RSS | PDA | Архив   Воскресенье 5 Май 2024 | 1433 х.
 

И снова о некоторых тенденциях мировой геополитики

29.06.2009 17:27

В преддверие запланированного на 6-8 июля визита президента США в Россию…  

 

Как представляется, практически все внешнеполитические шаги Белого Дома и Кремля за июнь месяц несли характер приобретения геополитического "запаса прочности" перед исторической встречей. Попытаемся рассмотреть некоторые из них через призму активности Москвы.

 

Ближневосточное направление

 

Июньская международная тематика открылась для Москвы визитом в Россию зампремьера, главы МИД Израиля Авигдора Либермана. Не исключено, что последний преследовал цели прозондировать позицию Кремля в преддверие ожидавшегося выступления президента США Барака Обамы в Каире. Посему и заявил, что Тель-Авив "с самого начала" видит в России "одного из основных партнеров и по региональному урегулированию, и по палестинской проблеме". Дмитрий Медведев определил Израиль "ключевым игроком", от позиции которого очень многое зависит на Ближнем Востоке"(1).

 

В целом суть переговоров общественности представлена не была. Но вот в выступлении спустя 20 дней на встрече с постоянными представителями стран – членов ЛАГ Д.Медведев озвучил позицию страны. Высказавшись в пользу создания "независимого, суверенного и жизнеспособного палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме", он призвал к отказу "от любых односторонних действий, включая израильскую поселенческую активность". "Важным этапом наших действий" назвав Московскую конференцию по Ближнему Востоку. В принципе позиция Москвы в этом вопросе оказалась созвучной сказанному главой США в том же июне, в том же Каире. Тонкость в том, что в заявлении совета ЛАГ от 25 июня подчеркнута готовность арабских страны "идти навстречу предложению Б.Обамы по урегулированию арабо-израильского конфликта". О конференции в Москве пока речи нет, что особых комментариев не требует.

 

В контексте вышеизложенного можно также отметить, что "взаимодействие России и арабского мира" Д.Медведев определил "важнейшим фактором мировой политики", обратив особое внимание на "духовную близость". Заявив же об Исламе, как о "неотъемлемой части российской истории и культуры", президент назвал Россию "органичной частью" мусульманского мира". Тем самым, Ближний Восток является на сегодня одним из краеугольных камней внешней политики. В связи с чем обе стороны используют "исламскую составляющую". Другое дело, что, как и в случае с выступлением Б.Обамы, явно просматривается нахождение ближневосточной темы не на первых ролях и для Кремля. Правда, в каирской речи Д.Медведев не увязал с ближневосточными афгано-пакистанские проблемы. Но об этом говорилось на другом форуме. 

 

Кто распутает клубок противоречий вокруг Исламабада и Кабула?

 

На заседании Совета глав государств – членов ШОС Д.Медведев разрешение "проблемы Афганистана без... принятия безотлагательных мер по уничтожению террористических гнезд на территории Пакистана" назвал невозможным. Во время переговоров с президентом Пакистана Асифом Али Зардари раскрыв, что не предприняв "совместных усилий для борьбы" с терроризмом  "мы никогда не сможем победить их". Подчеркнув при этом готовность "к кооперации по всем направлениям". Т.е. Москва дистанцировала официальный Кабул от  "экстремистов".

 

В том же июне спецпредставитель США в Афганистане и Пакистане Ричард Холбрук заявил о "широкой поддержке народа" пакистанских властей. Имея в виду боевые действия между правительственными войсками и членами "Талибана" в долине Сват и прилегающих районах на северо-западе.

