RSS | PDA | Архив   Пятница 24 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

«Российский исламский университет открыт для диалога»

08.05.2007 15:34

Ситуация вокруг Российского исламского университета ощутимо всколыхнула мусульманскую общественность, вызвав многочисленные противоречивые отклики. Избрание на собрании учредителей РИУ в качестве исполняющего обязанности ректора

И. К. Загидуллина, по всеобщему мнению «светского ученого», быстро породило слух о том, что из программы Российского исламского университета будут исключены все религиозные дисциплины. Некоторые говорили о фактическом уничтожении мусульманского высшего религиозного образования в России, другие выступали с пикетами и протестными заявлениями, а часть преподавателей РИУ вообще поспешила подать заявления об увольнении. Сегодня, когда вырисовываются контуры намеченных новым руководством РИУ преобразований, становится ясно, что многое совершалось под воздействием эмоций и недостатка достоверной информации. Об этих преобразованиях и новой концепции исламского религиозного образования в России нам расскажет и.о. ректора РИУ Ильдус Котдусович Загидуллин.

Впрочем, эти преобразования пока носят только временный характер, т.к. окончательно вопрос о новом руководстве ВУЗа будет решен осенью на собрании его учредителей.

Ильдус Загидуллин:

«Российский исламский университет открыт для диалога»

Уважаемый Ильдус Котдусович! Что сейчас происходит в сфере мусульманского религиозного образования?

ЗАГИДУЛЛИН ИЛЬДУС КОТДУСОВИЧ
(1963 г. р.).

Закончил исторический факультет Казанского государственного университета, кандидат исторических наук. Является заведующим отделом средневековой истории Института истории АН РТ. Автор монографии «Мусульманская община в Санкт­Петербурге. XVIII – начало ХХ веков». Основные научные направления исследований: аграрная история, татарское национально­освободительное движение, православно­исламские отношения, правовое положение татар в российской империи, краеведение. Особенно активно занимается изучением истории татаро­мусульманской культовой архитектуры, функционирования мусульманских приходов и других исламских институтов в дореволюционной России. 28 марта 2006 года избран ректором Российского исламского университета.

Прошедшие 10­15 лет ознаменовались многими позитивными переменами в жизни мусульман. Наше общество постепенно освобождается от наследия советской тоталитарной системы и идеологии. Уже вырастает новое поколение россиян, сформировавшееся в современных условиях и свободное от прежних идеологических штампов.

Возрождается культурная память народов России. В этой связи прошедшие 15 лет стали важной вехой в возрождении российской уммы. Рост национального самосознания у разных народов, воспитанных в атеистическом духе, отразился в повышенном интересе к культуре. А традиционная культура татар тесно переплетена с исламскими традициями. Этот фактор стал одной из причин высокой общественной активности, выразившейся в усилении интереса к Исламу, в возведении мечетей, в тот период, когда в большинстве деревень не было ни одного человека, умеющего читать Коран, не говоря уже о понимании сути прочитанного.

СПРАВКА

Российский исламский университет является первым в Российской Федерации высшим профессиональным учебным заведением и по ряду показателей превосходит все подобные учебные заведения в России. РИУ был основан в 1998 году Духовным Управлением Мусульман Республики Татарстан, Советом муфтиев России и Институтом истории Академии наук Татарстана. Главными задачами университета являются подготовка специалистов высшей квалификации для религиозных организаций и образовательных учреждений всех уровней, а также педагогических и научных работников в области религиозных и светских наук. На настоящий момент в Российском исламском университете открыты Шариатский факультет, факультет Корана, Теологический факультет, Центр подготовки хафизов Корана и Отделение начального профессионального образования (подготовительное отделение). В дальнейшем планируется открыть и другие факультеты. Также имеются информационный отдел, библиотека, столовая, кафетерий, общежитие на 120 мест, издательство, типография, пошивочный цех для удовлетворения нужд студентов и преподавателей в исламской одежде. Недавно при университете была открыта мечеть. В университете обучаются более 200 студентов различных национальностей из более чем 20 регионов Российской Федерации и ближнего зарубежья.

Постепенно религия стала не только более распространенной, но и обрела более глубокое содержание. Приметой данного явления следует назвать возрождение системы профессионального религиозного образования в России, в советский период локализованный лишь в Средней Азии. Этапным событием стало учреждение в 1998 г. в Казани Российского исламского университета.

Сегодня в развитии образования наметился новый этап. По согласованию с Управлением внутренней политики Администрации Президента РФ был разработан проект – «Концепция развития исламского образования в России». Автором концепции является заместитель Председателя Совета муфтиев России, Председатель Совета по исламскому образованию, ректор Московского исламского университета и Московского исламского института Марат Муртазин. В документе заложен системный и концептуальный подход в оценке сложившейся ситуации, предполагающий создание целостной и многоступенчатой системы религиозного образования в стране. В концепции головным учебным заведением определен университет. Этой высокой миссии призван служить и Российский исламский университет, реализующий сегодня образовательные программы в сфере высшего и светского образования.

Все наслышаны о реорганизации РИУ. Чем она вызвана?

