RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Вооруженное противостояние на Южном Кавказе

17.09.2008 18:18

В 1988 году разразился вооруженный конфликт на Южном Кавказе. Две союзные республики Закавказья – Армения и Азербайджан начали выяснение  прав по поводу территориальной принадлежности Нагорно-Карабахской  автономии. В этом году этому событию исполняется 20 лет. Сейчас, когда политическая ситуация в Закавказье находится в сфере особого внимания  президента России Д.Медведева, в результате инициатив которого у сторон появился шанс на разрешение спорных вопросов на Южном Кавказе,  имеет смысл подробнее рассмотреть современное состояние конфликта.

Азербайджано-армянский конфликт в Нагорно-Карабахской Автономной области Азербайджана (НКАО), начавшийся в 1988 году, до сих пор не урегулирован. Азербайджан, который с весны 1994-го де-факто не контролирует 20% своей территории, готов восстановить свою территориальную целостность любым, в том числе и силовым, путем.

 В ходе проигранной первой карабахской войны 1992-1994 гг. Азербайджан утратил контроль над территорией НКАО, а также над семью прилегающими к ней районами. На территории НКОА проживающее там армянское население создало самопровозглашенную «Нагорно-Карабахскую Республику» («НКР») со своими президентом, парламентом, армией, флагом, гимном и другими атрибутами государственности. Семь прилегающих к НКАО районов Азербайджана стали буферной зоной, по внешней границе которой проходит линия соприкосновения азербайджанской регулярной армии и вооруженных формирований самопровозглашенной «НКР».

 Официальный Баку предлагает Нагорному Карабаху статус самой высокой автономии, но в составе Азербайджанской Республики. Это означает, что армянские вооруженные формирования освобождают семь районов буферной зоны и разоружаются на территории НКАО. В Нагорный Карабах возвращается также азербайджанское население, покинувшее ее территорию в ходе вооруженного противостояния. На территории НКАО при этом остается армянское население, которое начинает жить рядом с вернувшимися в Карабах азербайджанскими беженцами. Мир и стабильность на территории получившего статус высокой автономии НКАО поддерживают в течение неопределенно долгого времени миротворческие силы, получившие мандат от ООН или ОБСЕ.

 Позиция официального Еревана по НКАО, предельно проста – ни о какой самой высокой автономии Нагорного Карабаха в составе Азербайджана не может быть и речи – только независимость, только «НКР», отделенная от Азербайджана государственными границами.

 Таким образом, у Азербайджана есть только два пути завершения карабахской проблемы: либо признать независимость «НКР», получив взамен семь районов буферной зоны, либо начать силовым путем и «до победного конца» восстанавливать территориальную целостность Республики.

Обе стороны, армянская и азербайджанская, ко второй карабахской войне готовятся, и готовятся серьезно. Об этом свидетельствуют не столько заявления политиков, сколько военные расходы Азербайджана и Армении. В Азербайджане военные расходы в 2007 году уже достигли млрд. В 2008 году они вырастут до ,2 млрд или на 20%. В Армении в 2008 году военные расходы также вырастут на 20% и составят 2,3 млн (20,6% от всего госбюджета страны).

 Другими словами, вероятность начала второй карабахской войны весьма высока, хотя открытыми остаются ответы на три важных вопроса: когда война начнется, кто победит и какой будет цена победы. Или поражения.

 Самыми многочисленными вооруженными силами в Закавказье обладает Азербайджан: 95 тыс. человек, в том числе 85 тысяч – в сухопутных войсках, 8 тысяч – в ВВС и ПВО, 2000 – в ВМС. Помимо ВС в республике есть национальная гвардия (2500 человек), войска МВД (12 тыс. человек) и пограничная охрана (5 тыс. человек). О милитаризации Азербайджана свидетельствуют военные расходы страны, которые в 2007 году превысят весь бюджет Армении, с которой у Баку почти что враждебные отношения.

