Исламские святыни Иерусалима
05.10.2007 15:145 октября 2007 года все мусульмане мира отметят Международный день солидарности с борющимся народом Палестины, получивший название День АльКудс. АльКудс — арабское название Иерусалима, третьего после Мекки и Медины священного города Ислама. В преддверии этого дня мы предлагаем вниманию наших читателей краткий экскурс в историю и современность исламских святынь Иерусалима.
Теологические и исторические аспекты
Многие современные мусульмане связывают священный характер джихада за освобождение АльКудса и его святынь прежде всего с тем, что второй халиф Умар ибн альХаттаб, вступивший в Иерусалим в 636 году н. э., объявил Палестину вакфом (неотчуждаемой территорией) мусульман. Однако такой взгляд на вопрос был бы неполным, ибо более чем 45вековая история Иерусалима неразрывно связана с историей распространения учения Единобожия, нашедшего свое логичное завершение в Исламе.
В АльКудсе выступали с проповедью и активно действовали многие ключевые мусульманские пророки (мир им), включая и самого последнего Пророка — Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), который совершил ночное путешествие в Иерусалим (мирадж), где ему были явлены картины многих скрытых от людей миров и открыты многие важные предписания и положения Ислама — такие, например, как алгоритм совершения ежедневной пятикратной молитвы (намаза).
Кроме того, именно АльКудс стал первой киблой (направлением совершения молитвы) мусульман, и он оставался ею вплоть до того момента, пока Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) не был ниспослан аят о перемене киблы. После низведения этого аята мусульмане в своем намазе переориентировались на Мекку.
Только этих фактов достаточно, чтобы осознать всю значимость Иерусалима для мусульман. Однако помимо этого существует немало достоверных хадисов, подчеркивающих священный статус АльКудса. Согласно одному из них, один намаз в мечети АльАкса приравнивается к пятидесяти тысячам обычных молитв. Существует также хадис, переданный Абу Зарром, о том, что первой на Земле мечетью является Священная Мечеть в Мекке, а второй — АльАкса.
Исламские святыни Иерусалима
Когда речь заходит об исламских святынях Иерусалима, под ними подразумевается как сам город АльКудс («священный»), так и конкретные мусульманские архитектурные памятники — такие как мечети АльАкса и Куббат асСахра (Купол Скалы) и прилегающая к ним территория с расположенными на ней постройками.
Сам Иерусалим, как уже упоминалось, изначально был тесно связан с историей движения под знаменем Таухида (Единобожия). Со времен завоевания Иерусалима Умаром ибн альХаттабом город получил исламское название БейтальМукаддас, однако с 798 года он стал именоваться АльКудсом. Это произошло после того, как за год до этого его посетил аббасидский халиф альМамун, который приказал произвести ремонт мечети Куббат асСахра. Еще одно мусульманское название Иерусалима, получившее распространение с тех пор, — АльКудс ашШариф, то есть Высокочтимый (Благородный) АльКудс.
Таким образом, исламское название закрепилось за этим священным городом еще в третьем веке хиджры, или в конце седьмого века по христианскому летоисчислению.
Когда речь заходит о главных мечетях АльКудса, многие, в том числе и мусульмане, путают собственно АльАксу и мечеть Куббат асСахра (Купол Скалы). Эта красивейшая выдержанная в синих тонах мечеть с ярким желтым куполом фигурирует во всех телевизионных роликах и фоторепортажах, посвященных борьбе за освобождение исламских святынь Иерусалима. Именно этот храм стал ошибочно визуально ассоциироваться с АльАксой у миллионов людей.
В действительности мечеть Куббат асСахра была возведена позже первого здания АльАксы, она была построена в 691 году н.э. (76 году хиджры) при омейядском халифе Абдель Малике бен Мирване по проекту палестинских инженеров и архитекторов Раджи бен Хайвы и Язида бен Саляма. Эта мечеть находится примерно в середине мусульманского священного архитектурного комплекса, включающего в себя АльАксу.
Куббат асСахра возвышается над окружающей ее территорией примерно на 4 метра и с четырех сторон окружена лестницами с аркадами. Мечеть убрана изысканными орнаментами и богатым декором, выдержанном в зеленых, синих и золотистых тонах: украшениями из мозаики, мрамора, дерева, стекла, керамической и изразцовой плиткой, каллиграфическими надписями, содержащими суры Корана и формулы Единобожия, драгоценными камнями и самоцветами. Сады и деревья, изображенные художником на стенах Куббат асСахра, а также общая гармония цветов призваны напомнить молящимся мусульманам о рае. А часто повторяющиеся изображения двух корон — византийской и сасанидской — по мнению специалистов, символизируют победу Ислама над двумя империями — Византией и Персией. На внешних фасадах мечети Купол Скалы начертана шахада в различных вариациях, прославления Единого Аллаха и Его Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).
В состав священного комплекса также входят несколько минаретов, такие как Баб альМагариба, Баб альСильсиля, Баб альГаванима; ворота БабАсбат, Баб альХатта и Баб альАтам, множество сооружений с купольными покрытиями и колодцами для омовения, галереи, использовавшиеся в истории в качестве места для намаза и медресе, медресе АльГадирийа, альКаримийа, альАухадийа, альБаситыйа, альДавадарийа, альАминийа, альФарисийа, альМаликийа, альАсардийа, представляющие собой религиозную, культурноисторическую и архитектурноэстетическую ценность.
