RSS | PDA | Архив   Среда 24 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Пространство и время. Возможно ли понимание этих категорий без веры?

21.05.2009 17:52

"Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это только безграничное восхищение устройством мира, насколько наша наука способна его постичь" (Альберт Эйнштейн, 1)  

 

Чуть-чуть о пространстве

 

При открытии более-менее солидного словаря для ознакомления  с определением понятия "пространство", вниманию предстают "подразделы" слова. Воздушное пространство, информационное, многомерное, пространство идей и т.д. и т.п. Но что интересно, в каждом отдельном случае пространство существует как бы само по себе. Скажем, в математике структурными элементами понятия являются «точки», «вектора»...В физике пространство ограничивается "зоной" физических процессов. В психологии оно несет личностный отпечаток. Та же ситуация - в других областях, т.е. аспект пространства не предстает неким единым понятием (пониманием), где все взаимосвязано и взаимопроникаемо. Что вполне понятно, т.к. движение в этих отдельных "многомерностях" "обусловливается" вне зависимости от происходящего рядом (соседней "сфере").

 

Именно "обособленный" подход к каждому "полю" создавал огромные трудности выдающимся научным умам обосновать (объяснить) сделанные ими открытия. Т.к. каждый раз, даже в условиях продвижения науки к уникальным результатам, ученые не могли дать основополагающий ответ - за счет чего, по какой причине происходит так, а не иначе? Потому что ракурс пространства представал с "технической" или "гуманитарной" точек зрения. Приводя к ограниченности в восприятии действительности, вследствие видения всего происходящего если и не спонтанным, то "рамочным", "живущим" внутри своего "мира".

 

Поэтому ничего удивительного нет в том, что почти все великие деятели, внесшие значительнейший вклад в научные разработки, в конце-концов (в той или иной форме) приходили к фиксации некоей субстанции (силы...) в мире, как бы создающей четкий мировой "порядок предметов и процессов". Но далеко не все умы могли громогласно озвучить свое основное жизненное открытие - осознанию "первородности" и причин "порядка" способствует лишь разумно-чувственное восприятие веры. Может, не просто не могли, а не хотели. Или считали, что наука вскоре познает все потаенное... 

 

В реалии же, лишь совокупность научных познаний с религиозной составляющей позволяет осознавать грандиозность Жизни. Всего происходящего. Познаваемого и непознанного. Коран однозначно свидетельствует, что все в этом мире - создано Всевышним. Использование же в Книге, в преломление к небу или горам на земле, терминов "построить" или "установить" подтверждает реализацию Аллахом единого замысла в Мироздании. Где нет и не может быть ни единой случайности. Следовательно, процессы в пространстве - суть следствие Божественного замысла: "Мы простерли землю, установили на ней незыблемые горы и взрастили на ней всякие великолепные пары растений" (Каф: 6-7); "Он – Тот, Кто сотворил ночь и день, солнце и луну. Все плывут по орбитам" (Пророки: 33). "Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день" (Йa Cин: 40). Т.е. речь идет о размеренности. Или соразмерности: "Солнце плывет к своему местопребыванию. Таково предустановление Могущественного, Знающего. Мы предопределили для луны положения, пока она вновь не становится подобна старой пальмовой ветви"(Йa Cин: 38-39).

 

Как говорил герой Игоря Костолевского, учитель астрономии из фильма "Безымянная звезда", "звезды никогда не отклоняются от своего пути". "Место представляет собой  нечто наряду с телами и всякое чувственно-воспринимаемое тело находится в [каком-либо] месте" - писал Аристотель. Продолжая, что "перемещения простых физических тел, например огня, земли и подобных им, показывают не только что место  есть нечто, но также что оно имеет и какую-то силу. Ведь   каждое [из этих тел]...устремляется к своему собственному  месту - одно вверх, другое вниз, а  верх, низ и прочие из шести направлений суть части и виды места"(2).

