RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Куда идет наша молодежь?

13.12.2007 12:44

 Рассерженная молодежь — день сегодняшний

Молодежь всегда стремится к переменам. Иногда это касается танцев, одежды и техники, иногда новых идей, которые могут привести к большим потрясениям. Последнее бывает, когда молодежь не верит красивым словам старшего поколения. Больше четверти века так начинался «казанский феномен», когда подростки вначале из спальных микрорайонов, а затем со всего города создали образ жизни, отличный от комсомольского, о котором им каждый день талдычили со всех трибун. Тогда невинная прогулка по соседней улице могла грозить смертью. Возможно, эта прививка кровью в Казани и Набережных Челнах помогла спасти Татарстан от худшего. Ведь когда в дни распада СССР кучка террористов стала призывать к насилию и этническим чисткам, на огромных пространствах национальных республик ССР, в том числе и российского Кавказа, зазвучал лозунг «Чемодан — вокзал — Россия!» — был у него и вариант: «Русские в Рязань, татары — в Казань, со своими сами разберемся». Теперь призывы изгнать людей чуждой национальности звучали и в преимущественно русских городах. Ведь везде: «бьют не паспорту, а по морде». Наряду с российским Кавказом, где переселения и чистки происходят каждые несколько десятков лет, в прессе замелькали названия маленьких городов на Севере. Их символом стала Кондопога. Можно сколько угодно говорить красивые слова о единой российской нации, но члены нации никогда не изгоняют своих единоплеменников. Конечно, активных погромщиков всегда меньшинство, но иногда именно они определяют погоду.

    Разумееися, в Волго-Уральском регионе и Сибири, где традиционно проживают бок о бок русские и татары, ситуация намного стабильнее. Да и уровень насилия на Кавказе несравним с 1990-ми — началом 2000-х. Но русские, да и татары, впрочем, туда почти не возвращаются. При этом не прекращающиеся на Кавказе убийства чиновников, силовиков, имамов не дают российскому обществу расслабиться. Если в прошлом году каждый десятый из погибших российских военнослужащих стал жертвой военных действий на Кавказе, то в этом году уже каждый шестой. Взрыв поезда под Вишерой, чудом не приведший к большим жертвам, вновь заставил вспомнить теракты 1990-х. А 1 сентября для России еще очень долго будет ассоциироваться с бесланской трагедией. Самое страшное, что большую часть террористов составляет молодежь, зачастую с очень неплохим образованием, с дипломами и даже научными степенями. Именно эти образованные лидеры добиваются успехов среди мало знающих сверстников. Результат — непрекращающееся насилие.

Дни террора — 100 лет назад

    В Советском Союзе не любили говорить об этнических чистках и переселениях. Действительно, русские в своей истории скорее приходили на новые земли, а не освобождали их. Перелом наступил в 1990-х, когда начались вышеупомянутые события. Тогда стали говорить и о более чем 30 миллионах переселенцев в одной Европе (почти полвина из них немцы) по результатам Второй мировой.

    Уже в начале прошлого века, особенно после поражений на фронтах русско-японской войны 1904–1905 гг., Россию захлестнула волна агрессии против представителей других народов. Наиболее широко известны еврейские погромы, но это скорее было движение православных низов (которые тогда назывались только русскими) против иудеев. Двумя другими ключевыми точками была борьба латышей и немцев в Латвии и армян с азербайджанцами, прежде всего в Карабахе. Определенные круги пытались вызвать русско-мусульманские столкновения в Средней Азии. Не совсем понятно кто (но явно работающий в пользу Японии) посылал в русский Туркестан агитаторов. Они пытались назвать японцев мусульманами-шафиитами (каковыми являются российские мусульмане Кавказа) и представить борьбу японцев как джихад. При всей абсурдности россказней провокаторы пытались использовать невежество среднеазиатского населения: правительственных школ для него почти не существовало, а джадидистские светские школы для коренных среднеазиатов, мягко говоря, не приветствовались властями. Прочитать же в учебниках многовековой давности о религии японцев было невозможно. А по ним училась львиная доля туркестанцев. Отец джадидизма Исмаил Гаспринский первым выступил на станицах своего «Тарджемана» против этих измышлений.

    В начале прошлого века ряд недобросовестных чиновников и журналистов готов был обнаружить японских (или хотя бы турецких) шпионов в доме каждого российского мусульманина. Участники Всероссийских мусульманских съездов 1905–1906 гг. в Нижнем Новгороде казались им бандой террористов, вооруженных ижевским оружием на японские деньги. При этом в съездах всегда участвовали отставные офицеры-мусульмане, сыгравшие огромную роль в обеспечении гражданского мира в Средней Азии.

