Отношение Папы Бенедикта XVI к исламу было искреннее, но иногда неделикатное - The National
15.02.2013 09:57Когда он покинет престол 28 февраля 2013 года Папа Бенедикт XVI станет первым понтификом со времен Григория XII в 1415 году, который добровольно отречётся, а не умрёт в чине.
В заявлении Бенедикта XVI указывается, что после длительных раздумий понтифик пришел к убеждению, что его уменьшившиеся в последние месяцы физические и духовные силы и преклонный возраст не позволяют ему далее должным образом "управлять лодкой Cвятого Петра". «После неоднократных испытаний моей совести перед Богом я пришел к уверенности, что мои сильные стороны, в связи с преклонным возрастом, уже не подходят для компетентного Петрова служения. В современном мире, с учетом такого множества быстрых изменений и встрясок в вопросах глубокой обоснованности существования веры, для того чтобы управлять лодкой Святого Петра и проповедовать Евангелие, необходимы обе силы - ума и тела», - заявил Бенедикт XVI.
Среди мусульманских лидеров, его, вероятно, будут помнить как папу, чье сердце было в нужном месте, когда он пришел к межконфессиональной гармонии, но чьи слова иногда подводили его.
«Межрелигиозный диалог», как изначально провозгласил папа, был неотъемлемой частью «приверженности к службе человечеству» Римско-католической церкви.
Первое серьезное испытание его учению о межрелигиозном диалоге пришлось на сентябрь 2005 года, когда датская газета Jyllands-Posten опубликовала свою печально известную карикатуру на пророка Мухаммеда (мир ему).
Для многих ответ на это событие Папы Бенедикта был долгожданным, и ,когда они его услышали, он оказался недостаточно однозначным. «Католическая церковь, - сказал он, - убеждена в том, что для укрепления мира и взаимопонимания между народами и людьми, необходимо чтобы религии и их символы ценились».
Но он также выразил упрек в адрес мусульман, которые восстали в гневе по поводу карикатур. «Нетерпимость и насилие никогда не могут быть оправданы как реакция на преступление, так как они не совместимы со священными принципами религии», - заявил Папа. Кроме того, папа выразил сожаление по поводу «действий тех, кто сознательно воспользовался оскорблением религиозных чувств, для разжигания насильственных действий».
В мае того же года, однако, он призвал христиан в западных странах к тому, «чтобы открыть их руки и сердца» для мусульманских иммигрантов. Он обращался к пленарной ассамблеи Папского совета по пастырской заботе о мигрантах, к совету кардиналов, епископов, священников и монахинь, поднимая вопрос о «миграции и мобильности в странах с мусульманским большинством». «Современный диалог между мусульманами и христианами очень важен и деликатен и не должен находиться под политическим влиянием», - сказал папа.
Он призывал всех христиан «открыть свои руки и сердца для всех, независимо от страны их происхождения, работая над задачей по разработке соответствующих законов для пропаганды здорового существования органов, ответственных за общественную жизнь».
Дата рождения Джозефа Ратцингера в баварской деревне Marktl - 16 апреля 1927 года, третий сын полицейского, он, как говорят, был вдохновлен визитом архиепископа Мюнхена, и в возрасте пяти лет он сообщил, что хотел бы стать кардиналом.
Война замедлила его планы. Он поступил в школу-семинарию, но в возрасте 14 лет он был призван в Гитлерюгенд, в зенитно-ракетный корпус, а в 1945 году он оказался лицом к лицу с союзниками, как пехотинец.
Когда ему было 18, он был под риском расстрела за дезертирство со своего поста. К счастью, немецкие солдаты, которые перехватили его, не были эсэсовцами, но «они устали от войны и не хотели становиться убийцами», писал он в своих мемуарах «Воспоминания 1927-1977».
Находясь у американцев, как военнопленный в 1945 году, он был освобожден и вернулся в семинарию. В 1951 году он начал академическую карьеру, вскоре он был назначен архиепископом Мюнхена и Фрайзинга в 1977 году.
С самого начала своего папства, Бенедикт XVI признал, что отношения Римско-католической церкви с исламом будут одной из центральных и наиболее чувствительных проблем его пребывания на посту, как 265-й Папа и преемник святого апостола Петра.
12 сентября 2006 года Папа Бенедикт вернулся в университет, чтобы прочитать лекцию с, казалось бы, безобидным названием «Вера, разум и университет - Воспоминания и размышления». В качестве части речи, он процитировал текст, написанный в XIV веке одним из последних христианских правителей Константинополя до его падения перед Османской империей: «Покажите мне, что принес Мухаммад (мир ему), … и там вы найдете вещи только злые и бесчеловечные, такие, как его приказ распространять мечом веру, которую он проповедовал».
Неудивительно, что мусульманские лидеры во всем мире с беспокойством отреагировали на эту речь, которая спровоцировала уличные протесты в Пакистане, Индии, Турции и в секторе Газа.
«Это было очень неудачное выступление, ... которое показывает, что существует непонимание настоящего ислама», - сказал Ахмед Абуль Гейт, министр иностранных дел Египта в то время.
Организация Исламская конференция выразила надежду, что «эта внезапная кампания не отражает новую тенденцию в политике Ватикана по отношению к исламской религии ... и ожидается, что Ватикан выразить свое реальное видение ислама».
Шейх Юсуф аль-Кардави, известный египетский священнослужитель и ученый, призвал папу «извиниться перед исламскими народами, потому что он оскорбил их религию и Пророка (мир ему), их веру и шариат, без всяких оснований».
В течение пяти дней папа сделал следующее заявление: «Я глубоко сожалею о реакции в некоторых странах на несколько отрывков из моей речи в университете Регенсбурга, которые сочли оскорбительными для чувств мусульман, - сказал он. - Это, на самом деле, были цитаты из средневекового текста, которые, ни в коей мере, не выражают мои личные мысли».
Оскорбление, в конечном итоге, привели к лучшему. В марте 2008 года папа объявил о планах встретиться с мусульманскими учеными и религиозными лидерами в Риме. В ноябре того года состоялся католическо-мусульманский форум.
«Мы исповедуем то, что католики и мусульмане призваны быть инструментами любви и гармонии, как среди верующих, так и для человечества в целом, отказавшись от любых притеснений, агрессивного насилия и терроризма, особенно если они совершаются в имя религии. Мы должны соблюдать принцип справедливости для всех», - заявлено в итоговой декларации форума. Кроме того, они согласились, что «религиозные меньшинства имеют право на уважение их собственных религиозных убеждений и практик».
Среди католиков, 265-й папу римского будут помнить за многие вещи, но среди мусульман, возможно, он запомниться за попытку собрать воедино в гармонии две величайшие мировые религий.
Все взгляды теперь будут направлены на выбор его преемника, который, как ожидается, будет избран в конце марта.
Джонатан Горналл
Перевод: Л.Петрукович