 

Но соразмерность характерна не только для небесных дел. Взять, хотя бы, животный мир. Из года в год, во время приближения холодов, птицы улетают в теплые края. Можно согласиться, что главное здесь - изменение температуры, но ведь наблюдениями установлено постоянное возвращение пернатых к местам обитания их "прародителей". Т.е. все - взаимосвязано. Пусть связи и невидимы, но они над нами. И между нами: "Тело

 

Вселенной не будет единым иначе как путем соприкосновения  [своих частей]" (Аристотель). Т.е. все движется, развивается. Во имя замысла Создателя.

 

Но раз окружающее нас (материализованное или ощущаемое) создано Величайшим Аллахом, следовательно, все может иметь свой конец. Да и Коран говорит об этом: "Приблизился Час, и раскололся месяц" (Месяц: 1); "В тот день небо разверзнется" (Различение: 25). И вот здесь возникает аспект времени, без которого понятие пространство сложно представить.

 

Чуть-чуть о времени

 

Научно эта стыковка называется своеобразным термином - "физическая модель", а пространственно-временному измерению дается определение континуума (выговорить сложно, однако). В данном контексте  можно вспомнить т.н. Пространство Минковского, в котором функционируют "метрики", "мировые точки", "мировые линии" и т.д. Но, опять-таки, во всем этом нет плавного перехода к четкому объяснению на понятном для всех языке - что подразумевается под всем этим? Возможно ли объединение всех математико-физических наработок в единое целое, чтобы как-то объяснить человечеству Бытие? Или предположить, что нас всех ждет в будущем? Да и вообще - есть ли другое измерение?

 

Тонкость тут в том, что сколько бы умов не работало в звуконепроницаемых кабинетах, вне зависимости от общественно-экономической формации или материального фактора, ответов на эти и аналогичные вопросы никто не дал. Не дает. И, как усматривается, не выдаст. Хотя, на первый взгляд, все вроде на самом деле должно быть понятно: характеристикой пространства является протяженность, а времени - длительность. Однако, на поверку получается то...что получается. Мир действительно периодически потрясают открытия планетарного масштаба, но они ограничиваются алгебраическими или иными объяснениями, каждый раз демонстрируя невозможность прихода к какому-то подтверждающему знаменателю Бытия. Выдающийся американский социальный философ современности, основатель Шиллеровского института науки и культуры Линдон Ларуш в этой связи фиксирует: "Мы делаем какие-то очень простые допущения. Вводим аксиоматические допущения на основе нашего воображения о характере времени и пространства. Мы допускаем, что пространство просто существует в трех измерениях: взад-вперед, вверх-вниз и со стороны в сторону. Допускаем, что время движется в одном измерении: назад и вперед. Допускаем, что в пространстве и во времени все может измеряться как «больше чем» или «меньше чем». Затем мы еще хотим ввести физику в пространство-время". После чего ученый задается вопросом: "Является ли физическое пространство-время, рассматриваемое в русле физических причин и следствий, простой линейной протяженностью или нет?"(3). 

 

Что интересно, прекрасный аргентинский писатель Хулио Кортасар в своих рассказах отвечал на этот вопрос довольно своеобразно: а именно, посредством демонстрации времени "вне времени", т.е. вне конкретного промежутка (протяженности). Когда читатель вдруг ловит себя на том, что время в рассказе исчезает, а затем появляется (имеется ввиду длительность секунд, минут, часа). Но сколько реально прошло, остается лишь предполагать (хотя герои одного из произведений автора - на авто). Следовательно, точно так Х.Кортасар подходит и к теме пространства - куда движется "объект"? И будет ли остановка?