Как работать с молодежью

    Как уже говорилось, мусульманские лидеры начала прошлого века понимали, что нужно работать прежде всего с образованной молодежью, будущей элитой. Сто лет назад абсолютное большинство здесь составляли шакирды старших разрядов медресе (рушдия и галия). Как правило, им было за 20. Особой группой были так называемые «школьники», то есть лица, учившиеся в русскоязычных учебных заведениях. В Казани большинство здесь принадлежало учащимся Казанской татарской учительской школы. К ним примыкали весьма немногочисленные студенты и старшеклассники гимназий, реального и коммерческого училищ. По российским законам мусульмане почти не могли быть чиновниками и были отстранены от преподавания в средней и высшей школе. Поэтому эта молодежь собиралась стать учителями джадидистских мектебе и медресе. Именно в руках этих специалистов оказывалось дело образования и воспитания российских мусульман Волго-Уральского региона, а частично и Казахстана, Средней Азии и Северного Кавказа. Если бы они пропитались ходившими по России идеями терроризма, то их ученики могли показать примеры кровопролития, как в Латвии и Карабахе. Старшее поколение джадидистов понимало, что нужно бороться с радикализацией молодежи, но не путем запретов, а направляя ее деятельность в конструктивное русло.

    Поэтому с начала политических собраний в январе 1905 года молодежь приглашали на них, давали выступить, критиковали за необоснованные суждения, но прислушивались. Само решение о созыве I Всероссийского мусульманского съезда 1905 года в Нижнем Новгороде было принято во время никаха Мусы Бигиева, виднейшего представителя этой молодежи. К сожалению, нам неизвестны дискуссии I Всероссийского мусульманского съезда, но протоколы III съезда были сразу же изданы Мусой Бигиевым. Здесь видно, что представители поколения 25–30-летних участвовали в обсуждении всех вопросов: политических, религиозной автономии, образования. При этом старшее и среднее поколение по постановлениям съезда фактически передавало съездам учителей полномочия организации и контроля над системой образования мусульман. И действительно, Гаяз Исхаки и другие лидеры татарской молодежи в 1905 году бегали с револьверами по митингам, а в 1906–1907 гг. они издавали газеты, участвовали в выборах в II Госдуму и проводили съезды учителей. Даже первый татарский большевик Хусаин Ямашев категорически отказался от предложения уральских большевиков-боевиков создать татарскую вооруженную организацию, по примеру латышских или финских социал-демократов.

 Итог: несимметричный ответ властей

    Трудно быть правителем в дни революционного террора, когда периодически взрывают и убивают. Особенно если охота объявлена не только на тебя, но и на твою семью, и дочь становится инвалидом. Российский премьер-министр и глава МВД Петр Столыпин был в тяжелом положении в 1906–1907 гг. Поэтому он решил бороться со всеми несогласными, не отличая либерала от боевика. В глазах Столыпина блокировавшиеся со сторонниками конституционной монархии российские либералы-мусульмане оказались врагами, от которых можно было ждать неприятностей. А либералы были самой правой частью думских мусульман. p>

    В В итоге II Госдуму распустили, оппозиционные издания закрыли, а несогласным политикам пришлось выбирать между заключением и эмиграцией. Мусульмане Средней Азии, Казахстана и части Северного Кавказа и Закавказья потеряли думское представительство. А на всех российских мусульман к тому же начали вешать ярлыки «панисламизма» и «пантюркизма». Эти выдумки нескольких мечтателей и грезы молодежи пытались выдать за реальное движение, стремившееся путем всеобщей стачки создать то ли республику то ли ханство во главе с то ли муфтием, то ли с ханом. Рапорты здравомыслящих жандармских офицеров с мест говорили, что никакого организованного панисламистского или пантюркистского движения в помине не существует, а граждане, названные их носителями, никогда не переступали ни одного российского закона и числились монархистами. Но закрытие в конце столыпинской эпохи как минимум 70 благотворительных обществ, медресе, мектебе, газет и журналов у татар подорвали в глазах российской мусульманской молодежи доверие к режиму. Конечно, российские мусульмане выполнили свой патриотический долг в дни Первой мировой войны, но в марте 1917 года они не встали на защиту царского режима…

 Айдар Хабутдинов

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам» № 32 (1-7 сентября 2007 г.)

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/1061/">ISLAMRF.RU: Куда идет наша молодежь?</a>