Сухопутные войска состоят из пяти армейских корпусов. 1-й, 2-й, 3-й ак сосредоточены против Нагорного Карабаха, но при этом часть сил 2-го корпуса развернута на азербайджано-иранской границе. 4-й (Бакинский) корпус прикрывает столицу и морское побережье, 5-й дислоцируется в Нахичевани. На вооружении сухопутных войск имеется 292 танка, 706 боевых бронированных машин, 405 орудий и минометов, 75 реактивных систем залпового огня БМ-21, 370 ПУ ПТУР.

 В состав ВВС (61 боевой самолет и вертолет, 46 самолетов и вертолетов вспомогательной авиации) входят смешанный авиационный полк, истребительно-бомбардировочная эскадрилья, а также истребительная, разведывательная и учебная авиаэскадрильи. Основные аэродромы базирования: Кюрдамир, Зейналабдин (оборудованы навигационной системой НАТО ТАКАН), Далляр, Гянджа, Кала.

 Войска ПВО включают четыре зенитно-ракетных бригады, один зенитно-ракетный полк, два отдельных радиотехнических батальона. Они оснащены зенитно-ракетными комплексами С-200, С-125, С-75 (32 ПУ), «Круг», «Оса».

 Азербайджанские ВМС имеют бригаду надводных кораблей (дивизион сторожевых кораблей, дивизион десантных кораблей, дивизион тральщиков, дивизион поисково-спасательной службы, дивизион учебных кораблей), бригаду охраны водного района, батальон морской пехоты, разведывательно-диверсионный центр спецназа, части и подразделения береговой службы. Всего в боевом составе ВМС находятся 14 боевых кораблей и катеров, 22 вспомогательных судна. Но далеко не все из них способны сегодня выполнять поставленные задачи ввиду наличия различных неисправностей и нехватки опытных специалистов.

Основным военно-стратегическим партнером Азербайджана является Турция. Первостепенное значение имеет воспитание военнослужащих в духе пантюркизма. Вместе с тем азербайджанское руководство настойчиво стремится привести свою страну в НАТО. С 1 января 2007 года работа в штабах армии и Бакинского корпуса ведется на основе документов Североатлантического альянса. По его программам обучается офицерский состав ВС. Но в целом вооруженные силы республики обладают невысокой боеготовностью и не готовы к широкомасштабным боевым действиям. Хотя, по мнению экспертов, огневые возможности азербайджанской армии значительно возросли после получения в 2004 году от Украины 300-мм реактивных систем залпового огня 9А52 «Смерч» (некоторые аналитики даже утверждают, что появление этого оружия может нарушить военный баланс в Закавказье).

 Общая численность вооруженных сил Армении – около 53 500 человек, в основном они служат в сухопутных войсках. Войска ПВО насчитывают примерно 3900 человек, ВВС – до 700 человек. Армянская армия имеет восемь ПУ оперативно-тактических ракет; 198 танков Т-72, 320 бронетранспортеров и боевых машин пехоты, 360 орудий полевой артиллерии, минометов и РСЗО, около 160 100-мм зенитных орудий, предназначенных для ведения огня по наземным целям (ранее использовались для вызова схода снежных лавин и противоградовых стрельб), 55 пусковых установок ЗУР (С-75, С-125, «Круг», «Оса»). У ВВС семь боевых самолетов (шесть Су-25, один МиГ-25), 12 боевых вертолетов (семь Ми-24, три Ми-24К, два Ми-24Р), 26 самолетов и вертолетов вспомогательной авиации (два Л-39, 16 Ми-2, восемь Ми-8МТ).

 Основные силы и средства армянской армии сосредоточены на границе с Азербайджаном. Несколько батальонов находятся непосредственно в зоне карабахского конфликта, на оккупированной азербайджанской территории. Близ армяно-турецкой границы размещены части 5-го армейского корпуса. Главная группировка ПВО развернута вдоль линии соприкосновения с азербайджанской армией. Граница с Грузией, Ираном средствами поражения не прикрывается.

На Южном Кавказе наиболее тесные отношения складываются у Армении с Россией, которая является ее стратегическим партнером и союзником . После окончания вывода к 2008 году из Грузии двух оставшихся военных баз РФ, останется единственным государством, где возможно размещение Группы российских войск в Закавказье.