 

Вот здесь скептики, не соглашающиеся искать ответы на "проблемные" вопросы посредством религии, могут отпарировать, что и Коран не конкретизирует данный контекст. Приводится в пример аят: "Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, за шесть дней, и Нас ничуть не коснулась усталость" (Каф: 38). Следом за чем идет ссылка на кораническое: "Он управляет делами с неба до земли, а затем они опять восходят к Нему в течение дня, который продолжается тысячу лет по тому, как вы считаете" ( Поклон: 5). Однако, именно в этом одна из сутей религии. Согласно которой управляемость всеми процессами исходит исключительно к Всевышнему. Лишь Ему ведомо - когда, что, с кем и почему. С учетом же всевечности Аллаха, только Он знает - для чего и в каком объеме уготовано конкретное действо. И это подтверждает Божественность мироздания. Аллах ведь не лишает нас возможности считать, мерить и даже прогнозировать: "Он – Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне – свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счет"(Йунус: 5). Т.е. Бог предоставляет нам значительнейшую конкретику в пространственно-временном измерении. Но оставляя при этом за собой возможность регулировать иными событиями. Причем ради нас. Звучит парадоксально? Отнюдь. Господь ждет. Ждет прихода людей к вере. К поклонению Всевышнему. "Расширяя" для этого время и предоставляя свободу выбора индивидууму, Аллах своими знамениями разъясняет суть вещей. Нередко постепенно, ни в кой мере не подталкивая приход к вере. Являясь Самодостаточным, Аллах не нуждается в искусственности. Посему и познание мира (величия Творца) происходит пошагово(4).

 

Другое дело, что Всевышний проводит водораздел между верующими и неверующими, раскрывая преимущества для первых в этой и следующей жизнях. Параллельно же, говоря о "беззаконниках", Аллах провозглашает: "Ты непременно убедишься, что они жаждут жизни больше всех людей, даже больше многобожников. Каждый из них желал бы прожить тысячу лет. Но даже долгая жизнь ничуть не отдалит их от мучений. Аллах видит то, что они совершают" (Корова: 96). Т.е. Создатель не подгоняет события. Он любит людей, терпеливо призывая их перейти в стан верующих: "Они торопят тебя с наказанием, но Аллах не нарушает Своего обещания, и день у твоего Господа равен тысяче лет по тому, как вы считаете"(Xaдж: 47). Так что, как усматривается, именно забота о людях, ожидание их прихода к вере может находиться в числе причин, по которым временной фактор Аллахом не ограничивается. Отсюда же - констатация Часа без фиксации его конкретного времени: "Просящий просил мучения, которые постигают неверующих. Никто не сможет предотвратить его вопреки Аллаху, Владыке ступеней. Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему в течение дня, равного пятидесяти тысячам лет. Прояви же красивое терпение. Они считают его далеким. Мы же видим, что оно близко" (Ступени: 1-7).

 

Кстати, фактор коранической "неосязаемой объемности" в любой форме направлен в пользу верующих: "Если же вы будете терпеливы и богобоязненны, и если враги нападут на вас прямо сейчас, то ваш Господь поможет вам пятью тысячами меченых ангелов. Аллах сделал это всего лишь благой вестью для вас и дабы ваши сердца утешились благодаря этому, поскольку победа приходит только от Могущественного и Мудрого Аллаха" (Семейство Имрана: 125-126).

 

Заключение

 

Тем самым, в основе пространственно-временного измерения в Коране лежит Любовь Создателя к людям. Берегущего свои наилучшие творения. Посему  предоставляющего время одуматься, задуматься, сделать выводы. Призывающего разуметь знамения. Но при этом, пространство и время, как проявление безграничности Бога сегодня и завтра, также органически входят в архитектуру Мироздания. В красоту Жизни в Вере. В красоту Веры в Жизни.

 

 

Теймур Атаев

политолог, Азербайджан

 

 

1.Albert Einstein, The Human Side

Цит. по: http://www.stephenjaygould.org/ctrl/quotes_einstein.html

2.Аристотель. Физика

3.Линдон Ларуш

а/Выступление Линдона Ларуша в Методологическом университете, г.Москва, 8 июня 1995 г.

б/Отрывки из приложения XI к книге Л.Ларуша «Наука христианской экономики»

4.Насколько познаваем мир через призму ислама?

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/8743/">ISLAMRF.RU: Пространство и время. Возможно ли понимание этих категорий без веры? </a>