RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

VI Съезд-меджлис Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) глазами доброжелательного христианина*

22.09.2014 15:38

21 сентября в Москве прошел очередной VI Съезд-Меджлис Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР). Его значение практически невозможно переоценить. К нему с полным основанием применима  такая оценка как исторический. Главная заслуга съезда и его организаторов состоит в том, что была выдвинута и обоснована идея организационного единения российских мусульман. Задача не из простых. У Екатерины II не получилось. Нет сомнений, что для  реализации предстоит пройти далеко непростой и возможно тернистый путь. Конечно, сопротивление в ряде регионов будет. Но начало положено.

 

Один из важных вопросов съезда – переименование организации Духовного управления мусульман европейской части России в Духовное управление мусульман Российской Федерации. Ясно, дело не только в названии. По существу это программа действий. Данный вопрос решался коллегиально и предварительно был озвучен муфтием Равилем Гайнутдином в  докладе на расширенном заседании президиума и аппарата ДУМЕР 21 августа 2014г. 20 лет назад организация называлась Духовное управление мусульман центрально-европейской части России, так как среди ее учредителей на первом этапе был ряд мечетей Москвы, Нижнего Новгорода, Ярославля. Позже из центрально-европейской части России присоединились такие регионы, как Тверь, Иваново. Организация  переросла в ДУМЕР. Несомненно, под это проводилась кропотливая и последовательная работа. Как отмечает первый заместитель председателя ДУМЕР Дамир Мухетдинов,  на последнем съезде ДУМЕР были внесены соответствующие изменения в устав организации, и один из моментов гласил, что преимущественно приходы Духовного управления располагаются в европейской части России и за ее пределами. Пять лет назад была предпринята осторожная попытка обозначить, что сфера влияния Духовного управления не ограничивается европейской частью России.  Было и такое, что за пять прошедших лет  ряд организаций вышло из состава ДУМЕР. Эти регионы были втянуты в процесс создания новой Централизованной организации – РАИС (Российская ассоциация исламского согласия). Однако через некоторое время эта организация практически прекратила свое существование.  Бывшие делегаты, и руководители духовных управлений, которые  вышли из состава,  изъявляют желание вернуться в  ДУМЕР. Не только восстанавливается статус-кво, но и новые общины пополняют организацию. ДУМЕР стало  активно  регистрировать новые приходы в Волгоградской и Ростовской областях, география расширяется также в сторону Урала и Сибири. Увеличение численности сопровождается ростом авторитета. На этом основании муфтий Равиль Гайнутдин с общего одобрения членов президиума предложил внести в повестку дня вопрос о переименовании ДУМЕР в Духовное управление мусульман Российской Федерации.

 

Возникает закономерный вопрос, в чем состоит главный и основной смысл отмеченных мероприятий. Нет сомнений, что вокруг этой идеи появится немало критиков, недоброжелателей, стремящихся оговорить руководство ДУМЕР, обвинить в карьеризме, угодничеству верховной власти и прочих свойственных человечеству грехах. Нет необходимости вступать  в излишнюю полемику. К тому же: “Пусть первым бросит камень тот, кто безгрешен”. Cледует отметить, что основным фактором таких шагов по своей сути является интересы страны, их реализация через консолидацию здоровых сил. Для религиозных деятелей  всех конфессий наступил час испытаний в их преданности государству. Серьезный повод забыть  распри, победить честолюбие и местнические настроения. Определенную аналогию можно привести из истории православной церкви перед Куликовой битвой. Тогда Сергий Радонежский призвал народ объединиться под знаменами Дмитрия Донского. Для России  это событие стало судьбоносным. И сегодня единение стоит главным в повестке дня, когда страна переживает сложный период. Здесь же и консолидация российской уммы, как неотделимой, значимой и политически активной части общества. Не секрет, что российское мусульманское сообщество находится в тяжелом состоянии, что не раз было поводом и причиной для обсуждения структурных изменений. Происходит отрыв значительной части исламской религиозной элиты, справедливо упрекаемой в стяжательстве и коррупции, от основной массы верующих. Недоверие к руководству церкви порождает в отдельных случаях обращение к сектантству вплоть до экстремизма. Общение с рядовыми мусульманами столицы и мусульманского Поволжья свидетельствует о том, что в их среде зреет осознание необходимости  мер по централизации руководства уммой. Возлагаются надежды на то, что обновленная организация своим авторитетом окажет должное влияние и на духовные управления, не вошедшие в ее состав. Возможно, это подскажет собственную модель координации общественной жизни в российской умме. Нет необходимости копировать то, что происходит в православной общине. Есть у них претензии и к ДУМЕР. Говоря о нем, они отмечают, “что нужно любить не себя в исламе, а любить и преумножать ислам в себе”. Для этого, видимо, есть основания. Не надо упрекать думеровцев в абсолютной безгрешности. Но их инициатива ко многому обязывает и понимание этого присутствует. На местах также отмечают, что для осуществления столь важного структурного изменения в умме необходимо провести большую работу среди мусульман. Внести разъяснения и провести широкий опрос. Не означает ли это того, что процесс происходит и с низу, не дожидаясь команды властной мусульманской элиты, а в отдельных случаях вопреки ей. На этой почве возникают вопросы тактики объединения  - это вопросы выработки механизма принятия решений , т.е. обеспечить, чтобы этот процесс  и дальше шел не только сверху, но и снизу.  Очевидно, надо иметь в виду, что сам процесс объединения скорее всего будет идти не непременно вверх, а скорее всего волнообразно, т.е. с подъемами и спадами, пока все мусульмане не поверят, что избранное ими руководство свободно от коррупции и прочих "радостей жизни". Это исходит из того, что подлинная вера предусматривает полную открытость и незащищенность человека перед тем кому он верит. Если же кредит веры исчерпан, возникают сомнения, параллельные мнения с мнением руководства относительно того, каким должно быть новое руководство мусульман, а ничто так не убивает веру , как сомнения. В целом же для такого процесса нужен лидер, которому все мусульмане поверили бы и пошли  за ним.

