уверен в том, что кто-то из петербургских мусульманских лидеров, а тем более иностранного происхождения мог выступить настолько некорректно. Как говорил по сходному поводу экс-премьер-министр М.Примаков в отношении светских журналистов «они там понаписывают…». Зная то, как плохо разбирается светская журналистика в религиозных сюжетах и личностях мусульманских ньюс-мейкеров, я не склонен преувеличивать значимость этой «новости». К тому же подобного рода вещи муссировались и раньше, и тогда тоже было не совсем ясно, с какими целями это делалось. 

Известно, что героев, павших за правое дело, за свою страну в России не делят на православных, иудеев, мусульман, буддистов, католиков и др. И это правильно, поскольку конституцией страны прописан ее светский характер. 

Мы живем в светском многоконфессиональном государстве, в котором уважаются все религии, исповедуемые его гражданами традиционно, а награды за воинскую доблесть дают общие. Чувствовать себя оскорбленным по этому поводу, мягко говоря, неуместно и проявление озабоченности тем, что наличие таких наград нарушает принцип свободы совести мусульман в этом случае является излишней. 

В Питере живет немало мусульман со всего мира, а сам город так назван в честь святого Петра, апостола Иисуса Христа (а.с.). И это обстоятельство не помешало им там поселиться. Тем более, что в Коране говорится, что Аллах дал Иисусу (а.с.) учеников, которые правильно поняли его миссию.

До революции 1917 года в Российской империи существовали вторые равноценные варианты государственных наград, содержавшие в первом варианте православно-христианскую символику, не соответствующую исламскому вероучению. Но к таковой относились изображения распятого Иисуса, мир ему, ибо таковой факт отрицается в Коране, а также образы других людей, содержавшие подчеркнутую конфессиональную окраску (например, иконы). Насколько мне помнится из курса истории мусульман ими не награждали, а Георгиевскими крестами российские мусульмане-генералы гордились и не стесняясь носили их на своих мундирах.

Крест как раз не относился к символам, осуждаемым исламом, ибо сам по себе крест, как и ромб, квадрат, круг, треугольник и т.д. не содержит ничего противного исламскому миропониманию. И в орнаментах росписей плафонов и стен мечетей можно встретить крестообразные розетки. Сакральным символом крест становится только тогда, когда на нем есть изображение распятого человека, и при этом как-то указано, что это Иисус (Иешуа, Иса) Христос, сын Марьям (мир им обоим). Без такового изображения крест, тем более, даже отдаленно не напоминающий римские кресты, на которых распинали казнимых людей, никогда мусульманами в России не отвергался. Поэтому если уж и рассуждать о втором варианте ордена, то менять следовало бы не абстрактный крест, а человеческое изображение.

Думаю, момент для запуска подобной журналистской «утки»выбран самый неподходящий, что может навести сомнения о подлинных целях авторов затеи. В Южной Осетии, где проявили свой героизм российские воины самых разных национальностей и вер, все были едины в своем желании исполнить воинский долг и защитить мирное население. А сегодня в Южную Осетию собирается делегация североосетинских мусульман. 

За пять дней войны с агрессором воевали и русские, и татары, и осетины, и чеченцы и люди других национальностей и вероисповеданий. И когда после блестяще проведенной военной операции Президент наградил особо отличившихся историческим российским орденом, на котором абстрактно изображен легендарный воин-единобожник докоранической эпохи, то лучше было бы их просто всех поздравить и всем пожелать заслужить милость Всевышнего в этой и будущей жизнях! 

Разделять же героев по вере и говорить о «георгиевском полумесяце» для мусульман неуместно и абсурдно. 


Дамир Хайретдинов,
этнолог, кандидат исторических наук

Если рассматривать данную проблему с глобальной точки зрения, то очевидно, что на сегодняшний день этот вопрос не актуален: так же, как в свое время было не актуальным поднимать вопрос о российском гербе. Информационный всплеск на эту тему не отвечает интересам ни мусульман, ни православных, так как в очередной раз лишь провоцирует расшатывание межконфессионального мира в России. В то же время стоит отметить, что нарочито выделяемое награждение мусульман орденами с крестами, вне зависимости от того, православные это кресты или какие-нибудь иные, также не отвечает интересам нашего государства, поскольку вызывает в исламском мире, у представителей мусульманских общин из «дальнего зарубежья» множество вопросов. В ответ на эти недоуменные вопросы СМИ провоцируют различные инсинуации, что, в принципе, и произошло на этот раз.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/expert/4353/">ISLAMRF.RU: Как награждать мусульман государственными орденами?</a>