ВС России, перевели из Грузии в Армению, на свою военную базу в Гюмри, немало вооружения и боевой техники, которую может использовать в конфликте на стороне Армянских ВС.

 Только с 1993 по 1996 годы со складов Группы российских войск в Закавказье были переданы представителям Республики Армения:

 - 8 оперативно-тактических ракетных комплексов "Р-17", к которым летом 96-го были дополнительно переданы 24 ракеты;

 - 27 зенитно-ракетных комплексов "Круг" с 349 ракетами к ним;

- 40 ракет к зенитному комплексу "Оса";

 - 84 танка "Т-72" и 50 "БМП-2" с "ЗИПами" и имуществом к ним;

 - 36 гаубиц "Д-39" (калибра 122 мм), 18 гаубиц "Д-20" и 18 гаубиц "Д-1" (калибра 152 мм), 18 реактивных установок залпового огня "Град", 40 переносных зенитных ракетных комплексов "Игла" и 200 зенитных ракет к ним;

- 26 минометов и 7910 автоматов;

 - 306 пулеметов и 1847 пистолетов;

 - 20 станковых гранатометов;

 - около 230 миллионов патронов к стрелковому оружию, в том числе к крупнокалиберным пулеметам;

 - около 480 тысяч снарядов к "БМП-2" и "Шилкам";

 - около 500 тысяч снарядов к пушкам, гаубицам, танкам и "БМП-1";

 - 945 "ПТУРов" и около 350 тысяч ручных гранат.

 

 Войска совместной ПВО России и Армении работают по схеме, разработанной в период существования СССР, что означает совместный контроль воздушного пространства на южном направлении, с использованием боевой авиации и зенитных частей. В сущности – это антинатовский, а фактически – антитурецкий вариант противовоздушной обороны, хотя в последнее время отмечается значительное потепление отношений между Москвой и Анкарой.

 Армия Нагорного Карабаха (НК) хорошо обучена и оснащена. Она насчитывает от 18,5 до 20 тыс. солдат и офицеров, а при мобилизации возможен призыв еще 20–30 тыс. резервистов. При этом на 1000 человек населения НК приходится 65 военнослужащих, что превышает аналогичные показатели всех стран Кавказа. Кстати, вооруженные силы в непризнанной республике рассматриваются как институт, обеспечивающий стабильную работу, и многие семьи зависят от получаемой за нее оплаты.

Однако, согласно независимой экспертной оценке, в нагорно-карабахской армии служат только 8500 граждан НК и 10 тысяч – Армении. Но в ответ звучат утверждения, что последние – представители 500 тыс. армян, происходящих из Нагорного Карабаха и перебравшихся в Армению.

 Разумеется, ни для кого не является секретом тот факт, что между вооруженными силами Армении и Нагорного Карабаха существует высокая степень интеграции. Ереван признает поставки вооружений и различного военного имущества Степанакерту. А там открыто говорят о помощи, которую оказывают офицеры из Армении в подготовке личного состава армии НК. Вместе с тем      Ереван утверждает, что в Нагорном Карабахе и на оккупированных азербайджанских территориях вокруг НК нет ни одного воинского подразделения ВС Армении.

 По мнению армянских военных экспертов, вооруженные силы Армении и Нагорного Карабаха, уступая ВС Азербайджана по количественным показателям, превосходят их по боеспособности. Особенно это касается армии НК, сравнительно мобильной, компактной, укомплектованной офицерами, имеющей опыт боевых действий, что позволяет ей при 100-процентном уровне мобилизации ветеранов карабахской войны действовать небольшими подразделениями автономно в горной местности. Слабой стороной ВС НК является отсутствие армейской авиации – это сдерживающий фактор для ведения активных военных операций. Учитывая значительное преимущество Азербайджана в людских и материальных ресурсах, а также в возможностях приобретения и быстрой доставки на фронт военной техники и боеприпасов, армянские войска в возможной войне должны стремиться к блицкригу – быстрому и полному разгрому противника. При затягивании войны у Армении практически не останется шансов одержать решительную победу.

Николай Раковский

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/4611/">ISLAMRF.RU: Вооруженное противостояние на Южном Кавказе</a>