 

Однако, при схожести подхода к оценке ситуации в регионе, меры ее нормализации у Белого дома и Кремля разнятся. Так, в связи с "гуманитарным кризисом на западе Пакистана" Р.Холбрук сообщил о рассмотрении Конгрессом США вопроса об ассигновании дополнительно 200 млн. долларов на оказание помощи (всего до 330 млн). Д.Медведев же отметил актуальность развития "полноценных" двусторонних отношений для оздоровления "общей обстановки в регионе". Должных "способствовать в целом сохранению Пакистана как единого и сильного государства". По всей видимости, глава Пакистана воспринял сказанное российским президентом, отметив наличие факторов по открытию "новой главы" в отношениях между "двумя великими странами".

 

Трехстороннюю же встречу, когда к первым двум присоединился президент Афганистана Хамид Карзай, Д.Медведев определил "весьма перспективным форматом". Очертив его основу продиктованную "естественными функциями" России, как одного из "коспонсоров процесса урегулирования вокруг Афганистана, и нашими экономическими предложениями в этой сфере". Здесь уже Х.Карзай высказал понимание позиции Москвы. Помимо взаимодействия в области борьбы с терроризмом, поддержав "расширение доступа к экономикам трех стран" и причислив Афганистан к числу "полных партнеров в этом весьма своевременном начинании".

 

Как бы то ни было, однозначно усматривается, что в настоящее время между США и Россией ведется (пусть и не напрямую) борьба за лидерство в пакистано-афганском направлении. Где каждая из сторон предпринимает тонкие шаги. Вашингтон, например, вновь "столкнулся" с угрозой "Аль-Каиды". Естественно, с пакистанской окраской, в плане якобы использования ядерного оружия страны против США. Совпадение?

 

Очевидно, что данный регион становится центром притяжения геоинтересов всех мировых стран-лидеров, и, возможно, там ожидаются нешуточные баталии. В особенности с учетом нахождения в регионе и интересов укрепляющегося Пекина. Пока же сторонами предпринимаются "промежуточные" шаги, в ряде случаев явно на основе предварительных договоренностей. Так, парламент Кыргызстана одобрил соглашение между Вашингтоном и Бишкеком о преобразовании авиабазы "Манас" в Центр транзитных перевозок для обеспечения военной операции в Афганистане. Решение о "транзите грузов" Д.Медведевым было оценено как "польза общему делу" на антитеррористическом направлении.

 

В то же время, на геополитической поверхности вновь активизируются "блочные" формы достижения внешнеполитических целей.

 

Июньские саммиты стран-членов организаций ШОС и БРИК

 

Насколько усматривается, на заседании данных структур российские власти продекларировали позиции не только в ракурсе отдельных регионов, но и в целом по своему видению тенденции развития общемировых процессов. Скажем, Д.Медведев недвусмысленно заявил о необходимости создания саммитом БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) условий "для более справедливого мироустройства и формирования благоприятной среды",  позволяющих решать "актуальные задачи мирового масштаба". Эти мысли нашли отражение и в совместном заявлении лидеров стран БРИК, выразивших "приверженность продвижению реформы международных финансовых институтов" в целях создания "более диверсифицированной валютной системы". И подчеркнувших позицию "в пользу более справедливого многополярного миропорядка". Вследствие чего участники поддержали "диверсификацию энергетических ресурсов и предложений энергоносителей" в качестве основы "новой энерго-инфраструктуры".

 

Актуальность создания "новой системы глобальной финансовой безопасности" была затронута Д.Медведевым также на заседании Совета глав государств – членов ШОС (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан). "Доллар США со своими функциями не справился", посему происходит "осознание... невозможности  обойтись... без дополнительного количества резервных валют", - заявил Д.Медведев. Обозначив "национальную валюту РФ" (в т.ч.) претендентом "на такую функцию... в обозримой исторической перспективе".

 

Данная позиция получила развитие в совместной Декларации участников. Зафиксировавшей не только необходимость "формирования равноправного, всеобъемлющего международного финансового порядка, учитывающего реальное соотношение интересов всех его участников", но и неправильность обеспечения "безопасности одних в ущерб безопасности других".

