RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Эх, Рома, Рома…

20.11.2008 18:01

Интервью Р.А.Силантьева, опубликованное на нашем портале, вызвало поток эмоций и даже критики со стороны читателей, причем не всегда лицеприятной.

И поскольку основным принципом редакции сайта «Ислам в Российской Федерации» является предоставление возможности высказаться самому широкому кругу экспертов и аналитиков, мы попытались уточнить о сути критических замечаний в адрес этого материала. Слово эксперту Федерации мигрантов России Д.В.Макарову.

- Уважаемый Дмитрий Витальевич, хотелось бы услышать от Вас компетентные, объективные оценки слов Р.А.Силантьева, высказанных им в этом интервью.


- Р.Силантьев в интервью показывает или свое полное незнание традиций Ислама в дореволюционной России, и/или их полное игнорирование. Так, он говорит о якобы «периферийности» ученой традиции мусульман царской России. Странно и необычно слышать эти слова от человека, позиционирующего себя в качестве исламоведа. Для г-на Силантьева куда-то в бесследном направлении исчезли многие видные российские исламские ученые. Тем более странно слышать это, зная о работе медиа-холдинга Издательского дома «Медина», который чрезвычайно много сделал для популяризации идей этих ученых.

Фигура видного российского мусульманского ученого Шигабуддина Марджани, который весьма широко известен, причем не только среди мусульман всего мира, но и в Европе, является наглядным опровержением «периферийности» российских мусульман. Свое признание он получил еще при жизни. Между прочим, наиболее полная его биография, сама по себе заслуживающая пристального внимания, написанная исследователем его творческого наследия А.Н.Юзеевым, опубликована ИД «Медина».

Забыл, по-видимому, Р.Силантьев и о Ризаэддине ибн Фахреддине. Говоря о его роли среди мусульманских ученых, стоит упомянуть тот простой факт, что именно он был избран сопредседателем Всемирного исламского конгресса в Мекке в 1924 г. Опять же – этот факт отражен в протоколах этого конгресса, впервые в полном виде опубликованных на русском языке ИД «Медина».

Ничтоже сумняшеся позабыл уважаемый «исламовед» и о санкт-петербургском ахуне Атаулле Баязитове, первым давшим достойный ответ Эрнесту Ренану на его гнусный пасквиль (нечто вроде Орианны Фалаччи той эпохи, только с претензией на интеллигентность). Так что усердно создаваемый миф о «периферийности» российской мусульманской учености приходится сразу развеять.

- Что помимо этого в разговоре с Р.А.Силантьевым, показалось Вам субъективным?


- Не менее мифологичным является и сюжет «об отсутствии интегрирующих центров мусульман царской и современной России». Понятно, что Р.Силантьев делает кальку со структур Русской Православной Церкви. Но нельзя же, в самом деле, утверждая о себе как о знатоке того или иного предмета, полностью игнорировать его самобытность, особенности его развития?! Да, действительно, в царской России существовало 4 духовных управления мусульман: Оренбургское, Таврическое, и два Закавказских – суннитское и шиитское. (Между прочим, на территории современной Российской Федерации в ее современных международно- признанных границах было только одно из них – Оренбургское, так что непонятно, что проигнорировал в этом вопросе Р.Силантьев – исторические реалии или же российское и международное законодательство?) Но даже и в этих границах происходило объединение мусульман. Оно происходило не в стенах Духовных управлений, входивших в структуру Министерства внутренних дел империи, а в порядке инициативы самих мусульман. Тому свидетельством – общероссийские съезды мусульман, подробно изученные и описанные д.и.н. О.Н.Сенюткиной, д.и.н. А.Ю.Хабутдиновым, к.полит. н. Д.В.Мухетдиновым. С их работами, изданными ИД «Медина», Р.Силантьев также должен был бы ознакомиться, прежде чем заявлять о том, что у российских мусульман не было никаких традиций объединения в прошлом.

Что же касается тенденций к интеграции внутри российского мусульманского сообщества на современном этапе, то и здесь исламо-не-вед изволит ошибаться… или же просто игнорировать факты. Конечно же, существуют многочисленные Духовные управления, которым в той или иной степени подчиняются зарегистрированные мусульманские религиозные организации. Но нельзя забывать, что помимо этого существуют и другие социальные институты, ставящие своей целью интеграцию мусульман – образовательные учреждения, средства массовой информации, виртуальные и реальные социальные сети. Быть может, Р.Силантьеву не знакомо понятие общинности, активно применяемое его православными коллегами? В силу самих основ Ислама, общинность изначально присуща, если не всем современным российским мусульманам, то, по крайней мере, более религиозной их части. И именно по этой причине объединительные тенденции рано или поздно возьмут верх. Одной из предпосылок этого объединительного процесса является факт проведения современных всероссийских мусульманских форумов, являющихся наследниками традиции съездов дореволюционных. Необходимо отметить, что география их участников с каждым годом все расширяется, и сами съезды отнюдь не скончались после первого-второго, как то предсказывали некоторые аналитики.

- А как вы отнеслись к упоминанию в разговоре с Р.А.Силантьевым ряда мусульманских знаковых фигур в ярко выраженном негативном ключе?

- Это один из крайне важных моментов в интервью Р.Силантьева. Почему-то автор, заявленный как участник межрелигиозного диалога, позволяет себе высказывания в стиле «сам дурак». Именно так можно понимать его замечания относительно муфтиев Р.Гайнутдина и Н.Аширова, мусульманских деятелей Г.Джемаля, Ф.Фарисова... Понятно, что все они имеют позицию, отличную от взглядов Р.Силантьева, но это отнюдь не является поводом для того, чтобы выражать свои чувства подобным образом.

Позиция Р.Силантьева давно известна и четко обозначена. Это интервью не является ни первым, ни последним в длинном ряду источников лжи и дезинформации, публикациями которой прославился этот автор. Впрочем, если учесть ангажированность данного специалиста, все становится на свои места. Единственно, не понятно, зачем потребовалась публикация заведомо провокационных материалов – разве что для того, чтобы выставить на всеобщее обозрение некомпетентность данного «эксперта»?!

Между прочим, во многом именно полная неграмотность подобных «исламоведов» обусловила многочисленные провалы СССР и современной Российской Федерации в отношениях с мусульманами, причем как внутри страны, так и за ее пределами. Очевидно, что до тех пор, пока ответственные лица не начнут обращаться за экспертными оценками положения в мусульманском сообществе к самой исламской интеллигенции, знающей суть проблем и варианты их решения изнутри, дальнейших ошибок избежать вряд ли удастся.


Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/expert/5785/">ISLAMRF.RU: Эх, Рома, Рома…</a>