 

Важно, что в проекте  устава вновь обозначенной организации  предусматривается определенная градация обязанностей духовенства. Это связано с тем, что в последние десятилетия процесс создания централизованных или местных организаций повсеместно носил хаотичный характер. Нередко вновь создаваемые организации возглавляли и возглавляют люди без религиозного образования и  далекие от истинного понимания своего предназначения. Практически самозванцы наделяют себя статусом муфтия и прочими высокими должностями. Новый устав четко все это регламентирует – есть муадзин, имам, имам-хатыб, имам-мухтасиб, главный имам-мухтасиб, казый и только потом муфтий. И все должности присуждаются указом муфтия после того, как кандидат на соискание выдержит соответствующие экзамены аттестационной комиссии Духовного управления мусульман. Вертикаль власти в новом проекте уставе прописана. Если же приходы решили выйти из состава духовного управления, то они могут сделать это только через самоликвидацию организации, т. е. на основании коллективного решения, что требует серьезных обоснований. По произволу одного человека (как это бывало) - подкупленного, перекупленного или поменявшего в одночасье свое мировоззрение - в дальнейшем, указывает Дамир Мухетдинов, будет невозможно просто выйти из ДУМЕР и вывести за собой целый регион. Пункт исключительно важный, исходя из того, что отдельные исламские лидеры на местах строили на этом свою не всегда благовидную игру.  Этот порядок нужен для того, чтобы прекратить разброд и шатание в рядах верующих и среди  руководителей, зачастую преследующих корыстные цели. Единение российской уммы через ее самоочищение объективно становится острой необходимостью.

 

Провозглашение Духовного управления мусульман Российской Федерации справедливо рассматривать как начало этого процесса. На сегодняшний день изложенные соображения приобретают особую актуальность в связи со сложностью международной обстановкой. Американская властная элита, одержимая стремлением к мировому верховенству, стремится внести раскол и противостояние в российское общество, уделяя его мусульманскому звену особое внимание. Декларируются, как и по всему миру, популистские лозунги, как правило далекие от подлинных целей. Не так давно был принят новый американский закон «О демократии в России» (Russian Democracy Act of 2002, H. R. 2121). На его основании насаждение хаоса используется, как средство достижения цели. Отсутствие скоординированных действий тому питательная среда.   Разжигаются диссидентские проявления в среде крымских татар, подпитываются глашатаи таких настроений. Очевидно, для определенных слоев американского руководства нет большей радости как информация о том, что  так называемая организация “Исламское государство” готово направить своих боевиков на Северный Кавказ с тем, чтобы с оружием отстаивать торжество всемирного халифата. Сейчас Америка с ними воюет, что будет дальше неясно. Если эта страна или по крайней мере часть ее лидеров  предсказуемы, то не в лучшую сторону. Нельзя забывать, что бен Ладен и аль-Каида были в свое время взращены американцами для борьбы с нашей страной. Следует также иметь ввиду, что определенное число исламских лидеров Северного Кавказа находится “на подпитке” у радикальных религиозных деятелей Ближнего Востока, многие из которых также замешаны в связях с американцами. В текущих событиях это приобретает особую значимость и требует пристального внимания. Ясно, что США не успокоятся пока не "дожмут" нас, т.к. "маски сброшены" (по словам постпреда США в ООН), т.е. перед США встал вопрос об их гегемонии в мире. Другое дело их шансы на успех. Свою политику США строят на том, чтобы побуждать другие страны "разбрасывать камни" внутри себя, т.е., образно говоря, "пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ (как говорил Мао Цзэдун в период "культурной революции"). Чем более раздробленными внутри себя являются страны, тем ими легче управлять ("разделяй и властвуй"). Неподконтрольное США укрепление позиций Путина в мире и внутри страны - это угроза их интересам, из-за чего и возникла в т.ч. Украина. У нас нет альтернативы в плане выживания, и, как сказал герой фильма "Гладиатор", оказавшись на середине арены Колизея, когда против гладиаторов были выпущены колесницы, "мы выживем, если будем вместе". Надо четко понимать, что объединение должно происходить не только потому, что есть некая внешняя угроза, а по объективной необходимости, т.к. в противном случае при уходе внешней угрозы  опять  найдутся желающие "разбрасывать камни".

 

Из изложенного делается главный вывод -  курс, проводимый ДУМЕР, определяется объективной   необходимостью, отвечает интересам российской уммы и страны в целом и мотивирован патриотическими чувствами его авторов. Новое название налагает дополнительные обязательства, множит проблемы и требует большой ответственности. Если не ДУМЕР, то кто еще. При всех возможных издержках нет другой силы, способной серьезно заняться этой сложной проблемой.  Авторитет в стране и за рубежом. Отлаженный аппарат управленцев. Мощная издательская база. Что особенно важно – государственный подход к проблеме, дающий основания на победу перед всякого рода искушениями. Среди немалого ряда духовных управлений эти качества в дефиците.

 

М.Гусев, канд. экон. наук

*Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/34101/">ISLAMRF.RU: VI Съезд-меджлис Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) глазами доброжелательного христианина*</a>