RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Исламское богословие и заявление 52 о джихаде в Сирии против России

13.10.2015 16:11

Богословие как область знания и практическая система, регулирующая жизнь верующих и серьезно влияющая на всех остальных, а также на культуру, быт и социальные отношения, ни в коем случае не должна становиться заложником сиюминутной политики и, тем более, геополитики. Именно к такому выводу приходишь, читая обращение 52 саудовских религиозных деятеля к сирийскому народу в связи с началом российской антитеррористической операции.

 

В этом выводе нет ничего особенно нового. Человеческая история - это пример того, как не надо обращаться с богословием. Примеров масса: от ставшего уже банальным - инквизиции и крестовых походов до конфликтов в Халифате. Но, как говорят сами историки, история учит только тому, что ничему не учит. К сожалению. 

Я очень внимательно ознакомился с "Заявлением о российской агрессии против Сирии" в оригинале. Во-первых, надо сказать, это не фетва (богословско-правовое заключение), а политический документ с использованием лексического и понятийного аппарата теологии. 

Во-вторых, кстати говоря, авторы направляют свою критику не только в адрес России, но и Запада, прежде всего США, а также Ирана. По их мнению, против сирийского народа, и суннитского мира в целом, сложился "крестоносно-сефевидский" альянс, т.е. союз России, США (американцам уделен целый раздел документа), Ирана и шиитов вообще. Странным образом в заявлении никак не фигурирует Израиль. Главный враг же для авторов и подписанитоа обращения все-таки Асад. 

Документ в целом изобилует далеко не теологической и юридической лексикой и терминологией, скорее пропагандистской: нусайриты, рафидиты, сефевидские группировки. 

Россияне вообще названы "фанатиками креста". Как будто Москва в своих действиях в Сирии и где-либо руководствуется религией, а не реал-политик, и словно в РФ все поголовно воцерковленные и в стране не живет 20 миллионов мусульман. Ведь получается, что подписанты свое обращение направили и против нас, своих единоверцев. 

Документ оставляет таким образом впечатление, что обращен он к сирийцам и жителям других стран пятисотлетней давности. 

При этом авторы не забывают осудить Джорджа Буша-младшего за использование религиозной терминологии для оправдания своей политики. Т.е. обвиняют в том, чем страдают сами. 

Русскую православную церковь они также резко критикуют за то, что ее "руководители назвали войну в Сирии священным крестовым походом". Таким образом авторы документа поняли (или передергивают?) слова протоиерея Всеволода Чаплина о том, что борьба с терроризмом - "священный долг" РФ.

Вот в этом и есть главная проблема. Политика, геополитика, международные отношения - это категории изменчивые. Мы видим, как меняются позиции государств в отношении той же сирийской войны. Саудовская Аравия еще недавно приветствовала активизацию Москвы и даже инвестировала в нашу экономику 10 млрд долларов. Похожая ситуация с Турцией. А позиция США, наоборот, после резкого негатива сейчас в сирийском вопросе сблизились с российской. 

И что авторы обращения будут делать завтра, когда в столицах ведущих суннитских стран нащупают механизм выхода из нынешней ситуации и снова поедут в Москву, чтобы вести диалог во имя мира (мы надеемся, что так оно и будет в ближайшем будущем - компромиссу по Сирии, как в свое время в Ливане, нет альтернативы)? Что тогда - переписывать заявление и забирать патетические призывы к джихаду обратно?

Богословие говорит о вечных категориях, и говорит в высшей степени ответственно. Политизировать его недопустимо. 

Взгляд с позиций богословия будет полностью соответствовать собственной методологии, когда он направлен на конструктив, созидание, миротворчество и братство. Грубо говоря, богословие, занимающее в конфликте позицию, исходя из принципа "он с нашего двора", трудно назвать богословием в истинном смысле слова. 

Религиозный деятель имеет, конечно, право на свою точку зрения по какому-либо вопросу, в том числе на конфликт в Сирии и пути его прекращения. Но диктовать исключительность своего мнения, прикрывать его идеалами веры, использовать высшие ценности в оправдании своей или чьей-либо тактики или даже стратегии недопустимо. Все-таки духовный лидер должен отдавать себе отчет, что окружающие его всегда, даже когда он выражает сугубо личную человеческую позицию, воспринимают хотя бы немного, но как глашатая вечных и непреложных истин. 

"Религиоизация", исламизация чисто политических и геополитических конфликтов вредит, прежде всего, самим мусульманам. Мы уходим все дальше от решения своих "проклятых вопросов" и теряем настоящее богословие, кстати. А конфликт в Сирии только раздувается еще дальше.

Иначе получается то, что получается сейчас. Заявление 52 - это хороший пример очень плохого. Такое "геополитическое богословие", звучащие из уст влиятельных религиозных лидеров, фактически означает объявление глобальной межрелигиозной и внутримусульманской войны, пока только на территории Сирии. Но что будет дальше, учитывая темпы развития конфликта? Подумать страшно. 

Разве это цель Ислама? Разве к глобальному самопожертвованию всего человечества, нашей уммы или даже только сирийского народа призывает Коран и Сунна? 

Мы, мусульмане, не имеем права делать весь мир заложниками наших проблем. 

Не вдаваясь в анализ каждого случая «арабской весны», скажем прямо: мусульмане, основное население арабских стран Азии и Африки, сами не справились с качественной и своевременной модернизацией своих обществ во второй половине XX века. И за это получили – как расплату за свою инертность и вялость – внешние вторжения, гражданские войны и распад государств. Исламский мир не смог наладить нормальные здоровые интеграционные процессы, вроде европейского, и за это все в итоге имеем ДАИШ. 

У нас процветают коррупция, авторитаризм, нищета, безграмотность. Вот тут, а не в войнах и разборках, не паханное поле для современной исламской мысли, в том числе богословской. 

Наш главный враг не русские, американцы, Израиль или кто-либо еще. Наш враг фитна (смута), которая, как известно из Корана, хуже убийства, и которая вырастает на почве нафса (гордыни) и невежества. Мы сами даем возможности Сатане стравливать нас, а потом ищем виноватых на стороне, прикрывая свои же ошибки священными истинами. 

Надо признаться в этом. И это будет по-настоящему богословское решение современного кризиса. Ведь все пророки (мир им) и праведники учат, что корень проблем всегда должно искать в себе.

 

Дамир Мухетдинов, первый заместитель председателя ДУМ РФ,
ответственный секретарь Международного мусульманского форума

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/37877/">ISLAMRF.RU: Исламское богословие и заявление 52 о джихаде в Сирии против России</a>