RSS | PDA | Архив   Суббота 18 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

225-летие ОМДС - значимый юбилей для Российских мусульман!

04.06.2013 17:58

Предлагаем вашему вниманию текста выступления первого заместителя председателя ДУМЕР Дамира Мухетдинова на пленарном заседании II Всероссийского мусульманского совещания «Мусульмане России и гражданское общество».

 

Уважаемые участники II Всероссийского мусульманского совещания «Мусульмане России и гражданское общество», ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху — мир вам, милость Всевышнего и Его благословение!


Вы знаете о том, что совсем недавно состоялась встреча Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с главой Башкортостана Рустэмом Хамитовым. На встрече говорилось о проведении на высоком федеральном уровне торжественных мероприятий, посвященных 225-летию со дня образования Оренбургского Магометанского духовного собрания. Альхамдулиллях, такая добрая инициатива озвучена, мы, в свою очередь, постарались наполнить ее конкретными делами и продуктами. Нашими учеными Совета муфтиев России и доктора из таких городов как Казань, Оренбург, Нижний Новгород, Москва, подготовили пять монографий, посвященных 225-летию создания ОМДС. Как произошло становление данного института, какие личности его возглавляли. Это В книги доктора исторических наук, профессора Айдара Хабутдинова«История Оренбургского магометанского духовного собрания (1788-1917): институты, идеи, люди» и«Российские муфтии от екатерининских орлов до ядерной эпохи (1788-1950)», монография «Очерки по истории мусульманских общин Оренбургского края (XVIII — начало XX в.)» кандидата исторических наук Дениса Денисова.


Вы знаете, что в последние годы происходит дискуссия о роли духовных управлений мусульман как таковых. О роли муфтия, о его общественном статусе и важности. Говорят о том, что институт духовных управлений и муфтиев создала царская власть для того, чтобы контролировать жизнь мусульман. На самом деле, великий мусульманский ученый Шигабутдин Марджани, Ризаэтдин Фахретдин писали в своих трудах о том, что Российская империя учредила ОМДС по условиям мирного договора с Османской империей. Для мусульман Поволжья и Урала для осуществления своей религиозной деятельности: проведения обрядов бракосочетания, имянаречения, погребения, решение вопросов наследования и другие. За короткое время после учреждения ОМДС в Поволжье были построены тысячи мечетей. А до учреждения ОМДС в Поволжье постоянно поднимались восстания — Степана Разина, Батырши и других деятелей, которые привлекали мусульман Волго-Уральского региона выступать против законной власти, против императрицы. А вот когда через учреждение ОМДС мусульманам дали автономию, это позволило их огромную энергию направить на созидательный труд — строить мечети, медресе, учреждать вакфы, заниматься книгоизданием. Мы всегда с гордостью говорим о том, что российские мусульмане были в авангарде процессов мусульманского богословия. Вдумайтесь: первый печатный Коран в мире был издан не в Аравии, не в Стамбуле, а именно в Российской империи — городе Санкт-Петербурге на основе разработанного в Казани типографского шрифта и стал прекрасным образцом для книгопечатания во всем мусульманском мире. Ученые, которые трудились над богословием, когда посещали мусульманские страны, они дарили свои книги на арабском языке. Во время поездки в Сирию, у Шигабутдина Марджани спросили: «О шейх, почему вы пишете свои книги на арабском а не на татарском языке». Он ответил, что у него нет такой надобности, потому что большинство его шакирдов — учеников медресе прекрасно владеют арабским языком. Уровень просвещения был таков, что крупнейшие богословы излагали свои основные научные труды на арабском языке. Поэтому аргументы оппонентов духовных управлений о том что духовные управления — это пережиток прошлого, а муфтии — это ставленники спецслужб, абсолютно неверны и это доказано устами наших мусульманских ученых.


Мы знаем, что предлагали наши оппоненты. В данном случае процитирую переписку миссионера Николая Ильминского с Обер-прокурором Святейшего Синода Константином Победоносцевым, о том, какая кандидатура была бы предпочтительна на пост муфтия ОМДС: «Для нас вот что подходяще было бы: чтобы в русском разговоре путался и краснел, писал бы по-русски с порядочным количеством ошибок, трусил бы не только губернатора, но и всякого столоначальника и т.п.» Слава Богу, такие времена минули, мусульмане выбирают себе достойных муфтиев. Хотя, в последнее время наметились и другие опасные тенденции, когда у нас в Свердловской области создали шестой муфтият, в Пензенской области зарегистрировали пятое духовное управление. История это достойно оценит, но мы знаем, что исторически муфтии были уважаемые, авторитетные, образованные люди, они пользовались поддержкой мусульман не только в масштабах Российской империи, но их решения принимали и мусульмане из-за рубежа. Приведу один пример: в 1926 году уважаемый муфтий Риза Фахретдин когда представлял советских мусульман на I Всемирном конгрессе в Мекке, был избран вице-президентом этого всемирного конгресса. Даже в советское время во всем исламском мире вынуждены были признать роль российских, советских мусульман и обозначить их особое почетное место. Это нужно изучать, пропагандировать, доносить до наших верующих, что только там где есть преемственность поколений, где есть традиция, там есть мир и созидание. Но если традиция прервана, и в каждом селе, где есть три общины, будут создаваться муфтияты и сельские жители будут избираться муфтиями, тем самым мы нивелируем и девальвируем авторитет муфтия в нашем обществе. Кто будет прислушиваться к такому лидеру, деятелю в кавычках.


Еще две книги, которые мы издали — это альбом «Мечети Российской империи», включающий архивные фотографии мечетей Российской империи от Владивостока до Калининграда. Автором-составителем альбома выступил доктор исторических наук, заведующий отделом истории Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Ильдус Загидулли. Из альбома видно, что даже в городе Сочи, где мы сегодня добиваемся строительства мечети, оказывается в царское время мечеть была. Когда наши мусульмане пытаются получить землю под строительство мечети, им отвечают: «а в нашем городе мечети не было». Извините, вот альбом 1911 года, изданный к юбилею оренбургского муфтия Мухаммедъяра Султанова, вот мечеть, которая была в Сочи. Обращаясь к архивным документам мусульмане могут свои права, полученные еще в царское время, реализовать сегодня.
Еще одна книга из этой серии — «Мусульмане Среднего Поволжья в тисках репрессивной политики советской власти» написана доктором исторических наук Ольгой Сенюткиной совместно с кандидатом исторических наук Юлией Гусевой и посвящена75-летию начала массовых репрессий в отношении мусульманского духовенства в сталинское время. 90 процентов духовенства всех конфессий было истреблено, физически уничтожено. Когда ты листаешь фотографии этих престарелых имамов, думаешь: какой вред они могли принести советской власти, государству? Но проходили по нелепым обвинениям в пантюркизме, подрыве государственных устоев. Для молодежи это книга — хорошее напоминание, с надеждой на то, что такого больше не повторится. Но, как говорит академик Ключевский, «она [история] никого ничему не учит, зато всегда больно наказывает тех, кто не усвоил ее уроки».


28 мая 2013 г., Москва

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/27776/">ISLAMRF.RU: 225-летие ОМДС - значимый юбилей для Российских мусульман!</a>