RSS | PDA | Архив   Четверг 2 Май 2024 | 1433 х.
 

Принесет ли парламентская ассамблея тюркоязычных стран стабильность в каспийский регион?

28.11.2008 17:19

Турция становится важным политическим игроком в Каспийском регионе, планируя строить взаимоотношения со всеми сопредельными странами в духе мира, сотрудничества и взаимопонимания.

Первые шаги по созданию Содружества тюркоязычных стран

Еще в 1992 г., по инициативе тогдашнего президента Турции Тургута Озала, в Анкаре прошел первый саммит глав тюркоязычных государств, в котором приняли участие Турция и тюркоязычные страны бывшего советского пространства. В 1993 г., по результатам официального визита Т.Озала в центральноазиатский регион и Баку, президентами этих государств был подписан Протокол о создании содружества тюркоязычных стран. Но внезапная смерть Т.Озала после возвращения отдалила зарождение данной структуры.
Однако вплоть до 2001 г. ежегодно успешно проводились аналогичные 1992 г. саммиты (Стамбул, Бишкек, Ташкент, Астана, Баку). В свою очередь, в др. центрах периодически появлялись схожие с озаловским проекты: "Туркестан – наш общий дом" (президент Узбекистана Ислам Каримов), "Союз центральноазиатских государств" (президент Казахстана Нурсултан Назарбаев). Но дальше деклараций дело практически не шло. А в 2006 г. в курортном Кемере, на Х съезде тюркоязычных государств и народов премьер-министр Турции Реджеп Тейип Эрдоган реанимировал идею Т.Озала: "Я выступаю с инициативой создания Содружества тюркоязычных государств, которое подготовит условия для их экономической интеграции и позволит им выступать на международной арене с единой позиции... Есть содружества франкоговорящих стран, англоговорящих и испаноязычных стран. Почему бы и нам не создать свое содружество? …Тюркский мир должен играть весомую роль в международной политике"(1). Около 600 делегатов съезда представляли, кроме стран Каспийского региона, также Монголию, Северный Кипр, Татарстан, Чувашию, Карачаево-Черкесию и др.субъекты РФ, тюркские общины Запада, Ближнего Востока и СНГ.

Российско-турецкий фон

В конце того же года в Анталье прошел VIII саммит глав тюркоязычных государств, на котором непредставленными оказались Ташкент и Ашхабад. Изначально просматривался политический аспект встречи. Так, Анкара предоставила отрицательный ответ на озвученное тогдашним российским послом в Турции Петром Стегнием намерение Москвы принять участие в мероприятии в качестве наблюдателя (по аналогии с Организацией Исламская Конференция-ОИК). Турецкая сторона подчеркнула, что «саммит глав тюркоязычных стран – не ОИК. У нас другие принципы, и мы обычно не приглашаем наблюдателей»(2). Хотя незадолго до этого П.Стегний подчеркивал: "В мире, который рождается после окончания холодной войны, в системе геополитических координат, которая устанавливается в регионе, наши страны, как мне представляется, быстрее других адаптируются к новым вызовам. Они заинтересованы в выстраивании партнерских, а не конфронтационных схем сотрудничества... Мы научились открыто говорить по всем вопросам, приятным или неприятным, с тем, чтобы минимизировать возможные коллизии"(3).

Как бы то ни было, на рассматриваемом этапе между Анкарой и Москвой сложилась некая напряженность. Причины которой косвенно улавливаются из объявленной повестки дня Форума, важнейшее место на котором было уделено обсуждению вопроса о транспортировке каспийских энергоносителей в Европу. Правда, вскоре контекст взаимоотношений стал видоизменяться. Летом 2007 г. Владимир Путин принял участие на саммите Организации Черноморского экономического сотрудничества в Турции, когда вновь обострились энергетические "телодвижения" (конкуренция проектов Nabucco и "Голубой поток"-2). 2007 г. был объявлен Годом культуры России в Турции, а 2008 г - Годом культуры Турции в России. В текущем же году, после начала грузино-югоосетинского конфликта, во время визита в Москву, Р.Т.Эрдоган назвал Россию "дружественной страной, отношения с которой, особенно в последние годы, развиваются очень тесно во всех сферах - политической, торговой, военной". Подчеркнув, что Москва
является партнером номер один во внешней торговле Турции: "Это имеет огромное значение для нас". Российский президент Дмитрий Медведев отметил, что "такие близкие страны, как Россия и Турция, находящиеся в очень хороших, тесных отношениях, должны сверять часы в случае возникновения проблем". А премьер В.Путин назвал Анкару "надежным, устойчивым, добрым партнером на протяжении многих лет"(4). Тогда же, в Москве Турция обнародовала Платформу стабильности и сотрудничества на Кавказе(5).

Создание ПА - политический проект?

В рамках озвученной темы, целесообразно отметить, что в ноябре 2007 г. в Баку прошел ХI съезд тюркоязычных государств и народов. Весьма симптоматично, что форум впервые был проведен за пределами Турции. Р.Эрдоган выступил с инициативой создания политического союза тюркоязычных стран для координации усилий на важных внешнеполитических направлениях. В повестке дня находились вопросы образования Постоянного секретариата, Академии наук тюркского мира, расширение связей между диаспорскими организациями тюркских народов в Европе и др. Но основными являлись аспекты создания Парламентской Ассамблеи тюркоязычных стран (ПАТС) и учреждения экономического союза, аналогичного ОПЕК.