 

Тем самым, форматы ШОС и БРИК получили в июне несколько иное "измерение". Не случайно, говоря об этих саммитах в Каире, президент России подчеркнул "ответственность государств... за поиск региональных ответов на глобальные вызовы современности". В свою очередь, перспективные механизмы БРИК и ШОС по "согласованию подходов к решению актуальных проблем" отмечено и в совместном Российско-Китайском заявлении по итогам встречи на высшем уровне. "По пути" подчеркнувшим важность "раскрытия потенциала многообразных региональных структур". К слову, председатель КНР Ху Цзиньтао "стратегическое взаимодействие" между Пекином и Москвой назвал вкладом в "дело обеспечения мира и стабильности в регионе и в мире".

 

Что еще? Заключение

 

Таким образом, в геополитическом ракурсе, июнь, наверняка, будет считаться одним из основополагающих месяцев 2009 г. Правда, в "теоретическом" обрамлении. Но от теории до практики расстояние иногда "сужается" очень быстро. Особенно в условиях встреч на высшем уровне между мировыми лидерами. Поэтому переговоры Д.Медведева с Б.Обамой могут стать отправной точкой на пути решения ряда важнейших мировых вопросов.

 

Вряд ли пройдет незамеченным и подписание соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. Тем более с учетом подчеркивания Д.Медведевым актуальности сочетания в рамках структуры "союзнического взаимодействия" с ШОС. Тут же рядом и "иранский вопрос", актуализировавшийся настолько, что тегеранский режим столкнулся с различными оттенками "цветной революции". В этом направлении между Россией и США пока точек соприкосновения на взаимопонимание не просматривается. Оценивая обстановку в Иране, МИД России Сергей Лавров однозначно подчеркнул необходимость решать все вопросы "с состоявшимися выборами... на основе иранских законов". Добавив, что "именно так все и происходит" (2).

 

А разве будет обойден вниманием Южный Кавказ? В начале июня Д.Медведев провел встречи с президентами Азербайджана и Армении. В Баку же он завершает этот "плотнейший" месяц, куда прибыл с рабочим визитом по приглашению Ильхама Алиева. В преддверие которого председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер подчеркивал: "Хорошо складываются взаимоотношения и с Азербайджаном. Надеемся, что в ходе предстоящей поездки в Баку мы придем к новым важным соглашениям" (3). Значит, будут обсуждаться и такие вопросы как реализация проекта Набукко ну и, конечно же, проблема Нагорного Карабаха.

 

Безусловно, ареал интересов США и России не ограничивается освещенными выше регионами. "Обязательная программа" июльских обсуждений не может не включить оценку американской стороной прозвучавшего в Нидерландах известного заявления Д.Медведева о заключении "юридически обязывающей" договоренности по замене Договора о СНВ. Зафиксировав несогласие с планами создания глобальной ПРО, глава России  подчеркнул возможность сокращений только в случае снятия США "российских озабоченностей".

 

Следующий "скользкий" контекст - положительная оценка Москвы предложения президента итальянской нефтекомпании Eni (ЭНИ) Паоло Скарони о создании «Глобального нефтяного агентства». Речь идет об учреждении состоящего из всех экспортеров и потребителей нефти контролирующего органа.

 

Еще одним пунктом приложения "возможных вариантов" новых форм реализации геоинтересов является, безусловно, африканский континент. Куда в конце месяца совершил вояж российский президент, и где между «Газпромом» и «Нигерийской национальной нефтяной корпорацией» было подписано соглашение о создании СП. Так что мы оказываемся на пороге значимых договоренностей (пусть и неафишируемых) общемирового значения.

 

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

 

1. Все высказывания Д.Медведева, а также выдержки из приводимых документов цитируются согласно информации портала президента России.

2. Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ. 

3. Доклад Председателя Правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера на годовом Общем собрании акционеров.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/9315/">ISLAMRF.RU: И снова о некоторых тенденциях мировой геополитики</a>