На протяжении всей истории мусульмане бережно заботились об этих исламских святынях. Согласно исследованиям современных историков и искусствоведов, большинство построек сакрального комплекса относится к периоду после мусульманского завоевания Иерусалима, включая те сооружения, которые еще недавно ошибочно датировались более ранними периодами времени.
Современное положение
Основные направления диверсионной деятельности против мусульманских святынь АльКудса были обозначены еще в последние десятилетия прошлого века: это постоянно возобновляющиеся раскопки вокруг священного комплекса, в частности, строительство тоннелей, завуалированные под археологические исследования или реставрационные работы, попытки подрывов или поджогов со стороны радикально настроенных фанатиков, проведение иудейских собраний на территориях, прилегающих к АльАксе и мечети Купол Скалы.
Всплеск действий, направленных против исламских святынь АльКудса, был отмечен в 2004 году. В частности, были предприняты попытки прорыть тоннель под площадью Стены Бурака к южной части мечети, а позднее были разрушены мраморные столбы Музея Ислама.
С началом новых посягательств на АльАксу всколыхнулась и волна новой сионистской риторики: в ответ на заявления Ариэля Шарона о выводе еврейских поселений из Сектора Газа послышались призывы иудейских радикалов взорвать АльАксу. 13 февраля 2004 года сионистские оккупационные власти не позволили мусульманам провести пятничный намаз в Благословенной Мечети. А через день обвалился стометровый участок пути, ведущий к воротам альМагариба, одному из главных входов в АльАксу. Причиной тому послужили все те же раскопки. В том же году неоднократно открывался огонь по молящимся мусульманам, а полиция стала препятствовать прохождению в здание мечети мужчин моложе 40 лет.
В связи с разработкой плана Шарона по выводу еврейских поселений из Сектора Газа под стенами исламских святынь стали все чаще проходить митинги, на которых выкрикивались антимусульманские и расистские лозунги. Все это время чинились всевозможные препоны ведению реставрационных работ в мечети. На территорию мечети под разными предлогами проникали радикально настроенные деятели сионистских движений, и даже представители властей и спецслужб Израиля, ранее не принимавшие всерьез опасения палестинцев относительно посягательств на мусульманские святыни, открыто заявили, что угроза разрушения АльАксы действительно высока.
Тем временем Й. Ацон, глава организации «Строители храмовой горы», открыто призвал разрушить исламские святыни Иерусалима. Его провокационное заявление прозвучало 26 июля 2004 года, а 27 июля тысячи сионистов собрались на площади Бурака, готовясь к штурму АльАксы, в то время как полиция воспрепятствовала собранию палестинских детей на территории мечети, возглашавших восславления Всевышнему Аллаху и скандировавших лозунги в защиту АльАксы.
В израильской прессе была развязана кампания против палестинского управления вакфов. Радикальные сионисты же не оставляли попыток решить вопрос с АльАксой не пропагандистским, а силовым путем. 21 сентября 2004 года более 400 израильских студентов вновь попытались взять мечеть штурмом. С 26 сентября мечеть была и вовсе закрыта по приказу Шарона под предлогом «опасности обрушения молельни Марвана».
В Старый город не пропускали палестинцев моложе 40 лет, небо над АльАксой патрулировали вертолеты Израиля. И на этом фоне 1 ноября 2004 года президент Израиля Кацав заявил, что лозунг «АльАкса в опасности» совершенно оторван от действительности, а выдвигающие его «стремятся подорвать безопасность государства Израиль».
На 10 апреля 2005 года было намечено нападение на АльАксу. В этот день премьерминистр Израиля выдвинул план по разделу АльАксы между мусульманами и иудеями, согласованный с Джорджем Бушем и президентом Израиля Моше Кацавом. В тот же день вокруг мечети выстроилось 30 тысяч палестинцев, пришедших защитить исламские святыни, и штурм мечети, планировавшийся сионистскими оккупантами, не состоялся.
Между тем попытки разрушить АльАксу не были оставлены. Продолжались акты демонстративного пренебрежения к исламским святыням и оскорбления чувств мусульман со стороны вульгарно ведущих себя, пьяных, выкидывающих похабные шутки на территории близ АльАксы и Куббат асСахра.
В 2007 году было возобновлено одно из старейших направлений деятельности, направленной на разрушение АльАксы, — раскопки. Учитывая религиозную подоплеку действий сионистов и проанализировав все представленные факты, можно смело утверждать, что все акты агрессии против исламских святынь Иерусалима — это не плод действий отдельных ультрасионистских группировок или психически неуравновешенных исламофобов. Эти люди и структуры лишь принимают на себя основную часть внимания, затушевывая роль покровительствующих им официальных властей Израиля в акциях, направленных на разрушение АльАксы и других исламских святынь АльКудса.
Все эти годы оккупации палестинцы мужественно противостояли сионистским планам по разрушению исламских святынь. Однако защита АльАксы — задача всего исламского мира. Мусульманам следует вспомнить аяты Святого Корана и сообща противостоять заговорам против мечети АльАкса, вести борьбу стройными рядами, крепко держаться за вервь Аллаха и не разделяться, помня хадис Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) о том, что умма является единым организмом, и когда одна часть тела болит — мучается и страдает весь организм.
Аналитический центр «Амаль»
По материалам www.palestineinfo.ru, www.islam.ru и www.jerusalemites.org, islamrf.ru