Вслед за чем, в феврале нынешнего года в курортной Анталье прошло первое заседание Межпарламентского совета тюркоязычных государств (на уровне вице-спикеров), в котором приняли участие делегации Турции, Азербайджана, Казахстана и Кыргызстана. Подписанный Протокол о намерении создания ПАТС (и проект соглашения) были представлены на рассмотрение лидерам парламентов стран - участниц. Согласно проекту Устава, заседания ПАТС должны проводиться не реже одного раза в год.
А несколько дней назад, 21 ноября соглашение о создании ПАТС было подписано в Стамбуле. Подписи под документом поставили председатель Великого Национального Собрания Турции, руководители парламентов Азербайджана, Кыргызстана и зампредседателя Сената Казахстана. Со слов главы Меджлиса Турции Коксала Топтана, рождение структуры "принесет вклад в еще большее развитие существующих между тюркоязычными странами связей. И поэтому Турция придает большое значение созданию Ассамблеи".

Выступивший на открытии Форума президент Турции Абдулла Гюль сообщил, что ведется работа и над созданием Совета аксакалов (старейшин). В свою очередь, К.Топтан, выразил надежду, что в Баку, где в сентябре 2009 г. запланировано проведение следующей конференции ПА, будут представлены также Туркменистан и Узбекистан. Кстати, Анкара пытается активно двигаться в этом направлении. Еще в октябре, во время визита официального визита в Ашхабад, Р.Эрдоган заявил, что обеспечение транспортировки туркменского природного газа по транскаспийскому маршруту сделает "более эффективными" обе страны: "Турция станет одной из имеющих особое стратегическое значение мировой и региональной базой для энергоресурсов. Я благодарю президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова за проявленное им понимание этого вопроса"(6).

В связи с вышеизложенным, мимо внимания аналитиков не может пройти факт прошедших в дни проведения Форума консультаций между замминистра иностранных дел РФ Владимира Титова со своим коллегой Уналом Чевикозом. На переговорах обсуждалась подготовка к предстоящим двусторонним контактам на высшем уровне, а также рассматривалась ситуация на Южном Кавказе и "перспективы реализации турецкой инициативы создания Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе"(7).
За день же до открытия саммита, визит в Турцию совершил министр обороны РФ Анатолий Сердюков. Параллельно прошла информация о договоренности российского ЛУКОЙЛа на привлечение синдицированного кредита на (530 млн долл.) для приобретения турецкой сети заправочных станций Akpet.

Таким образом, российско-турецкие взаимоотношения на фоне завершившегося Форума глав парламентов тюркоязычных стран имели совершенно иной ракурс, нежели в 2006 г. А это говорит только об одном - пытаясь геополитически укрепиться на Южном Кавказе и, в целом, в Каспийском регионе, Турция планирует строить взаимоотношения со всеми сопредельными странами в духе мира, сотрудничества и взаимопонимания. Об этом свидетельствует и новый курс в армяно- и ирано-турецких отношениях. В дни стамбульского Форума, в Ереване, в Кавказском институте СМИ, началась конференция, призванная способствовать потеплению климата между этими государствами. Анкару представляли ведущие специалисты Фонда экономических и социальных исследований Турции. По сообщению ряда источников, на встрече присутствовали политологи непризнанной "Нагорно-Карабахской Республики". Руководитель программы по вхождению Турции в Евросоюз Сабина Сенуджел таким образом охарактеризовала данный формат: "Россия вовлечена в процесс урегулирования этого конфликта. Турция тоже каким-то образом в этом задействована, хотя бы по причине исторически сложившихся союзнических отношений с Азербайджаном. Таким образом, у Турции есть все шансы стать регулятором ситуации в регионе»(8). Что касается ирано-турецкого сотрудничества, то и здесь произошел значительный скачок. Согласно подписанному между странами меморандуму, через турецкую территорию планируется ежегодная поставка в Европу 35 млрд куб м иранского газа.

Вышеизложенное однозначно свидетельствует: Турция становится важным политическим игроком в Каспийском регионе. Не случайно, представитель Госдепартамента США Шон Маккормак заявил, что «необходимость в посредничестве Турции в переговорах между Вашингтоном и Тегераном по поводу ядерной программы Ирана отсутствует»(9).
Комментарии к цитате излишни.

P.S. На фоне же прошедшего в Стамбуле саммита, Баку принял участников II заседания директоров национальных библиотек тюркоязычных стран (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция, Узбекистана и др., включая также официального представителя библиотек и распространения Северного Кипра). Обсуждался вопрос создания общего электронного каталога библиотек тюркоязычных государств.

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

1. Айдын Мехтиев. Премьер-министр Турции предложил создать Содружество тюркоязычных государств
2. Саммит глав тюркоязычных государств в Анталье стал поводом для пререканий между Россией и Турцией
3. Петр Стегний: Отношения России и Турции достигли уровня многопланового партнерства
4. Медведев и Путин обсудили с турецким премьером перспективы отношений
5. Подробнее см. Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе. Осуществима ли идея Т. Эрдогана?
6. Транспортировка природного газа по транскаспийскому маршруту сделает более эффективными Турцию и Туркмению – премьер Турции
7. О российско-турецких консультациях
8. Политологи из Армении и Турции впервые сели за стол переговоров
9. США не нуждаются в посредничестве Турции в отношениях с Ираном

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/5955/">ISLAMRF.RU: Принесет ли парламентская ассамблея тюркоязычных стран стабильность в каспийский регион? </a>