RSS | PDA | Архив   Четверг 2 Май 2024 | 1433 х.
 

Грузино-армянский конфликт вокруг церкви Норашен. Религиозные или политические корни?

22.12.2008 17:31

Не вдаваясь в околоисторические тонкости, отметим, что за "спорным" акцентом о принадлежности Божьих храмов просматривается перерастание "религиозного поля" в значительно более высшую "категорию", а именно: политизированность происходящего.

Вокруг церкви "Норашен"

Согласно ряду источников, в мае с.г. "незаконно обнесенная ограда" вокруг считающейся армянской стороной "спорной" тбилисской церкви "Святой Норашен" начала украшаться символами и крестами, характерными исключительно для Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). А 16 ноября, со слов советника президента Грузии, сопредседателя «Союза армян» страны Вана Байбурта, в результате руководимых работ настоятелем соседней грузинской церкви "Джварис мама" отцом Тариэлем Сакинчелашвили по благоустройству храма, были сдвинуты и повреждены надгробные плиты на могилах известных армян. После чего Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II потребовал прекратить «самовольные действия, не согласованные с Патриархией и столичной мэрией» (1). Вслед за чем премьер-министр Армении Тигран Саркисян выразил надежду о скорейшей реакции на случившееся Тбилиси, а председатель комиссии Национального Собрания Армении по вопросам науки, образования, культуры, молодежи и спорта Армен Ашотян конкретизировал: "Мы в Армении уважаем культуру Грузии и рассчитываем, что аналогичное отношение будет проявлено и в отношении армянской культуры в Грузии" (2). Высший совет Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) произошедшие события охарактеризовал как "посягательства на храм Норашен" (3).

После этого к событиям подключилась армянская общественность Грузии, в открытом письме (27 ноября) охарактеризовавшая произошедшее как "уничтожение армянского исторического наследия в Грузии… дискриминацию по религиозному признаку, нанесение прямого оскорбления чувствам прихожан армянской церкви" (4). На следующий день прошла информация о достижении на встрече в Патриархии Грузии соглашения между представителями Грузинской и Армянской Церквей по созданию совместной комиссии, должной "прояснить вопрос принадлежности святого Норашена". В этой связи руководитель Центра межрелигиозных взаимосвязей Патриархии Лела Джеджелава отметила: "Грузинская сторона заявляет, что на месте святого Норашена ранее была возведена грузинская церковь, арменизация которой произошла позднее. Но от данных последнего периода, подтверждающих нахождение в собственности ААЦ этой церкви, никуда не деться". Подчеркнув позицию ГПЦ: "Все находящиеся на ее территории памятники культуры, невзирая на этническое происхождение их создателей, являются культурным наследием и собственностью Грузии". Патриархия Грузии и епархия ААЦ в Грузии обратились с совместным письмом в Министерство культуры, охраны памятников и спорта Грузии с просьбой изучить состояние церкви (5).

Согласно достигнутой договоренности, до окончательного определения образованной комиссией принадлежность святого Норашена, на эту тему объявлялся мораторий в обеих странах. Однако, в тот же день Католикос Всех армян Гарегин Второй подчеркнул, что ААЦ будет "продолжать держать вопрос в центре внимания международных структур", тем самым интернационализировав проблему. Аналогичную позицию заняла министр по вопросам Диаспоры Армении Грануш Акопян: «Вопрос находится в компетенции ООН и ЮНЕСКО... Эти структуры также должны вмешаться, поскольку озвучивание этого вопроса только армянскими структурами является недостаточным» (6). Интересно, что все вышеизложенное было приурочено аккурат к открытию 9 декабря VII заседания армяно-грузинской межправительственной комиссии экономического сотрудничества, состоявшегося в Тбилиси в конце первой декады декабря. Поэтому никакой случайности нет в том, что в программу пребывания армянской делегации во главе с премьером Тиграном Саркисяном было включено посещение церкви Норашен.

На этом фоне, в ответ на "армянские претензии" активизировалась и грузинская сторона. В очередной раз заявив о принадлежности Грузии расположенных на территории области Лори армянских церквей, т.к. в их "настенных росписях есть надписи на грузинском языке". А 11 декабря представители "христиано-демократического движения" Грузии пикетировали посольство Армении в Тбилиси. Со слов лидера движения Гиорги Андриадзе, цель акции состояла в доведении требований до армянской стороны о возвращении стране грузинских храмов: «На севере Армении, на территории исторического Лоре-Ташири, находится до десятка исторически важных грузинских монастырей и церквей. Они полностью разграблены, что указывает на их принадлежность к ГПЦ, а не Армении. В противном случае за ними бы велся соответствующий уход». Г.Андриадзе добавил, что "раз с армянской стороны продолжаются провокации, то нам не остается ничего другого, как напомнить им и о наших законных правах" (7).