Изменения, произошедшие в РИУ, обусловлены несколькими обстоятельствами. Назначение меня на заседании Совета учредителей, прошедшем 28 апреля 2006 года, руководителем вуза стало следствием желания первого ректора РИУ муфтия Гусмана Исхакова сосредоточить свою деятельность на Духовном управлении мусульман Татарстана, председателем которого он был недавно избран на третий срок. С правовой точки зрения функционирование РИУ противоречило федеральному закону «О свободе совести и о религиозных организациях», согласно которому деятельность в сфере религиозного образования могут осуществлять исключительно религиозные организации (статья 19). Российский исламский университет, зарегистрированный как светское высшее учебное заведение (учредители – Совет муфтиев России, ДУМ РТ и Институт истории им. Ш. М. Арджани АН РТ) ведет образовательную деятельность в сферах и религиозного, и светского образования. О необходимости приведения деятельности РИУ в соответствие с законодательством путем создания нового исламского религиозного института было заявлено в Послании Президента РТ М.Ш.Шаймиева Государственному совету Татарстана. Сегодня руководителями Советом муфтиев России и ДУМ РТ утвержден устав Казанского исламского института.

Какие позитивные перемены повлекли за собой столь кардинальное реформирование ВУЗа?

Теологический факультет РИУ, основанный в 2002 году, – единственный в Российской Федерации факультет с такой спецификой. Он готовит мусульманских теологов, опираясь на традиции «татарского богословского наследия». Студенты, помимо исламских предметов изучают ряд светских предметов и предметов христианского направления. Цель открытия данного факультета – подготовка теологов с мусульманскими взглядами, которые смогли бы профессионально разъяснять принципы Ислама и преподавать его в школах иВУЗах.

При РИУ функционирует совет попечителей, возглавляемый заместителем председателя Совета министров РТ З. Валеевой. В него входят крупные татарстанские ученые, представители Министерства образования республики, «Татнефти» и других крупных промышленных предприятий.

Реформирования ВУЗа, по сути, не происходило. В сентябре 2006 года истекает срок лицензии, дававшей право на ведение образовательной деятельности, что означает сосредоточение деятельности РИУ в области светского образования.

Какая же работа в РИУ ведется сейчас?

Впервые в истории ВУЗа создан проект концепции его развития. В РИУ ведется подготовка по религиозным направлениям «Коранические науки» и «Шариатские науки» с квалификацией «Имам­хатып. Преподаватель шариатских наук и арабского языка» и «Имам­хатып. Преподаватель коранических наук и арабского языка» и по светскому направлению «Теолог». Срок обучения – 4 года. На уровне бакалавриата. Бакалавриат – это лишь первый этап в получении высшего образования. Университет, как заявлено в уставе РИУ, должен выпускать специалистов (магистров). Поэтому разработаны 5­летние учебные планы, позволяющие готовить специалистов, и разработан стандарт по названным религиозным специальностям. Помимо этого, подготовлен пакет документов для получения лицензии по специальности «Иностранный язык с второй дополнительной специальностью» (арабский и турецкий языки).

В современных условиях одним из требований к имаму является наличие у него высшего светского образования. Новые учебные планы религиозных специальностей соединены с учебным планом, дающим квалификацию учителя арабского языка, – языка Корана. Думается, при желании шакирдов и выполнении ими государственного стандарта становится реальным при окончании учебы получить диплом о высшем религиозном и светском образовании.

С какими проблемами Вам приходится сталкиваться в процессе Вашей деятельности?

Ознакомление с состоянием дел в сфере религиозного образования приводит к мысли о скорейшей разработке классификатора по религиозным направлениям и специальностям в системе профессионального образования и утверждения их стандартов.

Несмотря на малочисленность религиозных учебных заведений, каждое из них «варится в своем котле». Думается, что на основе договоров о сотрудничестве на базе РИУ можно будет организовать и семинары, и олимпиады, и спортивные состязания как среди шакирдов, так и среди преподавателей. Уже началась работа по заключению договоров о сотрудничестве со средними специальными учебными заведениями по формированию двухступенчатой системы образования с тем, чтобы выпускники медресе могли продолжить обучение в РИУ и получать высшее религиозное и бесплатное светское образование. Первый такой договор заключен с руководителем Казанского исламского колледжа Мансур­хазратом Джалалетдином. Для ознакомления с руководством, преподавателями и шакирдами наша группа в составе проректора Н. Ибрагимова, декана факультета Корановедения О. Маликова, заведующего подготовительным отделением РИУ Г. Шангараева и некоторых преподавателей выезжала в двухдневную командировку в религиозные учебные заведения Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска и Чистополя.

90 % поступающих в РИУ – это лица, ранее не обучавшиеся в медресе. Поэтому мы будем усиливать профориентационную работу с медресе, организуем свой «Малый университет» для работы с будущими абитуриентами. Требуется также повышение квалификации преподавателей и качества обучения.

Что Вы планируете сделать в качестве ректора?

Прежде всего – это получение лицензий по специальностям. Обеспечение успешной работы приемной комиссии. Проведение летом с приглашением всех заинтересованных сторон научно­практической конференции для обсуждения проекта «Исламского образовательного комплекса во главе с РИУ», в состав которого, помимо РИУ, войдут Казанский исламский институт, медресе и другие учреждения.

На повестке дня стоит также разработка 5­летнего плана развития РИУ. Российский исламский университет открыт для диалога и сотрудничества со всеми, кто заинтересован в развитии исламского образования.

Беседовал Исмагил Гибадуллин

(статья опубликована в журнале «Минарет», № 9)

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/89/">ISLAMRF.RU: «Российский исламский университет открыт для диалога»</a>