RSS | PDA | Архив   Четверг 2 Май 2024 | 1433 х.
 

Турецко-армянская граница может быть открыта в 2009 года

14.01.2009 11:54

Положительные сдвиги, последовавшие за процессом сближения между Турцией и Арменией, были инициированы турецким президентом Абдуллой Гюлем, который посетил Ереван 6 сентября с целью просмотра футбольного матча.

Стороны провели также ряд переговоров и в Европе. Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, прибывший в Стамбул 24 ноября в качестве председателя Организации Черноморского Экономического Сотрудничества, заявил, что президент Армении посетит Турцию в октябре 2009 г. Налбандян добавил, что руководство Армении поддерживает нормализацию отношений с Турцией без всяких предварительных условий и требует открытие границы на тех же условиях.

Общая протяженность турецко-армянской границы составляет 325 км. Вдоль линии границы находятся два закрытых прохода: проход Аликанской наземной государственной границы и пограничный проход железнодорожной станции Акьяка. Первый проход находится в деревне Аликан в провинции Игдир, второй - в Акьяка в провинции Карс. Бывшее название Акьяка - Кызылчакчак, поэтому раньше железнодорожный пограничный проход Акьяка назывался старым именем. Этот проход известен также под именем Доу Капы, в то время как армяне называют его Ахурянским проходом. В дополнение к железной дороге, проход также включает в себя объездной путь. Вследствие армяно-азербайджанской войны, продолжавшейся до 1994 года, 40 000 человек вынуждены были уехать из Нагорного Карабаха, и ещё 700 000 человек покинули 7 других провинций Азербайджана из-за армянского вторжения. В результате, 13 процентов азербайджанского населения были мигрантами в своей собственной стране. В связи с этим, Турция закрыла свою границу с Арменией в апреле 1993 г., а на следующий год и воздушное пространство.

Однако связывать действия Турции только с армянской агрессией было бы не совсем верно. Есть и другая причина – армянские власти утверждают, что Александропольское соглашение 1920 года и соглашение по Карсу 1921 года, которые и установили нынешние границы между Турцией и Арменией, больше не действуют. В декларации Армении о независимости, провозглашенной 23 августа 1990 года, восточная территория Турции была определена как часть Западной Армении. Официальный армянский государственный герб, тщательно описанный во второй части 13 статьи конституции Армении, включает в себя гору Арарат, которая является частью Турции. Ереван также исключает признание турецкой территориальной целостности.

Но почему же решительные шаги по нормализации двусторонних отношений между двумя странами, несмотря на существование спорных вопросов между сторонами были предприняты лишь в сентябре 2008? Может ли первоначальной причиной для этого служить попытка Европы помочь Грузии, которая была отчуждена от Северного Кавказа впоследствии войны в августе? Или может это происходит из-за желания Запада переманить Армению на свою сторону? После упрочнения союза с Грузией Евро-атлантический мир решительно пытается улучшить отношения с Арменией, в большинстве своем христианской страной. Армянская интеллектуальная элита выступает за интеграцию страны на Запад. Она требует беспрепятственного перехода от системы, унаследованной от Советского Союза, в западную систему «парламентской демократии» и институционализации демократического порядка, где права человека и свободная рыночная экономика являются доминирующими факторами. Мнения армянских интеллектуалов неоднозначны по вопросу о владении российским капиталом армянской промышленности и присутствия российской армии в стране. В соответствии с евро-атлантическим миром и армянской интеллектуальной элитой, интеграция Армении на Запад и демократический мир станет возможной, если Армения установит нормальные отношения с Турцией, управляемой в соответствии с демократическими канонами. По неофициальным данным объем внешней торговли между Турцией и Арменией повысился от 30 млн долларов (в 1997 году) до 250 млн долларов (в 2008 году). Принимая во внимание объемы текущего товарооборота Турции с Азербайджаном и Грузией и сегодняшнее положение армянской экономики, становится очевидным, что открытие турецко-армянской границы не повлияет на изменение объемов иностранной внешней торговли между Арменией и Турцией.

Исходя из этого открытие пограничных проходов – вопрос скорее политический, нежели экономический. Возможность «демократизации» Армении и её интеграция на Запад является лишь проектом. И если Ереван предпримет решительные действия по укреплению партнерства с Турцией в течение этого периода, Турция может продолжить процесс по открытию пограничных проходов в 2009 г. Но самыми убедительными шагами может стать план по выводу войск из оккупированного Азербайджана и признание территориальной целостности Турции. В этом случае Турция наверняка будет готова предпринять взаимовыгодные действия. А за открытием пограничных проходов могут последовать, как введение пограничной торговли, так и установление дипломатических отношений.

Что касается России, то очевидно, что возможные меры Москвы по установлению партнерских отношений с Азербайджаном и Арменией могут огорчить евро-атлантический мир. Для турецкого, армянского и азербайджанского народов, живущих вместе на протяжении нескольких тысяч лет, является нелогичным и бессмысленным разрушать общее будущее из-за относительно незначительных проблем, которые возникли в последние несколько лет. Южному Кавказу нужна постоянная стабильность; а люди там нуждаются в мире и благополучии.

По материалам газеты «Zaman»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/6604/">ISLAMRF.RU: Турецко-армянская граница может быть открыта в 2009 года</a>