На фоне чего распространение получила информация о возможном обмене: "возвращение" ряда армянских церквей Грузии в лоно ААЦ, взамен передачи ГПЦ храмов Самцхе-Джавахети и некоторых лорийских церквей.

Данная тема также поднимается не впервые. Но обычно армянские круги сразу же подчеркивают отсутствие в Армении последователей ГПЦ, призывая "вместо учреждения епархии в Лори придать официальный статус армянской епархии в Грузии". Ссылаясь при этом на давно уже отложенные для подходящего случая записки. Так, директор Организации по изучению армянской архитектуры (RAA) Самвел Карапетян заявил, что все данные церкви являются армянскими - "халкидонитского периода" истории ААЦ, когда "в Армении строятся храмы в т.н. архитектурном стиле "армянской халкидонской церкви". Официальным языком у армян-халкидонитов считался грузинский, чем, по утверждению историка, и объясняется наличие надписей на грузинском языке в некоторых церквях (8).

Не вдаваясь в околоисторические тонкости, отметим, что за "спорным" акцентом о принадлежности Божьих храмов просматривается перерастание "религиозного поля" в значительно более высшую "категорию", а именно: политизированность происходящего. Так, в цитируемом выше письме армянской общественности озвучивается призыв "остановить варварское планомерное уничтожение в Грузии исторического и культурного наследия нашего народа и прекратить ущемление конституционных прав граждан армянской национальности". Лидер Христианско-демократического союза Армении Хосров Арутюнян отметил, что "Грузия создает необоснованные проблемы в деле интеграции армян в гражданское общество этой страны" (9). А политолог Левон Мелик-Шахназарян еще во время обострения грузино-югоосетинских взаимоотношений подчеркивал, что "Грузия держит в напряженном состоянии экономику Армении... участвует во всех проектах, которые обходят Армению" (10). Т.е. фактически речь идет о выходящих на повестку дня межгосударственных противоречиях, что демонстрирует политическую плоскость происходящего.

Вокруг Самцхе-Джавахети

Как представляется, возможной причиной инициированного является ракурс грузинского края Самцхе-Джавахетия (адм.центр - Ахалцихе). Регион включает исторические области Джавахетия и Месхетия, откуда в 1944 г. были депортированы турки-месхетинцы. В настоящее время большую часть населения края составляют армяне. Именно через данную область проходят нефтепровод Баку-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум. Здесь же предполагается и реализация части разрабатываемого Турцией, Грузией и Азербайджаном проекта ж/д сообщения Карс-Баку. Так что геополитическое значение Самцхе-Джавахети переоценить невозможно.

В целом, в различных кругах Армении к данному региону всегда относились как к своей территории. Так, ереванский аналитический центр "Митк" заявляет, что Самцхе-Джавахети, "будучи исторически армянским регионом и сейчас на 70% населенным армянами, фактически является Арменией, хотя не включена в юридические границы" страны (11). Так вот споры по поводу принадлежности церкви Норашен уже стали видоизменяться. Например, через несколько дней после ноябрьского инцидента ст. научный сотрудник центра армяноведения Ереванского госуниверситета Айказун Алврцян заявил следующее: "В Джавахке есть огромное количество церквей, большая армянская община... а грузинское духовенство наводняет Джавахк своими священнослужителями... Отношение нашего Католикосата к Епархии ААЦ в Грузии, к Джавахку... кажется мне очень странным" (12). Аналогичный акцент звучит и в обращении армянской общественности Грузии: "Остается неразрешенной проблема возвращения конфискованных в Советский период" пяти армянских церквей в Тбилиси и одной в Ахалцихе. Что находится в контексте сетований депутата армянского парламента, лидера движения "Джавакх" Ширака Торосяна (2007 г.): "Грузинский Католикос-Патриарх Илия Второй не раз был в Джавахке... Пришло время открыть в Джавахке свою епархию" (13). Не заостряя внимания, по какой причине Патриарху Грузии «возбраняется» посещать территорию страны, обратим лишь внимание на мягкое переплетение аспекта церкви Норашен с "проблемой" Самцхе-Джавахети. К тому же армянский премьер заявил о достигнутой в Тбилиси договоренности по выработке доктрины развития армянской общины Грузии, представив ее одной из наиболее значимых для Армении.

Таким образом, налицо далеко не религиозная подоплека развивающихся событий в Грузии. В контексте чего вспоминается летнее требование Совета армянских общественных организаций Самцхе-Джавахети и Квемо Картли о придании населенным армянами территориям статуса "суверенных субъектов Федеративной Грузии с широкими полномочиями самоуправления... Необходимо гарантировать Конституцией, что армянскому языку на территории Самцхе-Джавахка будет присвоен статус государственного, а также сделать обязательным присутствие представителей Самцхе-Джавахка в законодательных, исполнительных и судебных структурах Грузии" (14). И буквально на днях армянская студия “Азд продакшн” завершила фильм “Джавахк, о чем молчит история”. “Говоря Джавахк, представляешь страницы учебника по истории Армении”, - говорит режиссер Айк Арутюнян (15).

Исходя из вышеизложенного, нельзя исключать, что нажим на официальный Тбилиси может принять форму требований федерализации Грузии (пусть и в обтекаемой форме). Эксперт аналитического центра "Кавказ" Виктор Якубян открыто заявляет, что "рано или поздно, вопрос федерализации должен быть со всей серьезностью рассмотрен странами региона и международными посредниками... Грузия нуждается в "этнополитическом разминировании". При этом В.Якубян проводит параллель между армянами Джавахетии и азербайджанцами, населяющими край Борчалы: "Джавахк и Борчалы взаимосвязаны друг с другом примерно так же, как Абхазия и Южная Осетия" (16). В данном аспекте можно отметить, что в октябре с.г. президент Национальной Ассамблеи азербайджанцев Грузии Дашгын Гюльмамедов говорил о конфедерации Грузии, в частности, отмечая: "Кадровая проблема азербайджанцев Грузии не теряет своей остроты... С сентября в Марнеульском районе (в основном заселен азербайджанцами - прим. авт.) начались массовые увольнения азербайджанских кадров, которые и без того не занимали ключевые посты... Министерство образования Грузии не отказалось до конца от своих намерений преобразовать азербайджанские школы в грузинские" (17).

Заключение

Как представляется, грузинские власти отчетливо осознают угрозу возможной дестабилизации в стране. По всей видимости, именно с этим пониманием связаны последние громкие кадровые изменения в правительстве. Также очевидно, что и формирование неимоверно быстрыми темпами оппозиции М.Саакашвили носит неспонтанный характер, т.к. мировые центры должны «прощупать» предполагаемых кандидатов на место нынешнего президента. Не исключено, что именно в этом ракурсе целесообразно искать причины вояжа в США экс-спикера парламента страны и лидера партии "Демократическое движение - Единая Грузия" Нино Бурджанадзе. Весьма симптоматично, что на пути в Вашингтон Н.Бурджанадзе совершила остановку в Киеве, где провела знаковые встречи с главой правительства Украины Юлией Тимошенко и председателем Верховной Рады Владимиром Литвиным.

Насколько нынешние и ожидаемые кадровые изменения в Тбилиси могут привести к торможению "движения Грузии к федерализации", мы узнаем в ближайшее время. А пока этап расшатывания ситуации в стране изнутри продолжается. Вот уже и глава Епархии ААЦ в Грузии В.Мирзаханян заявил, что "армянская сторона против создания комиссии по изучению принадлежности церкви Норашен, т.к. она исторически является армянской" (18). Комментарии, как говорится, излишни.

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

1. Советник президента Грузии прокомментировал инцидент на территории армянской церкви в Тбилиси
2. Армения рассчитывает, что в Грузии будут уважать армянскую культуру
3. ААЦ направила Грузинской церкви ноту, в которой осудила посягательства на храм Норашен
4. Армянская общественность Грузии требует прекратить посягательства на армянские церкви
5. Между Армянской и Грузинской Церквами достигнуто временное соглашение относительно церкви Норашен
6. Грануш Акопян: Один священник не вправе вбивать клин в армяно-грузинские отношения
7. Взамен церкви Норашен Грузии могут быть переданы церкви в Лори и Джавахети?
8. Церкви на территории Армении никогда не были грузинскими - армянский историк Самвел Карапетян
9. Грузия создает проблемы для интеграции армян - глава партии
10. Джавакх требует от Армении надавить на Тбилиси
11. Заявление аналитического центра "Митк"
12. Сурб Норашен. Использовать силу для защиты своего имущества
13. «Джавахк» требует открытия армянской епархии в Самцхе-Джавахети
14. В населенном армянами Самцхе-Джавахети поднят вопрос об автономии в составе Грузии
15. Студия “Азд продакшн” сняла фильм “Джавахк, о чем молчит история”
16. Виктор Якубян: Армения-Карабах-Россия: на перекрестке гарантий: Интервью
17. Единственный выход - федерализация Грузии: интервью Дашгына Гюльмамедова
18. Глава ААЦ в Грузии: армянская сторона против создания комиссии по изучению принадлежности церкви Норашен.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/6388/">ISLAMRF.RU: Грузино-армянский конфликт вокруг церкви Норашен. Религиозные или политические корни? </a>